Героизм

Героизм
        героическое, свершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам народных масс, передовых классов и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию.
         Идеалы Г. развивались на протяжении многовековой истории человечества, запечатлеваясь первоначально в формах стихийно складывающегося массового нравственного сознания, устного народного творчества (в частности, в т. н. героическом эпосе), а в дальнейшем становясь предметом художественной литературы и искусства, специальных теоретических дисциплин — этики, эстетики, социологии, психологии.
         Вопрос об исторической природе Г. был впервые поставлен итальянским философом Дж. Вико (18 в.), считавшим Г. характерной чертой лишь определённого периода в развитии человечества, т. н. «века героев», предшествующего «веку людей». Связывая Г. с условиями жизни античного общества, Вико отрицал возможность Г. в последующий, «разумный» период истории. Эта концепция получила всестороннее развитие у немецкого философа Г. Гегеля, который отличительным признаком «героического века» считал совпадение индивидуальной самостоятельности, личного дела и его всеобщего значения и относил его к периоду, предшествующему становлению развитого государственно-правового строя. Однако история показала, что и установление буржуазно-правового государства в борьбе с феодализмом породило своих героев. «... Как ни мало героично буржуазное общество, для его появления на свет понадобились героизм, самопожертвование, террор, гражданская война и битвы народов» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 120). Идеологи Просвещения (Ж. Ж. Руссо — Франция, Г. Э. Лессинг, Ф. Шиллер — Германия) и революционного романтизма (Дж. Г. Байрон — Англия, К. Ф. Рылеев — Россия, Дж. Мадзини — Италия) создали концепции бунтарства героической личности, борющейся за национальную и политическую свободу и «естественное» равенство людей. В реакционном романтизме, наоборот, герой противопоставлялся народу, «толпе» и даже обожествлялся в «культе героев» (Т. Карлейль — Англия), а во 2-й половине 19 в. в философии Ф. Ницше (Германия) получил моральное право на насилие. Эти идеи получили развитие и в реакционных течениях буржуазной мысли 20 в., которые подчёркивают индивидуальную исключительность героя и связывают Г. с милитаризмом (Д'Аннунцио — Италия, А. Розенберг, А. Боймлер — Германия).
         В освободительном движении России 19 в. проблема героической личности ставилась в связи с воспитанием революционера-профессионала у народников (П. Л. Лавров, С. М. Степняк-Кравчинский), у идеологов анархизма (М. А. Бакунин, С. Г. Нечаев). Однако идеализация единичного героического акта и индивидуального подвига личности встретила критику уже у Н. Г. Чернышевского, который заметил, что «... оказываются бессильными те личности, которые... не ищут помощи своему начинанию в самостоятельной деятельности всей массы народа» (Полн. собр. соч., т. 4, 1948, с. 71). Эту критику развили марксисты Г. В. Плеханов и в особенности В. В. Воровский, который показал недостаточность для победы революции «... индивидуальных героических усилий самопожертвования...» (Соч., т. 2, 1931, с. 290). Г. масс становится необходимым условием победы социалистической революции и нового, коммунистического строя. Именно в эпоху перехода от капитализма к социализму получила широкую разработку марксистско-ленинская концепция Г., отличительной чертой которой является слияние индивидуального подвига, геройской инициативы отдельных групп с массовыми героическими действиями. Г. опирается не только на моральную силу личности, но и на материальную силу революционного движения масс. Октябрьская революция и строительство социализма и коммунизма, Великая Отечественная война породили в народе героические подвиги в вооруженной борьбе и героический повседневный труд, нашедший своё выражение в социалистическом соревновании, ударничестве, стахановском движении, в движении за коммунистическое отношение к труду. Инициаторы этих движений стали в СССР национальными героями. По словам В. И. Ленина, победа социализма «... ни в коем случае не может быть решена героизмом отдельного порыва, а требует самого длительного, самого упорного, самого трудного героизма массовой и будничной работы» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 17—18). В СССР учреждены почётные звания Героя Советского Союза (1934) и Героя Социалистического Труда (1938). Трудовой Г. стал массовым и в др. социалистических странах.
         Борьба народов против фашизма, а также борьба за национальное и социальное освобождение после 2-й мировой войны 1939—45 породила разные формы индивидуального и массового Г. Символом и практическим образцом Г. стала упорная многолетняя борьба вьетнамского народа против империализма США. Разнообразие форм героических подвигов получило отражение в различных теориях Г., иногда абсолютизирующих успех тех или иных героических действий. Так, в странах Дальнего Востока и Латинской Америки возникли концепции, ограничивающие Г. только «вооружёнными действиями». В связи с активностью молодёжного, в особенности студенческого, движения появились разные экстремистские теории —«быть левее левых», быть революционнее всех, возродились религиозные формы «героического непротивления» (самосожжения буддистов в Южном Вьетнаме) и др. Все эти формы и концепции Г. требуют от личности беззаветной жертвенности и мужества. Однако изолированность индивидуальных действий, невозможность применения их в массовом масштабе приводят к отрыву от главных освободительных и революционных целей движения. «Причина наших побед...,— пишет В. И. Ленин, — уменье поднять энергию, героизм, энтузиазм масс, сосредоточивая революционно напряженные усилия на важнейшей очередной задаче» (там же, с. 305). Величие героическому подвигу придаёт не абстрактное самопожертвование личности, а его всемирно-историческое содержание, участие в поступательном движении народов за победу коммунизма, обеспечивающего мир, труд и свободу человеку.
         Лит.: Калинин М. И., О коммунистическом воспитании, М., 1958, с. 55, 213—15, 258, 412—16; Лафарг П., Соч., т. 3, М. — Л., 1931, с. 82—90; Луначарский А. В., Героизм и индивидуализм, М., 1925; Гегель Г. В. Ф., Эстетика, т. 1, М., 1968, с. 189—201, 266—70; Бруно Дж., О героическом энтузиазме, пер. с итал., М., 1953; Рено А., Героизм. Примеры героизма и нравственность энергии из истории всех времён и народов, пер. с франц., СПБ, 1896; Писарев Д. И., Соч., т. 4, М., 1956, с. 7—49; Шестаков В., Категория героизма в истории этики, «Вестник истории мировой культуры», 1960, № 2.
         Л. Ф. Денисова.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Антонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Героизм" в других словарях:

  • ГЕРОИЗМ —         героическое, совершение выдающихся по своему обществ. значению действий, отвечающих интересам нар. масс, передовых классов и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. С древних времён люди… …   Философская энциклопедия

  • героизм — а, м. héroïsme m. Способность к героически поступкам, деяниям; самоотверженность, храбрость. Сл. 18. Где вы, мрачные веки, веки варварства и героизма? 1793. Карамзин ПРП 1 89. Суровой, жестокий героизм Спарты и Мессины. ММ 1803 3 199. Героизм зри …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ГЕРОИЗМ — высшая степень гражданского или военного мужества. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ГЕРОИЗМ греч., от heros, герой. Мужество необыкновенное; дух свойственный герою. Объяснение 25000 иностранных слов …   Словарь иностранных слов русского языка

  • героизм — геройство, доблесть, смелость, отвага, мужество, храбрость, бесстрашие, неустрашимость; отважность, безбоязненность, мужественность, самопожертвование, дерзость, бесстрашность, героичность, решительность. Ant. трусость, малодушие Словарь русских… …   Словарь синонимов

  • ГЕРОИЗМ — ГЕРОИЗМ, героизма, мн. нет, муж. (книжн.). Способность к совершению подвига; отвлеч. сущ. к героический. Во время катастрофы он проявил истинный героизм. Он не отличается героизмом. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Героизм — выдающееся по своему общественному значению действие. Воинский героизм многогранен и связан с наиболее сложными и опасными ситуациями, требующими огромных волевых усилий, высокого воинского мастерства, способности быстро принять единственно… …   Морской словарь

  • ГЕРОИЗМ — ГЕРОИЗМ, а, муж. Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. Г. защитников Родины. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Героизм — см. Герой (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • героизм — См. эстетический В. В. Виноградов. История слов, 2010 …   История слов

  • героизм — Беззаветный, бесподобный, беспримерный, величайший, изумительный, исключительный, истинный, небывалый, невиданный, необычайный, показной. Мишурный. Боевой, воинский, массовый, революционный, трудовой и т. п. Словарь эпитетов русского языка. 2006 …   Словарь эпитетов

  • Героизм —  Героизм  ♦ Heroisme    Крайняя степень бескорыстной храбрости, противостоящей любому реальному или возможному злу. Такая храбрость способна противостоять не только страху, но и страданию, усталости, унынию, отвращению, соблазну и т. д. Это… …   Философский словарь Спонвиля


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»