Голос певческий

Голос певческий
        Понятие «певческий голос» связано со способностью человека петь (см. Пение). В отличие от речи, звуки Г. п. имеют точную высоту, могут долго длиться. Они проявляются на гласных. Пользоваться Г. п. человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. Детский Г. п. достигает своего полного объёма (полторы октавы), как правило, к 13 годам. Он отличается светлым, серебристым, напоминающим Фальцет тембром. Детские голоса, в особенности голоса мальчиков, используются главным образом в детских хорах. После мутации голос мальчика понижается на октаву, одновременно меняются его сила, диапазон и тембр. При этом нередко пропадают лучшие певческие свойства голоса мальчика. Для сохранения выдающихся певческих голосов у мальчиков-певцов в Италии в 17—18 вв. применялась Кастрация.
         Различают Г. п. бытовой («не поставленный») и профессиональный («поставленный»). Под постановкой голоса (См. Постановка голоса) понимается приспособление и развитие его в целях профессионального использования. Такие качества Г. п., как яркость, красота, сила и длительность звучания, широта диапазона, гибкость, неутомляемость, во многом определяющиеся природными свойствами голосового аппарата, могут быть развиты в процессе постановки голоса. Голос может быть поставлен для оперно-концертного пения, исполнения народных песен, эстрадного пения и т. д.
         Определяющие качества Г. п. — красота тембра и способность долго выдерживать звуки. Оперно-концертный голос должен быть хорошо слышным в больших залах, то есть обладать так называемой полётностью. Полётны звонкие, металличные голоса. Качество металличности и полётности определяется наличием в спектре голоса группы высоких обертонов, так называемой высокой певческой форманты. Округлость и мягкость звучания голоса зависят от усиления обертонов низкой части спектра. Высокая и низкая певческие форманты, а также вибрато (пульсация с частотой 5—6 раз в секунду) определяют красоту и льющийся характер голоса.
         Важное качество Г. п. — его сила. Оперное пение требует сильного голоса, который может наполнять большой зал и быть слышным на фоне оркестрового сопровождения. Голос от природы имеет Регистры. Под регистром понимается ряд однородных по тембру звуков, производящихся единым физиологическим механизмом. Звуки разных регистров звучат по-разному. В мужском голосе выделяют грудной регистр в нижней части диапазона и фальцетный в верхней. Грудной регистр отличается силой и богатством звучаний. Фальцетный слаб и беден по тембру. В женском голосе различают грудной регистр, центральный, в котором совмещается головное и грудное звучание, и головной в верхней части диапазона, звучащий светло, открыто.
         Профессиональный Г. п. должен иметь диапазон в две октавы и звучать ровно на всём протяжении диапазона. Это достигается с помощью развития смешанного звучания, так называемого микста.
         Голоса классифицируются по тембру и высоте. Различают шесть основных типов голосов. Самый высокий женский голос — Сопрано, средний — Меццо-сопрано, самый низкий — Контральто. Среди мужских голосов самый высокий — Тенор, средний — Баритон и низкий — Бас. В каждом типе голоса более высокие и светлые по звучанию голоса носят название лирических, а более низкие, густые и тёмные — драматических.
         В большинстве случаев использование Г. п. связано со словом. Выразительное донесение поэтического текста в пении определяется чёткостью произношения согласных и умением соединять Г. п. с элементами речевых интонаций. Основной формой звуковеде́ния Г. п. является связное пение, лежащее в основе кантилены (См. Кантилена), и умение петь в быстром движении — беглость.
         Лит.: Багадуров В. А., Очерки по истории вокальной методологии, ч. 1—3, М., 1929—37 (ч. 3 — Очерки по истории вокальной педагогики, 2 изд., М., 1956); Развитие детского голоса, М., 1963; Морозов В., Тайны вокальной речи, Л., 1967; Назаренко И., Искусство пения, 3 изд., М., 1968; Дмитриев Л., Основы вокальной методики, М., 1968; Tarneaud J., Seeman М.. La voix et la parole, P., 1950; Luchsinger R., Arnold G. E., Lehrbuch der Stimmeund Sprachheilkunde, 2. Ausg., W., 1959; Hussen R., La voix chantée, P., 1960.
         Л. Б. Дмитриев.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Голос певческий" в других словарях:

  • ГОЛОС ПЕВЧЕСКИЙ — характеризуется высотой (сопрано, меццо сопрано, контральто; тенор, баритон и бас), тембром и подвижностью (колоратурный, лирический, драматический и др.), диапазоном (ок. 2 х октав). В пределах диапазона различают регистры: грудной и фальцетный… …   Большой Энциклопедический словарь

  • голос певческий — характеризуется высотой (сопрано, меццо сопрано, контральто, тенор, баритон и бас), тембром и подвижностью (колоратурный, лирический, драматический и др.), диапазоном (около 2 октав). В пределах диапазона различают регистры: грудной и фальцетный… …   Энциклопедический словарь

  • голос певческий — голос при пении, характеризующийся особым произвольным дыханием с быстрым бесшумным ротовым вдохом и замедленным выдохом, а также большим объемом вдыхаемого воздуха …   Большой медицинский словарь

  • ГОЛОС — ГОЛОС, а ( у), мн. а, ов, муж. 1. Совокупность звуков, возникающих в результате колебания голосовых связок. Громкий, тихий г. Певческий г. Г. потерять, лишиться голоса (1) охрипнуть; 2) лишиться певческого голоса). В г. кричать (очень громко;… …   Толковый словарь Ожегова

  • Голос —         (лат. vox, франц. voix, итал. voce, англ. voice, нем. Stimme).         1) Мелодич. линия как часть многоголосного муз. произведения. Совокупность этих линий составляет муз. целое фактуру муз. произведения. Характер движения голосов… …   Музыкальная энциклопедия

  • голос — сущ., м., употр. наиб. часто Морфология: (нет) чего? голоса и голосу, чему? голосу, (вижу) что? голос, чем? голосом, о чём? о голосе; мн. что? голоса, (нет) чего? голосов, чему? голосам, (вижу) что? голоса, чем? голосами, о чём? о голосах 1.… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Голос — У этого термина существуют и другие значения, см. Голос (значения). В Викисловаре есть статья «голос» Голос  способность че …   Википедия

  • ГОЛОС — совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых человеком посредством голосового аппарата. Служит для выражения мыслей, чувств, ощущений (речь, пение, плач) или же является следствием рефлекторных движений мышц гортани… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • голос — а ( у); мн. голоса/, ов; м. см. тж. голосок, голосишко, голосина, голосище, голосовой 1) Звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, крике, пении и отличающиеся высотой, характером звучания и т.п …   Словарь многих выражений

  • Голос — (в музыке) 1) (певческий) способность воспроизводить муз. звуки разл. высоты, ограниченные определ. диапазоном, посредством физиологич. голосового аппарата, где различают три отдела: органы дыхания, гортань с голосовыми связками и артикуляц.… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»