Дом свободного ребёнка это:

Дом свободного ребёнка
(«Дом свобо́дного ребёнка», )
        школа экспериментального типа для детей от 5 до 10 лет; была организована в 1906 членами Московского кружка совместного воспитания и образования (во главе с К. Н. Вентцелем (См. Вентцель)), выступившими в период Революции 1905—07 за создание «новых школ» на основе принципов, сформулированных представителями мелкобуржуазной теории свободного воспитания (См. Свободное воспитание). «Д. с. р.» представлял собой самоуправляющуюся педагогическую общину, объединявшую на равных началах детей, учителей и родителей. Сначала занятия строились на основе свободной группировки детей по их интересам. Центром всех занятий был творческий труд детей, обучение считалось второстепенным делом и сводилось к объяснению вопросов, возникавших у детей в процессе трудовых занятий. Опыт работы «Д. с. р.» показал, что воспитанники не получали знаний, необходимых для продолжения образования, и отдельные родители стали переводить своих детей в обычные школы. Руководители «Д. с. р.» ввели регулярные учебные занятия, классно-урочную систему, временных учителей заменили штатными педагогами и т.п. Но все эти «новшества» противоречили теории свободного воспитания, и в 1909 «Д. с. р.» прекратил своё существование.
         Лит.: Вентцель К. Н., Дом свободного ребенка (Как создать свободную школу), 3 изд., М., 1923; Кистяковская М. В., Горбунова-Посадова Е. Е., Первый опыт трудовой школы. «Дом свободного ребенка», М.—П., 1923; Чувашев И. В., Очерки по истории дошкольного воспитания в России (до Великой Октябрьской социалистической революции), М., 1955, с. 281—88.
         М. Ф. Шабаева.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Дом свободного ребёнка" в других словарях:

  • ДОМ СВОБОДНОГО РЕБЁНКА — эксперим. уч. воспитат. учреждение для детей 5 10 лет, основывавшее свою деятельность на принципах теории свободного воспитания, существовало в Москве в 1906 09. Д. с. р. организован Об вом друзей естеств. воспитания на базе семейного дет. сада М …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Дом свободного ребёнка —     экспериментальное учебно воспитательное учреждение для детей 5 10 лет в Москве (1906 09). Организовано Обществом друзей естественного воспитания на базе семейного детского дома М. Станиловской (осн. в 1903). После закрытия общества (1907) Д.с …   Педагогический терминологический словарь

  • СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ — направление в пед. теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём. Ведущие принципы С. в.: вера педагога в творческие… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Вентцель, Константин Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вентцель. Вентцель Константин Николаевич (имя по метрической книге Константин Ромео Александр) (24 ноября 1857 10 марта 1947) педагог. Вентцель Константин Николаевич Вентцель Константин …   Википедия

  • Свободное воспитание —     направление в педагогической теории и практике, рассматривающее воспитание как помощь природе ребёнка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нём.    Ведущие принципы С.в.: вера… …   Педагогический терминологический словарь

  • Вентцель Константин Николаевич — [24.11(6.12).1857‒10.3.1947, Москва], русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. В студенческие годы участвовал в революционном движении, отбывал тюремное заключение (1885‒87). В годы 1 й мировой войны выступал против… …   Большая советская энциклопедия

  • Вентцель —         Константин Николаевич [24.11(6.12).1857 10.3.1947, Москва], русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания (См. Свободное воспитание). В студенческие годы участвовал в революционном движении, отбывал тюремное заключение… …   Большая советская энциклопедия

  • Экспериментальные школы —     учебно воспитательные учреждения, предназначенные для проверки, выработки или обоснования новых для своего времени педагогических идей, а также практического опыта учителей. Начали возникать в странах Западной Европы в 17 18 вв.: школа в… …   Педагогический терминологический словарь

  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ — уч воспитат. учреждения, предназначенные для проверки, выработки или обоснования новых для своего времени пед.идей, а также практич.опыта учителей и педагогов Начали возникать в странах Зап Европы в 17 18 вв В школе в Шарошпатаке (1650 54) под… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • ВЕНТЦЕЛЬ — Константин Николаевич [24.11(6.12).1857, Петербург, 10.3.1947, Москва], педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Учился в Технол. ин те (1875 76) и Петерб. ун те (1876 77). С 1880 участник рев. народнич. движения (в 1885 арестован… …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»