Детское кино это:

Детское кино
        произведения киноискусства — художественные (игровые и мультипликационные), хроникально-документальные и научно-популярные фильмы, создаваемые специально для детей. К Д. к. относятся также фильмы для взрослых, по своему содержанию соответствующие задачам воспитания подрастающего поколения. В СССР Д. к. — одно из активных средств коммунистического воспитания детей. Оно использует и развивает традиции советского киноискусства, опыт, художественные достижения советской литературы и театра, следует принципам советской педагогики. При работе над детским фильмом учитываются возрастные особенности юных зрителей, специфика их мышления, эстетического восприятия.
         Впервые Д. к. как особая область киноискусства было создано в Советском Союзе. В дореволюционной России в Петербурге, Москве и др. городах иногда устраивались киносеансы для детей, на которых демонстрировались экранизации русских народных сказок, классической литературы, первые русские мультипликационные фильмы. В 1918 был выпущен первый фильм для юных зрителей («Сигнал» по рассказу В. Г. Гаршина, режиссёр А. А. Аркатов). С 1924 началось регулярное производство детских фильмов. В 1927 состоялось совещание по вопросам детского и школьного кино под председательством Н. К. Крупской, которое оказало большое влияние на развитие Д. к. В крупных городах были открыты детские кинотеатры, началась кинофикация школ, создан научно-методический киносектор при Центральном доме художественного воспитания детей в Москве (в 1931), на студии «Союзкинохроника» (Москва) стал выходить ежемесячный киножурнал «Пионерия» (по инициативе режиссёра А. А. Ованесовой). В 1936—48 в Москве работала киностудия «Союздетфильм», являвшаяся центром советской детской кинематографии. В 1936 создана студия «Союзмультфильм», выпускающая мультипликационные фильмы для детей. В 1959 при киностудии «Мосфильм» организовано объединение «Юность», в 1963 киностудия им. М. Горького преобразована в Центральную киностудию детских и юношеских фильмов им. М. Горького. Создаются фильмы для детей и юношества, разнообразные по жанрам, видам, тематике. Ставятся киноэпопея и сказка, драма и комедия, новелла лирическая и сатирическая, приключенческий фильм, экранизируются произведения литературы. Фильм «Красные дьяволята» (1923, по повести П. А. Бляхина, режиссёр И. Н. Перестиани) по существу положил начало революционной теме в советском Д. к. Ярким, значительным явлением стал первый звуковой детский фильм «Рваные башмаки» (1933, режиссёр М. А. Барская; повторно выпущен в 1970) о жизни детей немецких рабочих в годы, предшествующие фашизму. Героике революции и Гражданской войны, жизни и подвигам советских детей и молодёжи во время Великой Отечественной войны 1941—45 посвящены многие фильмы, в том числе: «Федька» (1937, режиссёр Н. И. Лебедев), «Дума про казака Голоту» (1937, по «РВС» А. П. Гайдара, режиссёр И. А. Савченко), «Белеет парус одинокий» (1937, по повести В. П. Катаева, режиссёр В. Г. Легошин), «Жила-была девочка» (1944, режиссёр В. В. Эйсымонт), «Сын полка» (1946, по повести В. П. Катаева, режиссёр В. М. Пронин), «Молодая гвардия» (1948, по роману А. А. Фадеева, режиссёр С. А. Герасимов). Для советского Д. к. с самого начала его развития характерны широкий тематический охват явлений современной жизни, обращение к проблемам формирования характера ребёнка в советском обществе, долга и дружбы, морали и этики, жизни школы и т.д. На материале современности построены фильмы: «Тимур и его команда» (1940, по повести Гайдара, режиссёр А. Е. Разумный), «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953, по А. Л. Барто, режиссёр А. М. Граник), «Васёк Трубачёв и его товарищи» (1955), «Отряд Трубачёва сражается» (1957) (по повести В. А. Осеевой, режиссёр обоих фильмов И. А. Фрэз), «Друг мой, Колька!» (1961, режиссёры А. А. Салтыков и А. Н. Митта), «Добро пожаловать...» (1964, режиссёр Э. Г. Климов), «Последний день каникул» (1964, режиссёр А. П. Жебрюнас), «Звонят, откройте дверь» (1966, режиссёр Митта), «Доживём до понедельника» (1969, режиссер С. И. Ростоцкий) и др. В лучших фильмах проявилось стремление ввести детей в реальный мир глубоких человеческих отношений, научить самостоятельно мыслить и оценивать жизненные явления. Значительную часть фильмов для детей составляют фильмы-сказки, многие из которых основаны на фольклорном материале или представляют собой экранизацию лучших произведений классической и современной литературы. Большую популярность получили фильмы: «По щучьему велению» (1938), «Василиса Прекрасная» (1940), «Конёк-Горбунок» (1941), «Кащей Бессмертный» (1945) (режиссёр всех фильмов А. А. Роу), «Каменный цветок» (1946, по П. П. Бажову, режиссёр А. Л. Птушко), «Золушка» (1947, режиссёры Н. Н. Кошеверова и М. Г. Шапиро) и др. В 60-е гг. в фильмы-сказки вводятся бытовые, реалистические черты, элементы пародии, стилизации, современная разговорная речь («Морозко», режиссёр Роу, «Айболит-66», режиссёр Р. А. Быков, и др.). Сказочный жанр успешно развивается в мультипликационных фильмах. В 30-х гг. выпущены «Новый Гулливер» (1935), «Золотой ключик» (1939, по А. Н. Толстому) (режиссёр обоих фильмов Птушко), где игра актёров сочетается с рисованной и объёмной мультипликацией. Тематическое разнообразие, богатство изобразительных приёмов, высокий художественный вкус характеризуют фильмы: «Конёк-Горбунок» (1947, режиссёр И. П. Иванов-Вано), «Федя Зайцев» (1948, режиссёры В. С. и З. С. Брумберг), «Каникулы Бонифация» (1966, режиссёр Ф. С. Хитрук), «Варежка» (1967, режиссёр Р. А. Качанов) и др.
         Большое значение для воспитания детей имеют выдающиеся советские фильмы: «Мать» В. И. Пудовкина (по М. Горькому), «Чапаев» братьев Васильевых (по Д. М. Фурманову), трилогия о Максиме Г. М. Козинцева и И. З. Трауберга, «Детство Горького» М. С. Донского (по М. Горькому) и др.
         В создании детских фильмов участвуют видные писатели, художники, композиторы. К работе в Д. к. обращались режиссёры Л. О. Арнштам, В. М. Петров, Г. Л. Рошаль, В. А. Шнейдеров, С. И. Юткевич и др.
         Широко использует Д. к. возможности документального и научно-популярного кино. Выпускаются научно-популярные киножурналы для детей: «Звёздочка» (4 раза в год), «Хочу всё знать» и «Горизонт» (ежемесячно), документальный киножурнал «Пионерия» (ежемесячно). Для научно-популярных фильмов характерно сочетание гуманистической направленности с занимательностью, научного содержания с поэтичной сказочной формой («Русачок», «Серая звёздочка», «Как чайка догоняла грузовик», «Тук-тук-тук» и др.).
         Многие советские фильмы для детей удостоены почётных наград и премий на международных кинофестивалях: «Жила-была девочка» (режиссёр Эйсымонт), «Чук и Гек» (режиссёры И. В. Лукинский и М. Н. Фёдорова), «Школа мужества» (режиссёры В. П. Басов и М. В. Корчагин), «Лурджа Магданы» (режиссёры Т. Е. Абуладзе и Р. Д. Чхеидзе), «Девочка ищет отца» (режиссёр Л. В. Голуб), «Дикая собака Динго» (режиссёр Ю. Ю. Карасик) и др.
         Комиссия Д. к. Союза кинематографистов СССР поддерживает связи с деятелями зарубежного Д. к., проводит творческие мероприятия, активизирующие процесс развития кино для детей. Вопросы теории и практики Д. к. разрабатываются К. К. Парамоновой и др.
         В др. социалистических странах в Д. к. работают режиссёры: К. Земан, К. Кахиня (ЧССР), Д. Петров, С. Шивачев (НРБ), Х. Бальман, Г. Клейн, К. Петцольд, В. Бек, Х. Каров, К. Георги (ГДР), Д. Палашти, З. Фабри (ВНР), Е. Бостан (СРР), Я. Насфетер (ПНР) и др. Ставятся историко-революционные фильмы и фильмы о современности, игровые и мультипликационные, экранизируются народные сказки и произведения детской классической и современной литературы. Выпускаются научно-популярные фильмы, киножурналы «Пионерский еженедельник» (ГДР), «Наш журнал» (СРР) и др.
         Во многих капиталистических странах производство детских фильмов началось после 2-й мировой войны 1939—45. Для лучших художественных фильмов, выпускаемых в Великобритании, характерны глубокое понимание внутреннего мира ребёнка, поэтичность, немало фильмов посвящено дружбе детей и животных. Во Франции вслед за поэтическими сказками-аллегориями «Белая грива» и «Красный шар» (режиссёр А. Ламорис) появилась серия короткометражных фильмов-новелл о духовном мире детей. В США известностью пользуются фильмы У. Диснея «Белоснежка и семь гномов» (1938), «Бэмби» (1942). Экранизируются сказки, произведения детской мировой классической и современной литературы, снимаются фильмы о дружбе детей и взрослых с животными. В капиталистических странах (особенно США) Д. к. нередко проповедует антигуманистические идеи, ведущие к развращению сознания детей. Значительное явление Д. к. Швеции — серия фильмов «Малютка Червен, Боцман и Мозес», «Червен и Скроллан», «Червен и Мюзак» (по мотивам рассказов А. Линдгрен, режиссёр У. Хельбом). В Великобритании, Франции, Бельгии, Швеции и др. странах имеются детские киноклубы, которые организуют специальные сеансы для детей, проводят диспуты и конференции, выпускают бюллетени.
         В 1958 при ЮНЕСКО создан Международный центр фильмов для детей и молодёжи (Брюссель), который координирует работу национальных центров, организует ежегодные Международные фестивали детских фильмов (проводятся с 1953), издаёт информационную литературу по Д. к.
         Лит.: Бегак Б., Громов Ю., Большое искусство для маленьких, М., 1949; Долинский И., Развитие детского кино, в кн.: Очерки истории советского кино, т. 2, М., 1959; его же, Детское кино, там же, т. 3, М., 1961; Парамонова К. К., Рождение фильма для детей, М., 1962; её же, Образ-характер — роль в фильме для детей, М., 1966; её же, В зрительном зале — дети, М., 1967.
         Н. И. Преснякова.
        Детское кино. «Авель, твой брат». Реж. Я. Насфетер (Польша). 1970.
        Детское кино. «Авель, твой брат». Реж. Я. Насфетер (Польша). 1970.
        Детское кино. «Они называли его Амиго». Реж. Х. Каров (ГДР). 1959.
        Детское кино. «Они называли его Амиго». Реж. Х. Каров (ГДР). 1959.
        Детское кино. «Детские болезни». Реж. Ф. Кардош, Я. Рожа (Венгрия). 1970.
        Детское кино. «Детские болезни». Реж. Ф. Кардош, Я. Рожа (Венгрия). 1970.
        Детское кино. «Малютка Червен, Боцман и Мозес». Реж. У. Хельбом. (Швеция) 1964.
        Детское кино. «Малютка Червен, Боцман и Мозес». Реж. У. Хельбом. (Швеция) 1964.
        Детское кино. «Внимание, черепаха!». Реж. Р. А. Быков. 1970.
        Детское кино. «Внимание, черепаха!». Реж. Р. А. Быков. 1970.
        Детское кино. «Дикая собака Динго». Реж. Ю. Ю. Карасик. 1962.
        Детское кино. «Дикая собака Динго». Реж. Ю. Ю. Карасик. 1962.
        Детское кино. «Звонят, откройте дверь». Реж. А. Н. Митта. 1966.
        Детское кино. «Звонят, откройте дверь». Реж. А. Н. Митта. 1966.
        Детское кино. «Друг мой, Колька». Реж. А. А. Салтыков и А. Н. Митта. 1961.
        Детское кино. «Друг мой, Колька». Реж. А. А. Салтыков и А. Н. Митта. 1961.
        Детское кино. «Тимур и его команда». Реж. А. Е. Разумный. 1940.
        Детское кино. «Тимур и его команда». Реж. А. Е. Разумный. 1940.
        Детское кино. «Василиса Прекрасная». Реж. А. А. Роу. 1940.
        Детское кино. «Василиса Прекрасная». Реж. А. А. Роу. 1940.
        Детское кино. «Белеет парус одинокий». Реж. В. Г. Легошин. 1937.
        Детское кино. «Белеет парус одинокий». Реж. В. Г. Легошин. 1937.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Детское кино" в других словарях:

  • Детское кино — детское кино, кино, создаваемое специально для детей и подростков и названное так по аналогии с детской литературой. Детское кино включает в себя художественные игровые и мультипликационные, хронико документальные, научно познавательные фильмы,… …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Кино для детей и юношества —     область киноискусства. Термины детское кино , подростковое кино , кино для детей и юношества носят достаточно условный характер и употребляются по аналогии, например, с термином детская литература , гл.о. для удобства в профессиональном… …   Педагогический терминологический словарь

  • КИНО — для детей и юношества, область киноискусства. Термины «детское кино», «подростковое кино», «кино для детей и юношества» носят достаточно условный характер и употребляются по аналогии, напр. с термином «детская литература», гл. обр. для удобства в …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Кино FM — (98 хитов) Страна Россия Музыкальный формат Музыка наших дней Частота 98,0 МГц …   Википедия

  • Детское общественное объединение — Детское общественное объединение  объединение граждан, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Следует различать по своей природе и предназначению детское… …   Википедия

  • Детское радио — Для улучшения этой статьи желательно?: Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Проверить достоверность указанной в статье информации …   Википедия

  • Жанры игрового кино — Жанры игрового кино  группы кинопроизведений игрового кино, выделяемые на основе сходных черт их внутреннего строения[Кн 1]. Жанры игрового кино не имеют четких границ, которые обычно расплывчаты, и различные жанры могут непрерывно… …   Википедия

  • Открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии "Киношок" — Один из наиболее представительных кинофорумов на постсоветском пространстве – Открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии Киношок проводится ежегодно в сентябре на черноморском побережье в российском городе Анапа с 1992 года. Основателями… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • НТВ-Кино — НТВ Кино  российская кинокомпания, занимающаяся производством телесериалов, мультфильмов, документальных и полнометражных фильмов. Основана в 1997 году под названием «Холдинг ТВ». В феврале 1998 года была переименована в «НТВ Кино». Создан… …   Википедия

  • Научно-популярное кино —         один из видов научного кино, включающий фильмы различных типов и жанров, предназначенные для широких кругов зрителей. Н. п. к. излагает в общедоступной форме основы естественных и гуманитарных наук, знакомит с их историей, воспитывает… …   Большая советская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Детское кино» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»