- Гроций Гуго де Гроот
- Гроций, Гуго де Гроот (Giotius, Hugo de Groot) (10.4.1583, Делфт, ≈ 28.8.1645, Росток), голландский юрист, социолог и государственный деятель. Один из основателей теории естественного права и науки международного права. В 1619 за участие в политической борьбе был приговорён к пожизненному заключению, в 1621 бежал во Францию, затем, преследуемый А. Ж. Ришельё, поселился в Швеции. Первая крупная работа Г. «Свободное море» («Mare liberum», 1609) защищала принцип свободы морей, что соответствовало интересам Голландии, ставшей в то время крупной морской державой и сталкивавшейся с притязаниями Англии и Испании на господство в океане. Работа Г. «О праве войны и мира» (1625) посвящена проблемам международного права, но в ней Г. рассматривает и общие вопросы государства и права. Г. делит право на «естественное» и «человеческое», вкладывая в эти понятия иное содержание, чем античные и средневековые мыслители. По Г., естественное право истинно само по себе и потому существует независимо от воли божьей; в ходе исполнения его принципов (воздержание от посягательств на чужую собственность, соблюдение договоров, наказание за преступления) складывается право «человеческое».
═ Государство возникает, по Г., из «общежительной природы человека», его возникновению предшествует т. н. общественный договор (см. Общественный договор, Естественное право). Хотя Г. и говорит о боге как творце всего сущего, теории его носили очевидный антиклерикальный характер. Папская курия внесла книгу Г. в число запрещенных.
═ Концепция международного права Г. вытекает из общих принципов его теории. Её основные положения следующие: договоры между государствами должны заменить власть папы римского, они будут соблюдаться в силу естественного закона; должны быть запрещены несправедливые войны, нарушающие чьё-либо право; воюющие стороны будут обязаны воздерживаться от истребления вражеской собственности и несправедливых жестокостей по отношению к гражданскому населению. Г. предлагал также учредить постоянный орган для разрешения споров между государствами, который обладал бы эффективными средствами принуждения. Теория Г. создавала основу для критики позитивного права с позиций естественного, что в конечном счёте служило ниспровержению феодализма. Его учение свидетельствует о зарождении т. н. юридического мировоззрения; по словам Ф. Энгельса, оно «...было теологическим мировоззрением, которому придали светский характер» («Юридический социализм», см. Маркс К. и Энгельс. Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 496).
═ Соч.: О праве войны и мира, пер. с лат., кн. 1≈3, М., 1956.
═ Лит.: История политических учений, М., 1965, с. 215≈18.
═ З. М. Черниловский.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.