Дворжак Антонин это:

Дворжак Антонин
Дворжак (Dvorak) Антонин (8.9.1841, деревня Нелагозевес на Влтаве, близ Праги, ‒ 1.5.1904, Прага), чешский композитор. В детстве Д. воспринял национальные музыкальные традиции, занимаясь с местным учителем (церковным органистом и композитором, т. н. кантором); в 1854‒57 учился у А. Лимана в Злонице (теория музыки, игра на альте, фортепиано и органе), в 1857‒58 ‒ в Пражской органной школе. Играл на альте в одном из пражских камерных оркестров, с 1862 ‒ в оркестре «Временного театра». Уже в ранних сочинениях Д. отразились самобытные черты чешской народной песенности (струнный квинтет, 1861, квартет, 1862). Народный характер музыки и патриотическая тематика кантаты «Гимн» (текст В. Галека «Наследники Белой Горы», соч. 1872, исп. 1873) привлекли к Д. внимание широкой публики. В 1873 сблизился с И. Брамсом, который высоко ценил творчество Д. и содействовал изданию его произведений. Среди сочинений Д. 1870-х гг. несколько опер, «Моравские дуэты», «Stabat Mater», 1-я серия «Славянских танцев» для оркестра, которыми сам дирижировал (выступал как дирижёр и за рубежом). В 1880-е гг. им написано большинство крупных произведений: 4 симфонии, концерт для скрипки с оркестром (1880), увертюры «Моя Родина» (1882) и «Гуситская» (1883), оратория «Святая Людмила» ‒ первая в чешской музыке (1886), а также камерно-инструментальные и хоровые сочинения, 2-я серия «Славянских танцев» (1886) и др. Содержание большинства из них связано с идеей борьбы чешского народа, подвигами национальных героев. В 1888 Д. познакомился в Праге с П. И. Чайковским и по его приглашению в 1890 посетил Россию, выступал как дирижёр в Москве и Петербурге с исполнением своих произведений. В 90-е гг. 19 в. началась общественно-педагогическая деятельность Д. (среди учеников ‒ В. Новак, О. Недбал и И. Сук). Д. ‒ почётный доктор философии Карпова университета, член Чешской академии наук и искусств (1890), с 1891 профессор Пражской консерватории, с 1901 ‒ её директор, в 1892‒95 (с перерывом) директор Национальной консерватории в Нью-Йорке. Пребывание в США обогатило Д. впечатлениями, которые он отразил в своей последней, наиболее зрелой, героико-драматической 9-й симфонии ‒ «Из Нового Света» (1-е исполнение ‒ Нью-Йорк, 1893); в ней использованы некоторые негритянские и индейские мелодические и ритмические обороты в сочетании с элементами славянской, чешской песенности. Один из основоположников чешской национальной музыкальной классики, Д. вслед за Б. Сметаной воплотил в своём творчестве картины чеш. природы и народного быта (циклы из 6 фотепианных дуэтов «Из чешского леса», фортепианные пьесы «Поэтические картины»), сказочные народно-поэтические мотивы (опера «Чёрт и Кача», 1899, симфонические поэмы на сюжеты чеш. народных сказок и легенд ‒ «Водяной», «Полуденница», «Голубок», 1896, «Богатырская песнь», 1897, и др.).

Оперы Д. составляют основу чешского национального оперного репертуара. Ему принадлежат народные бытовые оперы «Упрямцы» (1874) и «Хитрый крестьянин» (1877); лирическая опера-сказка «Русалка» (пост. 1901 ‒ одна из популярнейших чеш. опер); «Якобинец» (пост. 1889); «Дмитрий» (соч. 1882; на сюжет из русской истории, но с идеализированным образом Самозванца); «Армида» по Т. Тассо (пост. 1904). Наиболее значительный вклад в мировую музыкальную культуру Д. внёс своими симфоническими и инструментальными сочинениями. Тесная связь с мелосом и ритмом чешской народной песни в крестьянской устной традиции особенно ярко проявилась в обработках народных славянских (чешских, словацких, сербских, польских, украинских) танцев ‒ «Славянские танцы» (для оркестра и для фортепианного дуэта) и «Славянские рапсодии», в которых отразилось интонационно-ритмическое своеобразие музыкального творчества славянских народов. Связи со славянской песенно-танцевальной музыкой ощущаются и в многочисленных камерно-инструментальных ансамблях (в т. ч. трио «Думки»). Ярко национальные по колориту сочинения Д., органически впитавшего и претворившего типические особенности песенного и танцевального чешского фольклора, отличаются стройностью формы, мелодическим богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки; многие из них привлекают жизнерадостностью, тёплым лиризмом, юмором. С 1963 в Чехословакии на ежегодных Международных фестивалях «Пражская весна» проводятся конкурсы виолончелистов им. А. Дворжака. Полное собрание музыкальных сочинений издаётся в Праге (с 1955, будет завершено в начала 1970-х гг.). Д. принадлежат 10 опер, оратория, кантаты, культовые сочинения (в т. ч. месса, реквием), 9 симфоний, 5 симфонических поэм (1896‒97), 5 увертюр, серенада для струнного оркестра (1875), концерты с оркестром для фортепиано (1876), скрипки (1880) и виолончели (1895), инструментальные и вокальные ансамбли; фортепиано пьесы, хоры, песни.


Лит.: Неедлы 3., А. Дворжак, «Советское искусство», 1941, 11 сент.; Бэлза И., Антонин Дворжак, М. ‒ Л., 1949; его же, Последняя симфония Дворжака, «Музыкальная жизнь», 1969, № 6; Смирнов М., Фортепианное творчество А. Дворжака, М., 1960; Лушина Я., Дворжак, Л., 1961; Дворжак в письмах и воспоминаниях, [Вступ. ст. И. Бэлзы, примеч. О. Шоурка и И. Бэлзы, пер. с чеш.], М., 1964; Антонин Дворжак. Сб. статей, М., 1967; Šourek О., Život a dílo Antonína Dvořáka, sv. 1-4, Praha, 1954‒57; Hughes G., Dvořak. His life and music, N. Y., 1967.

И. Ф. Бэлза.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Дворжак Антонин" в других словарях:

  • Дворжак Антонин — Антонин Дворжак Antonín Dvořák Портрет А. Дворжака Дата рождения 8 сентября 1841(18410908) Дата смерти 1 мая …   Википедия

  • Дворжак, Антонин — Антонин Дворжак. ДВОРЖАК (Dvorak) Антонин (1841 1904), чешский композитор, дирижер. Гастролировал (в 1890 в России); в 1892 95 работал в США. В творчестве обращался к истории Чехии, ее легендам. В ряде произведений отразились американские… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Дворжак, Антонин — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Дворжак. Антонин Дворжак Antonín Dvořák …   Википедия

  • ДВОРЖАК Антонин — (Dvorak, Antonin) АНТОНИН ДВОРЖАК (1841 1904), крупнейший чешский композитор 19 в. Дворжак родился 8 сентября 1841 в деревне Нелагозевес (под Прагой) в семье мясника, владельца постоялого двора. Хотя мальчику было предназначено продолжать… …   Энциклопедия Кольера

  • Дворжак Антонин — (Dvořák) (1841 1904), чешский композитор и дирижёр. Один из основоположников чешской музыкальной классики. 11 опер, кантатно ораториальные сочинения, 9 симфоний (1865 93), симфонические поэмы и другие оркестровые и камерно инструментальные… …   Энциклопедический словарь

  • ДВОРЖАК Антонин — ( 8 IX 1841, Нелагозевес, на Влтаве 1 V 1904, Прага) Самостоятельный талант, образовавшийся принеблагоприятных обстоятельствах и победоносно вышедший из трудной борьбы. Г. Ларош В своем последнем инструментальном сочинении симфонической поэме… …   Музыкальный словарь

  • Дворжак, Антонин — (Dvorak, Antonin, 1841 1904) чешский композитор, автор концертной увертюры Отелло (1891) …   Шекспировская энциклопедия

  • Дворжак, Антонин Леопольд — Антонин Дворжак Antonín Dvořák Портрет А. Дворжака Дата рождения 8 сентября 1841(18410908) Дата смерти 1 мая …   Википедия

  • Дворжак А. — Антонин Дворжак Antonín Dvořák Портрет А. Дворжака Дата рождения 8 сентября 1841(18410908) Дата смерти 1 мая …   Википедия

  • Дворжак — (чеш. Dvořák) или Дворжакова (чеш. Dvořáková)  чешская фамилия. Известные носители: Дворжак, Антонин (1841 1904)  чешский композитор. Дворжак, Богуслав (1867 1951)  чешский художник. Дворжак, Карл Леопольдович (ум. 1860) … …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Дворжак Антонин» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»