Днепровского бассейна речные порты это:

Днепровского бассейна речные порты
        основные воднотранспортные центры, организующие перевозки грузов и пассажиров по Днепру и его притокам, связывающим промышленные и с.-х. районы УССР и частично БССР с приречными пунктами бассейна, и перевалку грузов на железные дороги и с железных дорог. С 1967 перевозки в бассейне осуществляются и на судах смешанного типа, могущих заходить в порты Дуная, Чёрного, Азовского и Средиземного морей.
         Начало портового строительства в бассейне относится к 1899 — времени сооружения гавани у Киева. До 1-й мировой войны 1914—18 строительство портов в Киеве, Екатеринославе (Днепропетровск) и Херсоне под руководством Киевского округа путей сообщения шло медленно. Перегрузочных механизмов, кроме нескольких плавучих зерноперегружателей в Херсоне, не было. Грузовые работы производились вручную. С созданием на Днепре государственного пароходства (1922) началось интенсивное портово-пристанское строительство. Доля механизированных грузовых работ в 1940 составила 2/3 от всех перегрузочных операций в бассейне. Были построены каменные склады, бетонированные грузовые площадки, речные вокзалы в крупных пунктах; для причала пассажирских судов использовались дебаркадеры. В годы Великой Отечественной войны 1941—45 фашистские захватчики разрушили причалы, склады, перегрузочные механизмы. После войны заново сооружены речные порты в Черкассах, Кременчуге, Днепродзержинске, Никополе, капитально реконструированы в Киеве, Днепропетровске, Херсоне. Построены вокзалы в Черкассах, Днепропетровске, Запорожье, Херсоне, а в 1959 в Киеве. Средствами портов охвачено по сухогрузам 85,6% общего объёма грузооборота портов, 13,6% — средствами грузовладельцев (1970). Комплексная механизация грузовых операций в 1970 достигла 97,6%. Киевский, Днепропетровский и Запорожский порт им. В. И. Ленина являются перевалочными для грузов, отправляемых с железной дороги на воду (и обратно) по одному транспортному документу. Удельный вес перевалок по бассейну составил во всей грузопереработке 29,8% в 1970.
         Д. б. р. п. имеют для местных перевозок приписной флот. После окончания строительства в 9-й пятилетке Каневского гидроузла порт Киев и все лежащие ниже по Днепру порты смогут принимать суда с осадкой до 3,65 м (в том числе и морские).
         Киевский порт расположен на правом берегу Днепра, в 872 км от устья Днепра. Это крупнейший порт в бассейне по объёму грузовых операций. Отправляет кварциты, промышленные и продовольственные грузы; принимает уголь, минерально-строительные материалы, шлаки, зерно, овощи и бахчевые, тарно-штучные грузы. Здесь начало многих транзитных пассажирских линий. Приписной флот перевозит 4,54 млн. пассажиров в год (1970).
         Черкасский порт — на правом берегу Кременчугского водохранилища, в 663 км от устья. Кременчугский порт — на левом берегу, в нижнем бьефе Кремгэс, в 549 км от устья. Днепродзержинский порт — на правом берегу, в нижнем бьефе Днепродзержинского водохранилища, в 437 км от устья. В грузообороте названных трёх портов основное место занимают минерально-строительные материалы, металлолом, шлаки и прочие грузы.
         Днепропетровский порт находится в 399 км от устья. Порт отправляет уголь, минерально-строительные материалы; принимает кварциты, плодоовощи и прочие грузы. Два участка порта расположены на правом берегу, где производятся операции главным образом со штучными грузами, и один участок — на левом берегу (переработка массовых грузов).
         Запорожский порт им. В. И. Ленина введён в действие в 1932, одновременно с Днепрогэсом. Находится на левом берегу, в 312 км от устья. Основные грузы в отправлении — железная руда, переваливаемая с железной дороги и идущая по реке через Брест (БССР) на экспорт, уголь и угольная шихта, отправляемая в Херсон, Николаев и дальше на экспорт; в прибытии — бокситы (импортные), которые переваливаются в Херсоне или Николаеве с морских судов на речные. В 1970 грузы порта направлялись в морские порты Ялта, Феодосия, Ильичёвск, Скадовск (минерально-строительные материалы), Измаил (шихта).
         Херсонский порт (до 1946 — пристань) — на правом берегу Днепра, в 28 км от устья, на стыке речных и морских путей. Отправляет бокситы, овощи и бахчевые, промышленные и продовольственные товары; принимает уголь, минерально-строительные материалы, зерно и прочее. По количеству перевозимых пассажиров (6,17 млн. пассажиров в 1970) порт занимает 1-е место в бассейне.
         Н. Х. Заика, Б. А. Мирошниченко.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Днепровского бассейна речные порты" в других словарях:

  • Украинская Советская Социалистическая Республика —         УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна).          I. Общие сведения          УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… …   Большая советская энциклопедия

  • Днепр — (укр. Днiпро, др. греч. Borysthénēs Борисфен)         вторая после Волги по длине и площади бассейна река Европейской части СССР. Длина 2200 км (до постройки водохранилищ 2285 км), площадь бассейна 504000 км2. Берёт начало с Валдайской… …   Большая советская энциклопедия

  • Херсонский морской порт —         торговый, на правом берегу Днепра, в 25 км от Днепровского лимана и в 96 км от моря. Входит в состав Черноморского пароходства. Основан в 1737. Развитию внешних связей порта препятствовала недостаточная глубина Днепра. В конце 90 х гг. 19 …   Большая советская энциклопедия

  • Днепродзержинск — (до 1936 Каменское)         город в Днепропетровской области УССР. Порт па Днепре (см. Днепровского бассейна речные порты). Ж. д. станция. 227 тыс. жителей в 1970 (40 тыс. жителей в 1913; 148 тыс. жителей в 1939). Д. один из крупных… …   Большая советская энциклопедия

  • Днепропетровск — (до 1926 Екатеринослав)         город, центр Днепропетровской области УССР. Порт на Днепре (см. Днепровского бассейна речные порты). Основная часть Д. расположена вдоль Днепра на возвышенном правом берегу, меньшая (Амур Нижнеднепровский район и… …   Большая советская энциклопедия

  • Евразия — (Eurasia) Содержание Содержание Происхождение названия Географические характеристики Крайние точки Евразии Крупнейшие полуострова Евразии Общий обзор природы Границы География История Страны Европы Западная Европа Восточная Европа Северная Европа …   Энциклопедия инвестора


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»