Делакруа Фердинанд Виктор Эжен это:

Делакруа Фердинанд Виктор Эжен
Делакруа (Delacroix) Фердинанд Виктор Эжен (26.4.1798, Сен-Морис, близ Парижа, ‒ 13.8.1863, Париж), французский живописец и график. Сын дипломата, получил разностороннее образование. В 1816‒22 учился в мастерской классициста П. Н. Герена, где сблизился с Т. Жерико, испытав его сильное влияние; изучал в Лувре живопись старых мастеров (особенно П. П. Рубенса), увлекался современной английской живописью (Дж. Констебл), в 1825 посетил Англию. Наделённый страстным темпераментом и мощной творческой фантазией, Д. с первых шагов решительно вступил на путь романтизма и вскоре стал главой романтической школы, ярчайшим выразителем её прогрессивных, а в ряде работ и революционных тенденций. В 1822 выставил картину «Данте и Вергилий» («Ладья Данте», Лувр, Париж), полную эмоционального накала и мрачного, трагического пафоса. Картиной «Резня на Хиосе» (1823‒24, Лувр) Д. откликнулся на современные события, изобразив страдания греков под турецким игом. Проникнутое драматизмом и горячим сочувствием к бедствиям греческого народа, полотно Д. прозвучало протестом против жестокости и насилия, а также и против поощрения турок французской политикой на Балканах. Гражданская позиция художника, жизненность его образов, необычная свежесть живописи (под впечатлением пейзажей Констебла Д. переписал картину в светлых тонах) вызвали яростные нападки реакционной критики. В картине «Греция на развалинах Миссолунги» (1827, Музей изящных искусств, Бордо) Д. вновь обратился к борьбе греков за национальную независимость. Холодной и условной, оторванной от жизни официальной академической живописи Д. противопоставил взволнованное и напряжённое искусство, проникнутое гуманистическим пафосом, духом активного действия и борьбы. Новизной, красноречивостью и одухотворённостью отличались и живописные приёмы Д.: динамичная композиция, экспрессивный мазок, насыщенный колорит со звучными контрастами светотени и цвета. В поисках захватывающих сюжетов, мужественных, благородных героев, глубоких и сильных страстей Д. нередко обращался к произведениям У. Шекспира, И. В. Гёте, Дж. Байрона, В. Скотта («Тассо в доме умалишённых», 1824, Художественный музей, Винтертур; «Казнь дожа Марино Фальеро», 1826, собрание Уоллес, Лондон; «Смерть Сарданапала», 1827, Лувр; «Убийство епископа Льежского», 1829, Музей изящных искусств, Лион); в литографиях на темы «Фауста» (1827‒28) и «Гамлета» (1834‒1843) Д. выразил тончайшие оттенки переживаний, заслужив похвалу Гёте.

В 1830 под непосредственным впечатлением Июльской революции Д. написал большое полотно «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах», Лувр; см. илл. к ст. Исторический жанр). Изобразив реальных участников восстания рядом с аллегорической фигурой Свободы, он создал величественный образ народной революции, где воедино слиты героическая действительность и прекрасная романтическая мечта о свободе. В 1831 Д. написал две картины на темы Великой французской революции («Буасси д'Англа в Конвенте», Музей изящных искусств, Бордо; «Мирабо и Дрё-Брезе», Новая Карлсбергская глиптотека, Копенгаген). В батальных композициях («Битва при Пуатье», 1830, Лувр; «Битва при Нанси», 1831‒34, Музей изящных искусств, Нанси; «Битва при Тайбуре», 1837, Национальный музей Версаля и Трианонов), посвящённых событиям национальной истории, Д. не только ярко воссоздал обстановку сражения и облик его участников, но и передал драматическое напряжение, ожесточение битвы, где сталкиваются массы воинов.

Совершив в 1832 путешествие в Алжир и Марокко, Д. по многочисленным зарисовкам с натуры написал ряд картин («Алжирские женщины», 1833‒34, и «Еврейская свадьба в Марокко», 1839, ‒ в Лувре; «Арабские комедианты», 1848, Музей изящных искусств, Тур; «Львиная охота в Марокко», 1854, Эрмитаж, Ленинград); эти романтически красочные образы Востока отмечены поэтичностью замысла, живым ощущением своеобразия быта, нравов и характеров. Реалистические завоевания Д. ярко выразились в его психологических портретах (автопортрет, 1829, портрет Ф. Шопена, 1838, ‒ в Лувре), оригинальных пейзажах и натюрмортах. Многочисленным работам Д. в области монументальной живописи (росписи Бурбонского, 1833‒47, и Люксембургского, 1845‒47, дворцов, Старой ратуши, 1849‒53, галереи Аполлона в Лувре, 1849‒51, церкви Сен-Сюльпис, 1849‒1861, ‒ в Париже), так же как его многим картинам 1840‒50-х гг. на исторические, религиозные и мифологические сюжеты («Правосудие Траяна», 1840, Музей изящных искусств, Руан; «Взятие крестоносцами Константинополя», 1840‒41, Лувр; «Битва св. Георгия с драконом», около 1854, Музей изящных искусств, Гренобль), присущи высокие декоративные качества, особенно свободный полёт фантазии, колористическое великолепие, живописный размах, но вместе с тем и черты театральности, субъективности, подчас преувеличенной патетики.

Творчество Д. принадлежит к вершинам мировой живописи 19 в. благодаря его героическому свободолюбивому духу, драматическому ощущению противоречий жизни, смелости мысли, чувства и воображения, страстности живописного языка. Д. придал цвету активную эмоционально-образную выразительность; в числе первых он применил принцип разложения цвета, систему дополнительных тонов, цветных теней и рефлексов, отчасти предвосхитив открытия импрессионистов. Дневник Д. (который он вёл с 1822), его статьи и многочисленные письма содержат критику буржуазной цивилизации, размышления об искусстве, характеристику творчества художников прошлого и современности.


Соч.: Мысли об искусстве, о знаменитых художниках, пер. с франц., М., 1960; Дневник Делакруа, пер. с франц., т. 1‒2, М., 1961.


Лит.: [Кожина Е. Ф.], Эжен Делякруа. [Альбом], М., 1961; Гастев А. А., Делакруа, М., 1966; Escholier R., Delacroix, v. 1‒3, P., 1926‒29; Huyghe R., Delacroix, L., 1964.

С. В. Морозова.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Делакруа Фердинанд Виктор Эжен" в других словарях:

  • Делакруа, Фердинанд-Виктор-Эжен — Эжен Делакруа Имя при рождении: Фердинан Виктор Эжен Делакруа Дата рождения: 26 апреля 1798 Место рождения: Па …   Википедия

  • Делакруа Фердинанд-Виктор-Эжен — Эжен Делакруа Имя при рождении: Фердинан Виктор Эжен Делакруа Дата рождения: 26 апреля 1798 Место рождения: Па …   Википедия

  • Делакруа Фердинанд Виктор Эжен — Эжен Делакруа Имя при рождении: Фердинан Виктор Эжен Делакруа Дата рождения: 26 апреля 1798 Место рождения: Па …   Википедия

  • Делакруа, Фердинанд Виктор Эжен — Эжен Делакруа Имя при рождении: Фердинан Виктор Эжен Делакруа Дата рождения: 26 апреля 1798 Место рождения: Па …   Википедия

  • Делакруа Фердинанд Виктор Эжен — (Delacroix) знаменитый французский живописец; род. в Шарантоне Сен Морисе (Сенский департамент) 26 апреля 1798 г.; умер в Париже 13 августа 1863 г. В детстве он нисколько не выказывал артистических способностей и начал заниматься живописью лишь… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Делакруа Фердинанд-Виктор-Эжен — (Delacroix) знаменитый франц. живописец, род. в Шарантоне Сен Морисе (Сенск. деп.) 26 апр. 1798 г.; ум. в Париже 13 авг. 1863 г. В детстве он нисколько не выказывал артистических способностей и начал заниматься живописью лишь 17 лет от роду, по… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Фердинанд-Виктор-Эжен Делакруа — (1798 1863 гг.) живописец и график, представитель романтизма Будь осторожен в обращении с людьми, главное никаких смешных заискиваний. В литературе первое ощущение самое сильное. В музыке, как, должно быть, и во всех других искусствах, стоит… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Фердинанд-Виктор-Эжен Делакруа — Эжен Делакруа Имя при рождении: Фердинан Виктор Эжен Делакруа Дата рождения: 26 апреля 1798 Место рождения: Па …   Википедия

  • Фердинанд Виктор Эжен Делакруа — Эжен Делакруа Имя при рождении: Фердинан Виктор Эжен Делакруа Дата рождения: 26 апреля 1798 Место рождения: Па …   Википедия

  • Делакруа, Эжен — Эжен Делакруа Eugène Delacroix …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»