Воля (философ.) это:

Воля (философ.)
Воля, способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. В. ‒ специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Не всякое сознательное действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели, является волевым: главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, её соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта В. характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных желаний.

По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию. При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается тем, что в психологической литературе называют борьбой мотивов (акт выбора). Принятое решение реализуется в разных психологических условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение, а действие после этого осуществляется как бы само собой (например, действия человека, увидевшего тонущего ребёнка), и кончая такими, в которых реализации волевого поведения противостоит какая-либо сильная потребность, что порождает необходимость в специальных усилиях для её преодоления и осуществления намеченной цели (проявление «силы» В.).

Различные истолкования В. в истории философии и психологии связаны прежде всего с противоположностью детерминизма и индетерминизма: первый рассматривает В. как обусловленную извне (физическими, психологическими, социальными причинами или же божественным предопределением ‒ в супранатуралистическом детерминизме), второй ‒ как автономную и самополагающую силу (см. Свобода воли). В учениях волюнтаризма В. предстаёт как изначальное и первичное основание мирового процесса и, в частности, человеческой деятельности. Различие философских подходов к проблеме В. нашло своё отражение в психологических теориях В., которые могут быть разделены на две группы: «автогенетические» теории В., рассматривающие её как нечто специфическое, не сводимое к каким-либо другим процессам (В. Вундт, Н. Ах, И. Линдворский ‒ Германия и др.), и «гетерогенетические» теории, определяющие В. как нечто вторичное, продукт каких-либо других психических факторов и явлений ‒ функцию мышления или представления (интеллектуалистические теории В. ‒ многие представители школы И. Ф. Гербарта, К. Эренфельс ‒ Австрия, Э. Мёйман ‒ Германия и др.), чувств (Г. Эббингауз ‒ Германия, Э. Блейлер ‒ Швейцария), комплекс ощущений (ассоцианизм) и т.п.

Советская психология, опираясь на диалектический и исторический материализм, рассматривает В. в аспекте её общественно-исторической обусловленности. Основным направлением изучения В. в советской психологии является изучение фило- и онтогенеза произвольных (происходящих из В.) действий и высших психических функций (произвольного восприятия, запоминания и т.д.). Произвольный характер действия, как это было показано советским учёным Л. С. Выготским, есть результат опосредования взаимоотношений человека и среды орудиями и знаковыми системами. В процессе развития психики ребёнка первоначальные непроизвольные процессы восприятия, памяти и т.д. приобретают произвольный характер, становятся саморегулируемыми. Параллельно развивается и способность к удержанию цели действия. Важную роль в изучении В. сыграли работы советского психолога Д. Н. Узнадзе и его школы по теории установки.

Проблема воспитания В. имеет большое значение для педагогики, в связи с чем разрабатываются различные методики, ставящие целью тренировку способности к поддержанию усилий, необходимых для достижения цели. В. тесно связана с характером человека и играет значительную роль в процессе его формирования и перестройки. Согласно распространённой точке зрения, характер является такой же основой волевых процессов, как интеллект ‒ основой мыслительных процессов, а темперамент ‒ эмоциональных процессов.

Н. Г. Алексеев, Ш. Н. Чхартишвили.

В. и эмоции. Подобно другим видам психической деятельности, В. ‒ процесс рефлекторный по физиологической основе и типу совершения. Эволюционную предпосылку волевого поведения представляет так называемый рефлекс свободы у животных ‒ врождённая реакция, для которой адекватным стимулом служит насильственное ограничение движений. «Не будь его (рефлекса свободы. ‒ Ред.), ‒ писал И. П. Павлов, ‒ всякое малейшее препятствие, которое встречало бы животное на своём пути, совершенно прерывало бы течение его жизни» (Полн. собр. соч., т. 3, кн. 1, 1951, с. 343). По данным советского учёного В. П. Протопопова и других исследователей, именно характер преграды определяет у высших животных перебор действий, из которых формируется приспособительный навык. Таким образом, В. как активность, обусловленная потребностью в преодолении встретившейся преграды, обладает известной самостоятельностью по отношению к мотиву, первично инициировавшему поведение. Избирательное торможение реакции преодоления («гипноз животных»), а также специфическое действие на эту реакцию некоторых лекарственных веществ позволяют говорить о наличии специального мозгового аппарата, реализующего рефлекс свободы в павловском его понимании. В механизмах волевого усилия человека большую роль играет система речевых сигналов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия). Для целенаправленного поведения человека преградой нередко становится и конкурирующая потребность. Тогда доминирование одного из мотивов будет определяться не только его соотносительной силой, но и возникновением активности, по отношению к которой субдоминантный мотив есть препятствие, «внутренняя помеха». Подобная ситуация встречается в тех случаях, когда принято говорить о волевом подавлении эмоций, точнее ‒ обусловивших эти эмоции потребностей. Будучи тесно связана с действиями, сознанием и эмоциями человека, В. представляет собой самостоятельную форму его психической жизни. В то время как эмоции обеспечивают мобилизацию энергетических ресурсов и переход к тем формам реагирования, которые ориентируются на широкий круг предположительно значимых сигналов (эмоциональные доминанты), В. препятствует чрезмерной генерализации эмоционального возбуждения и способствует удержанию первоначально избранного направления. В свою очередь, волевое поведение может явиться источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель, за счёт удовлетворения самой потребности в преодолении препятствий. Вот почему наиболее продуктивным для деятельности человека оказывается сочетание сильной В. с оптимальным уровнем эмоционального напряжения.

П. В. Симонов.


Лит.: Басов М. Я., Воля как предмет функциональной психологии, П., 1922; Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946, гл. 14; Веккер Л. М., К постановке проблемы воли, «Вопросы психологии», 1957, №2; Корнилов К. Н., Воля и ее воспитание, М., 1957; Запорожец А. В., Развитие произвольных движений, М., 1960; Селиванов В. И., Проблема воли в советской психологии, «Вопросы психологии», 1964, №1; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, 2 изд., М., 1965; Чхартишвили Ш. Н., Проблема воли в психологии, «Вопросы психологии», 1967, № 4; Lindworsky J., Der Wille, seine Erscheinung und seine Beherrschung, 3 Aufl., Lpz., 1923; Blondel Ch., Les volutions, в кн.: Traité de psychologie, par G. Dumas, v. 2, P., 1924; Lewin K., Vorsatz, Wille und Bedürfnis, B., 1926.

См. также лит. при ст. Свобода воли.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Воля (философ.)" в других словарях:

  • ВОЛЯ К ВЛАСТИ — основное понятие в философии Ницше, используемое им для обозначения принципа объяснения всего совершающегося в мире как таковом; его субстанциальной основы и фундаментальной движущей силы. Это то, с помощью чего все должно быть в конечном счете… …   История Философии: Энциклопедия

  • ВОЛЯ К ВЛАСТИ — «ВОЛЯ К ВЛАСТИ» («Wille zur Macht») – название произв. Ницше и составная часть его философии жизни. Философский энциклопедический словарь. 2010. ВОЛЯ К ВЛАСТИ …   Философская энциклопедия

  • ВОЛЯ К ВЛАСТИ — основное понятие в философии Ницше, используемое им для обозначения принципа объяснения всего совершающегося в мире как таковом; его субстанциальной основы и фундаментальной движущей силы. Это то, с помощью чего все должно быть в конечном счете… …   История Философии: Энциклопедия

  • ВОЛЯ — [греч. θέλημα, θέλησις; лат. voluntas, velle], сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к рой оно стремится достигнуть желаемого. В Свящ. Писании понятие В. имело следующие основные смыслы: В. Божия, выражающаяся в… …   Православная энциклопедия

  • «ВОЛЯ К ВЛАСТИ» — работа Ницше (1895), где философ излагает большую часть своих тезисов, затрагивающих все сферы мысли. Ницше кратко рассматривает историю и философию и приходит к переоценке ценностей, замещая традиционную мораль и ценности христианства моралью,… …   Философский словарь

  • Ориген христианский богослов и философ — знаменитый христианский богослов и философ; род. в Александрии около 185 г., в греческой или эллинизованной египетской семье, принявшей христианство; получил хорошее образование от своего отца Леонида, который, во время гонения при Септимии… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Трубецкой, князь Сергей Николаевич — философ; род. в 1862 г. в Московской губернии; учился в Калужской гимназии и на историко филологическом факультете Московского университета; с 1888 г. состоял приват доцентом Московского университета по кафедре философии, в 1889 г. защитил… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Личность — (философ.) внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания. Так как разум и воля суть (в возможности) формы бесконечного содержания (ибо мы… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Оболенский, Леонид Егорович — философ, публицист и критик, род. в 1845 г. в Малоархангельске. Из орловской гимназии он перешел в частное заведение, устроенное в Орле известным впоследствии педагогом И. Ф. Рашевским (см.). С 1862 г. О. слушает лекции в спб. университете и… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Оболенский Леонид Егорович — философ, публицист и критик, род. в 1845 г. в Малоархангельске. Из орловской гимназии он перешел в частное заведение, устроенное в Орле известным впоследствии педагогом И. Ф. Рашевским (см.). С 1862 г. О. слушает лекции в спб. университете и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

Другие книги по запросу «Воля (философ.)» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»