Глинка Михаил Иванович

Глинка Михаил Иванович
Глинка Михаил Иванович [20.5(1.6).1804, с. Новоспасское, ныне Ельнинского района Смоленской обл., — 3(15).2.1857, Берлин], русский композитор. Основоположник русской классической музыки. Родился в помещичьей семье. С 1817 жил в Петербурге. Учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом училище (его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер). Брал уроки игры на фортепиано у Дж. Филда и Ш. Майера, на скрипке — у Ф. Бёма; позднее учился пению у Беллоли, теории композиции — у З. Дена. В 20-е гг. 19 в. пользовался известностью у петербургской любителей музыки как певец и пианист. В 1837—39 капельмейстер Придворной певческой капеллы. Посетил Италию (1830—1833), Берлин (1833—34, 1856—57), Париж (1844—45, 1852—54), Испанию (1845—47), Варшаву (1848, 1849—51). Овладение опытом отечественной и мировой музыкальной культуры, воздействие прогрессивных идей, распространившихся в период Отечественной войны 1812 и подготовки восстания декабристов, общение с выдающимися представителями литературы (А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым и др.), искусства, художественной критики способствовали расширению кругозора композитора и выработке новаторских эстетических основ его творчества. Народно-реалистическое по своей устремлённости творчество Г. оказало влияние на дальнейшее развитие русской музыки.

В 1836 на сцене петербургского Большого театра была поставлена героико-патриотическая историческая опера Г. «Иван Сусанин». Вопреки навязанной композитору верноподданнической концепции (либретто составлено бароном Г. Ф. Розеном в духе монархической официозности, по настоянию двора опера была названа «Жизнь за царя»), Г. подчеркнул народное начало оперы, прославил крестьянина-патриота, величие характера, мужество и несгибаемую стойкость народа. В 1842 в том же театре состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила». В этом произведении красочные картины славянской жизни переплелись со сказочной фантастикой, ярко выраженные русские национальные черты с восточными мотивами (отсюда ведёт начало ориентализм в русской классической опере). Переосмыслив содержание шутливой, иронической юношеской поэмы Пушкина, взятой в основу либретто, Г. выдвинул на первый план величавые образы Древней Руси, богатырский дух и многогранную эмоционально богатую лирику. Оперы Г. заложили основу и наметили пути развития русской оперной классики. «Иван Сусанин» — народная музыкальная трагедия на исторический сюжет, с напряжённым, действенным музыкально-драматическим развитием, «Руслан и Людмила» — волшебная опера-оратория с мерным чередованием широких, замкнутых вокально-симфонических сцен, с преобладанием эпических, повествовательных элементов. Оперы Г. утвердили мировое значение русской музыки. В области театральной музыки большую художественную ценность имеет музыка Г. к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (пост. 1841, Александрийский театр, Петербург).

Музыкальное искусство Г. характеризуют полнота и разносторонность охвата жизненных явлений, обобщенность и выпуклость художественных образов, совершенство архитектоники и общий светлый, жизнеутверждающий тонус. Его оркестровое письмо, сочетающее прозрачность и внушительность звучания, обладает яркой образностью, блеском и богатством красок. Мастерское владение оркестром разносторонне выявилось в сценической музыке (увертюра «Руслана и Людмилы») и в симфонических пьесах. «Вальс-фантазия» для оркестра (первоначально для фортепиано, 1839; оркестровые редакции 1845, 1856) — первый классический образец русского симфонического вальса. «Испанские увертюры» — «Арагонская хота» (1845) и «Ночь в Мадриде» (1848, 2-я редакция 1851)— положили начало разработке испанского музыкального фольклора в мировой симфонической музыке. В скерцо для оркестра «Камаринская» (1848) синтезированы богатства русской народной музыки и высочайшие достижения профессионального мастерства.

Гармоничностью мироощущения отмечена вокальная лирика Г. Многоликая по темам и формам, она включила, помимо русской песенности — фундамента глинкинской мелодики, — также украинские, польские, финские, грузинские, испанские, итальянские мотивы, интонации, жанры. Выделяются его романсы на слова Пушкина (в т. ч. «Не пой, красавица, при мне», «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья», «Ночной зефир»), Жуковского (баллада «Ночной смотр»), Баратынского («Не искушай меня без нужды»), Кукольника («Сомнение» и цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом»). Г. создал около 80 произведений для голоса с фортепиано (романсы, песни, арии, канцонетты), вокальные ансамбли, вокальные этюды и упражнения, хоры. Ему принадлежат камерно-инструментальные ансамбли, в том числе 2 струнных квартета, Патетическое трио (для фортепиано, кларнета и фагота, 1832).

Основным творческим принципам Г. сохраняли верность последующие поколения русских композиторов, обогащавшие национальный музыкальный стиль новым содержанием и новыми выразительными средствами. Под непосредственным влиянием Г. — композитора и вокального педагога — сложилась русская вокальная школа. У Г. брали уроки пения и готовили с ним оперные партии и камерный репертуар певцы Н. К. Иванов, О. А. Петров, А. Я. Петрова-Воробьева, А. П. Лодий, С. С. Гулак-Артемовский, Д. М. Леонова и др. А. Н. Серов записал его «Заметки об инструментовке» (1852, опубликованы 1856). Г. оставил мемуары («Записки», 1854—55, опубликована 1870).


Соч.: Литературное наследие, т. 1—2, Л. — М., 1952—53 (т. 1 —Автобиографические и творческие материалы, т. 2 — Письма и документы).


Лит.: Кузнецов К. А., Глинка и его современники, М., 1926; Асафьев Б. (Игорь Глебов), Глинка, 2 изд., М., 1950; Серов А. Н., Избранные статьи, т. 1, М.—Л., 1950; М. И. Глинка. Исследования и материалы, под ред. А. В. Оссовского, Л. — М., 1950; М. И. Глинка. Сборник материалов и статей, под ред. Т. Ливановой, М. — Л., 1950; Канн-Новикова Е., М. И. Глинка. Новые материалы и документы, b. 1—3, М. — Л., 1950—55; Одоевский В. Ф., Избранные музыкально-критические статьи. М. — Л., 1951; Стасов В. В., Избранные сочинения, т. 1, М., 1952; Асафьев Б. В., Избранные труды, т. 1, М., 1952; М. И. Глинка. Летопись жизни и творчества, сост. А. Орловой. М., 1952; Ларош Г. А., Избранные статьи о Глинке, М., 1953; Глинка в воспоминаниях современников, общая ред. А. А. Орловой, М., 1955; Ливанова Т., Протопопов В., Глинка, [т. 1—2], М., 1955; Цуккерман В., «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке, М., 1957; М. И. Глинка. К 100-летию со дня смерти. 1857—1957, под ред. Е. Гордеевой, М., 1958; Памяти М. И. Глинки, М., 1958: Протопопов Вл., «Иван Сусанин» Глинки. Музыкально-теоретическое исследование, М., 1961.

Б. С. Штейнпресс.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Глинка Михаил Иванович" в других словарях:

  • Глинка, Михаил Иванович — создатель русской национальной оперы и родоначальник русской художественной музыкальной школы. Г. принадлежал к дворянскому роду Глинок Смоленской губ., ведущему свое начало из Польши (местечко Глинки, Ломжинской губ., Маковского уезда) и… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Глинка Михаил Иванович — Глинка, Михаил Иванович гениальный композитор, основатель национальной русской музыкальной школы, родился 20 мая 1804 г. в с. Новоспасском (близ гор. Ельни, Смоленской губернии), имении отца. Едва ребенка отняли от матери, как его взяла на свое… …   Биографический словарь

  • Глинка Михаил Иванович — (1804 57), рус. композитор. К лирике Л. обращался дважды. Композитор и Л. могли быть знакомы и лично, встречаясь в доме Мих. Ю. Виельгорского и у А. С. Стунеева. Романс на стихи Л. «Слышу ли голос твой» Г. сочинил в Варшаве в июне 1848, по… …   Лермонтовская энциклопедия

  • ГЛИНКА Михаил Иванович — (1804 57) российский композитор, родоначальник русской классической музыки. Оперы Жизнь за царя ( Иван Сусанин , 1836) и Руслан и Людмила (1842) положили начало двум направлениям русской оперы народной музыкальной драме и опере сказке, опере… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Глинка Михаил Иванович —       (1804 1857), композитор. В 1818 22 воспитывался в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте, где общался с В. К. Кюхельбекером (его воспитатель), прогрессивно мыслящими педагогами учёными. В 20 х гг. пользовался известностью …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Глинка, Михаил Иванович — У этого термина существуют и другие значения, см. Глинка. Михаил Иванович Глинка …   Википедия

  • Глинка Михаил Иванович — (1804 1857), композитор, родоначальник русской классической музыки. Оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836) и «Руслан и Людмила» (1842) положили начало двум направлениям русской оперы  народной музыкальной драме и опере сказке, опере былине …   Энциклопедический словарь

  • Глинка Михаил Иванович — Памятник М. И. Глинке. Памятник М. И. Глинке. Санкт Петербург. Глинка Михаил Иванович (1804—1857), композитор. В 1818—22 воспитывался в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте, где общался с В. К. Кюхельбекером (его… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Глинка Михаил Иванович — знаменитейший русск. композитор, род. 20 мая 1804 г., в селе Новоспасском, Смоленской губ., ум. в ночь со 2 го на 3 е февраля, в 1857 году, в Берлине, похоронен в Петербурге в Александро Невской лавре. Детство Г. почти безвыездно провел в деревне …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ГЛИНКА Михаил Иванович — ( 1 VI 1804, с. Новоспасское, ныне Смоленской обл. 15 II 1857, Берлин) Нам предстоит задача серьезная! Выработать собственный свой стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу. М. Глинка Глинка... в такой степени соответствовал… …   Музыкальный словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»