Гофман Эрнст Теодор Амадей это:

Гофман Эрнст Теодор Амадей
Гофман (Hoffmann) Эрнст Теодор Амадей (24.1.1776, Кёнигсберг, — 25.6.1822, Берлин), немецкий писатель, композитор, музыкальный критик, дирижёр, художник-декоратор. Сын чиновника. В Кёнигсбергском университете изучал юридические науки. В Берлине с 1816 был на государственной службе советником юстиции. Новеллы Г. «Кавалер Глюк» (1809), «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера» (1810), «Дон Жуан» (1813) позднее вошли в сборнике «Фантазии в духе Калло■ (т. 1—4, 1814—15). В повести «Золотой горшок» (1814) мир представлен как бы в двух планах: реальном и фантастическом. В романе «Элексир дьявола» (1815—16) действительность предстаёт как стихия тёмных, сверхъестественных сил. В «Удивительных страданиях одного директора театра» (1819) изображены театральные нравы. Его символико-фантастическая повесть-сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819) носит ярко сатирический характер. В «Ночных рассказах» (ч. 1—2, 1817), в сборнике «Серапионовы братья» (т. 1—4, 1819—21, рус. пер. 1836), в «Последних рассказах» (изд. 1825) Г. то в сатирическом, то в трагическом плане рисует конфликты жизни, романтически трактуя их как извечную борьбу светлых и тёмных сил. Неоконченный роман «Житейские воззрение кота Мурра» (1820-22) √ сатира на немецкое филистерство и феодально-абсолютистские порядки. Роман «Повелитель блох» (1822) содержит смелые выпады против полицейского режима в Пруссии.

Ярким выражением эстетических взглядов Г. являются его новеллы «Кавалер Глюк», «Дон Жуан», диалог «Поэт и композитор» (1813), цикл «Крейслериана» (1814). В новеллах, а также в «Фрагментах биографии Иоганнеса Крейслера», введённых в роман «Житейские воззрения кота Мурра», Г. создал трагический образ вдохновенного музыканта Крейслера, восстающего против филистерства и обречённого на страдание.

Знакомство с Г. в России началось с 20-х гг. 19 в. В. Г. Белинский, утверждая, что фантазия Г. противостоит «...пошлой рассудочной ясности и определенности...», в то же время порицал Г. за отрыв от «...живой и полной действительности» (Полн. собр. соч., т. 4, 1954, с. 98).

Музыке Г. учился у своего дяди, затем у органиста Хр. Подбельского (1740— 1792), позднее брал уроки композиции у И. Ф. Рейхардта. Г. организовал филармоническое общество, симфонический оркестр в Варшаве, где он служил государственным советником (1804—07). В 1807—13 работал как дирижёр, композитор и декоратор в театрах Берлина, Бамберга, Лейпцига и Дрездена. Многие свои статьи о музыке печатал в «Альгемайне музикалише цайтунг» («Allgemeine musikalische Zeitung», Лейпциг).

Один из основоположников романтической музыкальной эстетики и критики, Г. уже на раннем этапе развития романтизма в музыке сформулировал её существенные тенденции, показал трагическое положение музыканта-романтика в обществе. Он представлял музыку как особый мир («неведомое царство»), способный раскрыть человеку смысл его чувств и страстей, природу загадочного и невыразимого. Г. писал о сущности музыки, о музыкальных сочинениях, композиторах, исполнителях.

Произведения Г. оказали влияние на К. М. Вебера, Р. Шумана, Р. Вагнера. Поэтические образы Г. получили воплощение в творчестве Р. Шумана («Крейслериана■), Р. Вагнера («Летучий Голландец»), П. И. Чайковского («Щелкунчик»), А. Ш. Адана («Жизель»), Л. Делиба («Коппелия»), Ф. Бузони («Выбор невесты»), П. Хиндемита («Кардильяк») и др. Сюжетами для опер послужили произведения Г. — «Мастер Мартин и его подмастерья», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Принцесса Брамбилла» и др. Г. — герой опер Ж. Оффенбаха («Сказки Гофмана», 1881) и Г. Лаччетти («Гофман», 1912).

Г. — автор первой нем. романтической оперы «Ундина» (соч. 1813), оперы «Аврора» (соч. 1812), симфоний, хоров, камерных сочинений.


Соч.: Dichtungen und Schriften, Bd 1—15, Lichtenstein — Weimar, 1924; Poetische Werke, Bd 1—6, В., 1958; Musikalische Novellen und Schriften..., Weimar, 1961; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—8, СПБ, 1896—99; Собр. соч., т. 1—7, М., 1929—30 (не законч.); Новеллы и повести, Л., 1936; Избр. произведения, т. 1—3, М., 1962; Библиография русских переводов и критической литературы, сост. 3. В. Житомирская, М., 1964; Житейские воззрения кота Мурра..., М., 1967.


Лит.: Герцен А. И., Гофман, Собр. соч. в 30 томах, т. 1, М., 1954; Миримский И., Романтизм Э. Т. А. Гофмана, «Уч. зап. Московского гос. педагогического института. Кафедра истории всеобщей литературы», 1937, в. 3; Браудо Е. М., Э. Т. А. Гофман, П., 1922; Иванов-Борецкий М. В., Э. Т. А. Гофман 1776— 1822, ⌠Музыкальное образование■, 1926, № 3—4; Ферман В. Э., Немецкая романтическая опера, в его кн.: Оперный театр. Статьи и исследования, М., 1961; Weiner Н. G., Е. Т. A. Hoffmann, Weimar, 1962; Voerster J., 160 Jahre E. T. A. Hoffmann-Forschung 1805—1965, Stuttg., 1967; E. T. A. Hoffmanns Leben und Werk in Daten und Bildern, Fr./M., [1968]; Piana Theo, E. T. A. Hoffmann als bildender Künstler, B., 1954; Moos P., E. T. A. Hoffmann als Musikästhetiker, «Die Musik», 1907, 6 Jg, April, S. 67-84; Ehinger H., E. T. A. Hoffmann als Musiker und Musikschriftsteller, Köln, 1954.

С. П. Гиждеу, С. А. Маркус.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Гофман Эрнст Теодор Амадей" в других словарях:

  • Гофман, Эрнст Теодор Амадей — Эрнст Теодор Амадей Гофман Ernst Theodor Amadeus Hoffmann Дата рождения …   Википедия

  • Гофман, Эрнст-Теодор-Амадей — Эрнст Теодор Гофман Ernst Theodor Amadeus Hoffmann Дата рождения: 24 января 1776(17760124) Место рождения: Кёнигсберг Дата смерти: 25 июня …   Википедия

  • Гофман Эрнст-Теодор-Амадей — Эрнст Теодор Гофман Ernst Theodor Amadeus Hoffmann Дата рождения: 24 января 1776(17760124) Место рождения: Кёнигсберг Дата смерти: 25 июня …   Википедия

  • Гофман Эрнст Теодор Амадей — Эрнст Теодор Гофман Ernst Theodor Amadeus Hoffmann Дата рождения: 24 января 1776(17760124) Место рождения: Кёнигсберг Дата смерти: 25 июня …   Википедия

  • Гофман, Эрнст Теодор Амадей — Эрнст Теодор Амадей Гофман. ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей (1776 1822), немецкий писатель, композитор, художник. Романтическая ирония и фантазия, мистический гротеск (роман “Эликсир дьявола”, 1815 16) и иррациональность повседневного, темы безумия и… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Гофман Эрнст Теодор Амадей — ГОФМАН (Hoffmann) Эрнст Теодор Амадей (1766 1822), нем. писатель романтик. В России известен с 20 х гг., им увлекались В. Ф. Одоевский, Н. А. Полевой, Н. В. Гоголь, участники кружков А. В. Станкевича и А. И. Герцена. В рус. лит ре этого времени… …   Лермонтовская энциклопедия

  • ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей — (1776 1822) немецкий писатель романтик, композитор, художник. Тонкую философскую иронию и причудливую фантазию, доходящую до мистического гротеска (роман Эликсир дьявола , 1815 16), сочетал с критическим восприятием реальности (повесть Золотой… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гофман Эрнст Теодор Амадей — (1776 1822), немецкий писатель романтик, композитор, художник. Романтическая ирония и фантазия, мистический гротеск (роман «Элексир дьявола», 1815 16) и иррациональность повседневного, темы безумия и реальности иллюзорного в фантастических… …   Энциклопедический словарь

  • ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей — ГОФМАН, Хофман (Hoffmann) Эрнст Теодор Амадей (1776—1822), немецкий писатель, композитор, художник. Фантастич. произв. в сб ках: «Фантазии в манере Калло» (т. 1—4, 1814—15; в т.ч. рассказы «Кавалер Глюк», «Музыкальные страдания… …   Литературный энциклопедический словарь

  • ГОФМАН Эрнст Теодор Амадей — (Hoffman, Ernst Theodor Amadeus) (1776 1822), немецкий писатель, композитор и художник, в чьих фантастических рассказах и романах воплотился дух немецкого романтизма. Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился 24 января 1776 в Кенигсберге (Восточная… …   Энциклопедия Кольера

Книги

Другие книги по запросу «Гофман Эрнст Теодор Амадей» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»