Данте Алигьери это:

Данте Алигьери
Данте Алигьери (Dante Alighieri) (май 1265, Флоренция, ≈ 14.9.1321, Равенна), итальянский поэт. Происходил из старинного дворянского рода. В наиболее известных юношеских стихах Д., испытавший влияние прованс. трубадуров, сицилийских поэтов и школы «дольче стиль нуово», воспевал молодую женщину по имени Беатриче и оплакивал её смерть (1290). Эти стихи и присоединённое к ним прозаическое повествование на итальянском языке составили первую в западноевропейской литературе романизированную автобиографию «Новая жизнь» (1292), где мистическое преображение действительности сочетается с глубоким психологическим проникновением в живое чувство.

═ Д. активно участвовал в общественной жизни Флоренции, примкнув к партии «белых» гвельфов (в основном представлявших торгово-ремесленные круги). После победы «чёрных» гвельфов (партии городского дворянства) Д. был заочно приговорён к сожжению с конфискацией имущества (1302). Позже отошёл от «белых» и стал, по его выражению, «сам себе партией». Начались скитания поэта по Италии. Он был приговорён к смерти вторично в 1315 (этот приговор был отменен в 1966!). Последние 6 лет жизни Д. провёл в Равенне.

═ К 1304≈07 относятся трактаты Д. «О народной речи» на латинском языке и «Пир», включающий три канцоны, созданные раньше, и являющийся первым образцом философской прозы на народном итальянском языке. Изложение вопросов морали, богословия, учения о свойствах души и интеллекта нарушается лирическим элементом ≈ страстными тирадами, не свойственными этому жанру. В трактате «О народной речи» Д. говорит о родстве романских языков и об итальянских диалектах.

═ Междоусобная борьба во Флоренции и войны между итальянскими городами, интриги папской курии, падение морального авторитета церкви, личный опыт изгнанника, которому пришлось странствовать почти по всей стране, осознание единства итальянского нации ≈ всё это привело к тому, что Д. возложил надежды на германского императора Генриха VII, вошедшего в 1310 со своим войском в Италию. Д. видел в Генрихе миротворца, наследника Римской империи, которому предназначено возродить Италию. В поддержку Генриха поэт написал на латинском языке 3 послания (1310≈11). В политическом трактате «О монархии» (1312≈13) на латинском языке. Д. защищает идеал всемирной монархии как государства, которое должно обеспечить земное благополучие людей.

═ Вершина творчества Д. ≈ поэма «Комедия», названная потомками «Божественной» (по-видимому, начата в 1307, закончена в 1321, первое печатное изд. 1472). форма поэмы восходит к традиционному жанру «видения»; она изображает странствие поэта по загробному миру и состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай».

═ Руководимый Вергилием (символ земного разума) герой поэмы, сам Д., воплощающий греховное человечество, спускается в ад (мир осуждения) ≈ подземную воронку, разделённую на 9 кругов, затем поднимается на гору чистилища (мир искупления), очищается от грехов и в сопровождении Беатриче (символ божественного разума) возносится в рай (мир блаженства и познания абсолютной истины). В последних песнях «Рая» Беатриче сменяет третий вожатый Д. ≈ Бернар Клервоский, богослов-мистик 13в.

═ В «Комедии» отчётливо проявляется переходный характер творчества Д. Со средневековьем её связывает аллегорическая картина неподвижного загробного мира, подчинённая представлениям католической теологии. Но в разрешении огромного комплекса затронутых в поэме проблем богословия, истории, науки и особенно политики и морали католические догмы вступают в столкновение с новым отношением к людям, к миру поэзии с его культом античности. Интерес Д. к земной жизни, к судьбе человеческой личности ≈ основа его гуманизма. Отвлечённым грехам Д. придаёт политическую и социальную окраску. Его волнуют судьбы Италии и Флоренции, раздираемых междоусобицами, падение авторитета и коррупция церкви, столкновение папской и императорской власти, идеал монархии. Д. размещает грешников в аду по личному усмотрению, иногда карает их не так, как этого требовала церковь, часто относится к ним с глубоким состраданием и уважением.

═ Там, где Д. излагает схоластические тонкости (особенно в 3-й части), поэма приобретает абстрактный характер, но в целом она тесно связана с реальностью, отражает своё время, воссоздаёт облик современников поэта. Наиболее пластичны образы нераскаявшихся грешников «Ада»≈ трагические фигуры, не изжившие своих страстей: Франческа, Фарината, Улисс, Уголино. Поэзия «Чистилища» посвящена лирическому изображению человеческих чувств: горечи изгнания, дружбы, радости и раскаяния. В «Раю» же поэтизируются отвлечённые философские представления, наряду с личными переживаниями поэта-изгнанника, тоскующего о родине. Особое место среди персонажей занимают мудрый и снисходительный Вергилий, величественная и нежная Беатриче (это и символы, и живые человеческие характеры) и сам Д. ≈ человек гордый, страстный, нетерпимый и вместе с тем чувствительный к людским страданиям. Д. выступает в поэме то как личность, то как представитель человечества в целом.

═ Д. ≈ создатель итальянского литературного языка, в основу которого он кладет тосканский диалект, обогащая его словами и оборотами из других диалектов, латинизмами и неологизмами. В стиле поэмы сочетаются просторечие и торжественная книжная лексика, живописность и драматизм. Д., как никто в его время, уже говорил от имени всей итал. нации, выражая её исторические чаяния. Он, по определению Энгельса, ≈ «...последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 382). Творчество Д. оказало огромное влияние на развитие итальянской литературы и европейской культуры в целом. Ему посвящена обширная литература. В СССР в 1966 при Научном совете по истории мировой культуры АН СССР создана постоянно действующая Дантовская комиссия.


═ Соч.: Le opere, testo critico della Societa dantesca italiana, a cura di М. Barbi [e. a.], Firenze, 1921; Tutte le opere, a cura di F. Chiapelli, Mil., 1965; La divina commedia, a cura di N. Sapegno, v. 1≈3, Firenze, 1955≈57; в рус. пер. ≈ Божественная комедия, пер. М. Лозинского, М., 1967; Малые произведения, пер. И. Голенищева-Кутузова, В. Зубова, Ф. Петровского, Е. Солоновича, А. Габричевского, М., 1968; Новая жизнь, пер. А. Эфроса, М., 1965.


Лит.: Веселовский А. Н., Данте, в его кн.: Избр. статьи, Л., 1939; Алпатов М. В., Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто, М.≈Л., 1939; Дживелегов А. К., Данте Алигьери, 2 изд., М., 1946; Де Санктис Ф., История итальянской литературы, пер. с итал., под ред. Д. Е. Михальчи, т. 1, М., 1963; Данте и славяне, [сб. статей под общей ред. И. Бэлзы], М., 1965; Едина Н., Данте, М., 1965; Годенищев-Кутузов И. Н., Данте, М., 1967; его же, Творчество Данте и мировая культура, М., 1971; Данте и всемирная литература. [Сб. статей] , М., 1967: Дантовские чтения. [Сб. статей], под общей ред. И. Бэлзы. [в. 1≈2], М., 1968≈71 (см. библ. советской дантологии. Сост. Ю. И. Ритчик, в. 1): Алексеев М. П., Первое знакомство с Данте в России, в кн.: От классицизма к романтизму, Л.,1970: Vossler К., Die Göttliche Komödie.Bd 1≈2, Heidelberg, 1907≈10; Carducci G., Dante e l'eta che fu sua, в его кн.: Prose, 4 ed., Bologna, 1908: Zingarelli N., La vita, i tempi, le opere di Dante, Mil., 1931; Nardi B., Dante e la cultura medievale, 2 ed. , Bari, 1949; Renaudet A., Dante humaniste. P., 1952; Apollonio М., Dante. Storia della «Commedia», 2 ed., pt 1-2, Mil., 1954; Barbi M., Problemi fondamentali per un nuovo commento della «Divina Commedia», Firenze, 1955; Croce B., La poesia di Dante, [9 ed.], Bari, 1958; Cosmo U., Guida a Dante, Firenze, 1962; Auerbach E., Studi su Dante, Mil., 1963; Attidel Congresso internazionale di studi danteschi, v. 1≈2, Firenze, 1965≈66; Pagliaro A., Ulisse. Ricerche semantiche sulla Divina commedia, t. 1≈2, Messina ≈ Firenze, [1967]; Rossi M., Problematica della Divina commedia, Firenze, 1969.

═ Библиографические издания: Данте в СССР. Библиография переводов и критической литературы, 1918≈1964, сост. И. В. Голенищева-Кутузова, М., 1965.

═ Н. Г. Елина.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Данте Алигьери" в других словарях:

  • Данте, Алигьери — Данте Алигьери Dante Дата рождения: 30 мая 1265 Дата смерти: 13 или 14 сентября 1321 Род деятельности: поэт …   Википедия

  • ДАНТЕ Алигьери — (Dante Alighieri) (род. 30 мая 1265, Флоренция – ум. 14 сент. 1321, Равенна) – итал. поэт и философ. В своем произв. «Божественная комедия» описывает состояние души после ее смерти в трех царствах потустороннего мира: аду, чистилище и раю. В этом …   Философская энциклопедия

  • Данте Алигьери — (Dante Alighieri) (1265 1321), итал. поэт, автор поэмы «Божественная комедия» («La Divina commedia», 1307 21). Цитаты из «Божественной комедии», фрагменты песен, реминисценции из Д. часто встречаются в рус. лит ре с кон. 18 в. Л. в романе «Вадим» …   Лермонтовская энциклопедия

  • ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ — (Dante Alighieri) (1265–1321) Итальянский поэт и философ, родился во Флоренции. Точных сведений о его жизни очень мало. С 1295 года он принимает активное участие в политике, что приводит его к высылки из страны. Некоторое время скитается по свету …   Политология. Словарь.

  • ДАНТЕ Алигьери — (Dante Alighieri) (1265 1321) итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. В юности примкнул к школе дольче стиль нуово (сонеты, воспевающие Беатриче, автобиографическая повесть Новая жизнь , 1292 93, издание 1576); философские и …   Большой Энциклопедический словарь

  • Данте, Алигьери — (Dante Alighieri) (1265 1321) итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. В юности примкнул к школе «дольче стиль нуово» (сонеты, воспевающие Беатриче, автобиографическая повесть «Новая жизнь», 1292 93, издание 1576);… …   Политология. Словарь.

  • Данте Алигьери — (1265 1321 гг.) итальянский поэт, провозвестник Возрождения. Активный участник политической жизни Флоренции. Принадлежал к радикальному крылу пополанской партии белых гвельфов. Дважды приговаривался к смертной казни: в 1302 г., вторично в 1315 г …   Исторический словарь

  • ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ — (Dante Alighieri) (1265 1321) итальянский поэт общеевропейского и мирового масштаба, мыслитель и политический деятель позднего средневековья, гуманист, основоположник итальянского литературного языка. Перу Д. принадлежат: грандиозная философская… …   История Философии: Энциклопедия

  • Данте Алигьери — (1265 1321 гг.) поэт и мыслитель, создатель итальянского литературного языка Горек чужой хлеб и тяжелы ступени чужого крыльца. Не действуй против божества влюбленных: Какое бы ты средство не привлек, Ты проиграешь битву, будь уверен. Обман и сила …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Данте Алигьери — У этого термина существуют и другие значения, см. Данте (значения). Данте Алигьери Dante Alighieri …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Данте Алигьери» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»