Додекафония это:

Додекафония
(от греч. dódeka — двенадцать и phоnе — звук; буквально — двенадцатизвучие)
        метод сочинения музыки, возникший в процессе развития атонализма (см. Атональная музыка). Один из путей к современному Авангардизму. Первые попытки создания музыкальных произведений по принципу Д. были сделаны австрийским композитором Й. Хауэром в 1910-х гг.; полностью метод Д. разработал и ввёл в практику австрийский композитор А. Шёнберг (5 фортепианных пьес опус 23, 1923). Сущность метода Д. состоит в том, что составляющие произведение мелодические голоса и созвучия производятся из так называемой серии (ряда; нем. — die Reihe) — определённой последовательности 12 звуков различной высоты. Серия включает все тона хроматического звукоряда, ни один из которых в ней не повторяется; она представляет избранный для данного сочинения комплекс интервалов, составляющий его «интонационную основу». Серия применяется в различных формах (модусах): в основном виде, в ракоходном варианте, обращении (инверсии), ракоходном обращении. Каждый модус может быть изложен от каждой из 12 ступеней высотной системы; т. о., всего звуковых форм может быть до 48. При сочинении музыки композитор по своему желанию выбирает те или иные группы звуков различных модусов серии для мелодии, контрапунктирующих голосов, аккордов. Введение каких-либо сочетаний звуков, не являющихся производными серии, не допускается. Некоторые композиторы, не отказывающиеся от ладотональной основы музыки, применяют технику Д. в отдельных эпизодах своих произведений. См. также Серийная техника, Пуантилизм.
        
         Лит.: Тильман И., О додекафонном методе композиции, «Советская музыка», 1958, № 11; Денисов Э., Додекафония и проблемы современной композиторской техники, в сб.: Музыка и современность, в. 6, М., 1969; Hauer J., Vom Wesen des Musikalischen. Ein Lehrbuch der Zwölftonmusik, W., 1920; Schönberg A., Style and idea, N. Y., [1950J; Křenek E., Zwölftonkontrapunkt-Studien, Mainz, 1952; Jelinek H., Anleitung zur Zwölftonkomposition, Bd 1—2, W., 1952—58; Perle G., Serial composition and atonality, 2 ed., Berk.—Los Ang., 1968.
         Ю. H. Холопов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Додекафония" в других словарях:

  • ДОДЕКАФОНИЯ — (древнегр. dodecaphonia двенадцатизвучие), или композиция на основе 12 соотнесенных между собой тонов, или серийная музыка (см. СЕРИЙНОЕ МЫШЛЕНИЕ) метод музыкальной композиции, разработанный представителями так называемой нововенской школы… …   Энциклопедия культурологии

  • ДОДЕКАФОНИЯ — [< гр. dodeka двенадцать + phone звук] муз. техника композиции музыкальных произведений, при которой используются двенадцать полутонов октавы. Введена австрийским композитором А. Шёнбергом (1874 1951). Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ДОДЕКАФОНИЯ — (от греч. dodeka двенадцать и phone звук) метод сочинения музыки, возникший в 20 в. Разработан австрийским композитором А. Шенбергом. Музыкальная ткань произведения, написанного в технике додекафонии, выводится из т. н. серии (ряда, нем. die… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Додекафония — (от греческого dodeka двенадцать и phone звук), один из видов композиторской техники 20 в. Метод сочинения (теоретически разработан А. Шенбергом), при котором музыкальная ткань произведения выводится из 12 тоновой серии определенной интервальной… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Додекафония — (от греч. δώδεκα  двенадцать и греч. φωνή  звук)  техника музыкальной композиции, разновидность серийной техники, использующей серии из «двенадцати лишь между собой соотнесённых тонов»[1]. Додекафонные методы сочинения музыки были… …   Википедия

  • Додекафония —         (от греч. dodeka двенадцать и ponn звук, букв. двенадцатизвучие) способ сочинять музыку, пользуясь двенадцатью лишь между собой соотнесёнными тонами ( Komposition mit zwцlf nur aufeinander bezogenen Tцnen , А. Шёнберг), один из видов совр …   Музыкальная энциклопедия

  • додекафония — [дэ], и; ж. [от греч. dōdeka двенадцать и phōnē звук, голос] Муз. Метод музыкальной композиции, основанный на утверждении абсолютного равенства двенадцати тонов хроматической гаммы и отрицании ладовых связей. ◁ Додекафонический, ая, ое. * * *… …   Энциклопедический словарь

  • Додекафония — (от греч. δωδεχα двенадцать и φωνη звук) серийная музыка, сериализм, созданный в начале 20 в. вид современной атональной композиторской техники. В основе Д. лежит понятие серии произвольно установленной до начала создания произв.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Додекафония — (от греч. звук, букв. двенадцатизвучие) способ сочинять музыку, пользуясь двенадцатью лишь между собой соотнесенными тонами (А. Шёнберг), один из видов современной музыкальной техники, возник в процессе развития атональной музыки. В основе… …   Музыкальный словарь

  • додекафония — ж. Метод музыкальной композиции, основанный на отрицании ладовых связей между звуками и на абсолютном утверждении всех тонов хроматической гаммы. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Додекафония, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Додекафо?ния (от греч. ?????? — двенадцать и греч. ???? —… Подробнее  Купить за 1125 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»