Внутренняя торговля это:

Внутренняя торговля
        отрасль народного хозяйства, осуществляющая реализацию товарной продукции различных отраслей производства на внутреннем рынке страны. Охватывает оптовую и розничную торговлю. Природа, формы В. т., характер выражаемых ею связей и регулирующие её развитие экономические законы определяются соответствующим способом производства и меняются с переходом от одной общественно-экономической формации к другой.
         В. т. при капитализме развивается на базе частной собственности на средства производства, является сферой приложения торгового капитала. В условиях монополистического капитализма господствующую роль во В. т. приобретают крупные монополии, выступающие в специфических организационных формах (синдикатские объединения, цепные, филиальные, многолавочные системы, крупные универсальные и посылочные фирмы и т.п.). Господство монополий является основой получения монопольных торговых прибылей как за счёт высоких цен на реализуемые товары, так и за счёт низких цен на закупаемую у мелких производителей продукцию. Монополии захватывают прежде всего область оптовой торговли, всё больше распространяют своё влияние на розничную торговлю благодаря использованию таких форм торговли, как «торговые центры», «универсамы» с самообслуживанием, магазины «низких цен» и «единых цен» и др. Особой формой контроля над розничной торговлей является так называемое содействие продаже, при которой предприятие-производитель или банк принимает на себя финансирование мероприятий по рекламному оформлению розничного предприятия, показу товаров на выставках и т.д. Таким путём монополистический капитал подчиняет себе розничных торговцев, которые без финансовой поддержки монополий оказываются безоружными в конкурентной борьбе, требующей больших затрат на рекламу и др. Отличительной чертой В. т. капиталистических стран является расточительность, обусловленная стихийным характером её развития. Между производителями и конечными потребителями стоит огромное число различных посредников, что значительно повышает издержки обращения. Наиболее крупную группу посредников составляют оптовые торговцы. В 1965 в США насчитывалось примерно 200 тыс. оптовых предприятий, общий оборот которых составлял около 120 млрд. долларов. Кроме того, имелось более 27 тыс. оптовых комиссионеров, осуществляющих связь между оптовыми и розничными торговцами. Издержки оптовых торговцев составляли в среднем около 15%, а комиссионеров 3,3%. Розничные торговцы также имеют собственных агентов, которые заняты продажей на дому. На долю этой формы продажи в США в 1967 приходилось около 60% всего розничного товарооборота. Всё это отражается на уровне розничных цен и способствует ограблению широких масс населения.
         В. т. при социализме выражает социалистические производственные отношения, опирается на плановое социалистическое производство и неуклонное повышение материального благосостояния народа. Социалистическое государство определяет размеры производства, потребления и накопления и их соотношение, планирует величину заработной платы, регулирует цены на товары, определяет объём товарных ресурсов для рынка, размеры оборота, направление и темпы развития материально-технической базы В. т., её организационные формы и т.п. Тем самым оно планомерно регулирует развитие В. т.
         В СССР В. т. охватывает обращение на внутреннем рынке средств производства и предметов личного потребления. В. т. средствами производства происходит в форме материально-технического снабжения, которое представляет собой оптовый оборот материалов и оборудования внутри государственного сектора, осуществляемый путём их продажи и распределения между отраслями и предприятиями, а также продажи колхозам удобрений, машин, горючего через всесоюзное объединение «Сельхозтехника». Реализация с.-х. продукции осуществляется в форме оптового оборота заготовительных организаций и государственных закупок у колхозов.
         В. т. предметами личного потребления выделилась в обособленную отрасль народного хозяйства, которая охватывает оптовый оборот товаров народного потребления, а также их продажу населению, организациям, учреждениям и предприятиям через розничную торговую сеть. В советскую торговлю организационно входит общественное питание — отрасль, производящая и реализующая готовую пищу, выручка от продажи которой включается в розничный товарооборот. На долю общественного питания в 1968 приходилось примерно 9,5% розничного товарооборота страны. В 1969 предприятия общественного питания выпустили 29,1 млн. различных блюд, что превысило выпуск их в 1940 более чем в 3 раза. Оптовые и розничные предприятия советской торговли разделяются по формам собственности на государственные и кооперативные. Наряду с государственной и кооперативной функционирует и колхозная торговля. Государственные торговые предприятия базируются на государственной собственности. Оптовые предприятия государственной торговли снабжают товарами все розничные торговые предприятия страны; государственные розничные торговые предприятия обслуживают население городов и рабочих посёлков. Хозяйственная деятельность их направляется непосредственно органами государства, которые в соответствии с планом развития торговли определяют объём розничного товарооборота, расширение и улучшение материально-технической базы, устанавливают планы хозяйственной деятельности организациям и предприятиям. Кооперативные торговые предприятия создаются кооперативными организациями, которые основаны населением на принципах добровольности. Основную массу товаров кооперативные торговые организации получают от государственных производственных предприятий и оптовых торговых организаций. Наряду с этим они реализуют продукцию собственного производства и собственных закупок. Колхозная торговля — это торговля колхозов и колхозников излишками своей с.-х. продукции по ценам, складывающимся на рынке. Товарной базой её служит продукция как общественного колхозного хозяйства, так и подсобного личного хозяйства колхозников: купля-продажа совершается между непосредственными производителями и потребителями товаров, т. е. без какого-либо посредника; цены испытывают значительное влияние спроса и предложения на рынке. Государство регулирует колхозную торговлю не непосредственно, а косвенно, с помощью мероприятий экономического характера (увеличение предложения продовольственных товаров в государственной и кооперативной торговле по государственным розничным ценам и др.). Ведущей и определяющей формой является государственная торговля (см. табл. 1).
         Объём розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли СССР, включая общественное питание, в 1970 достиг 153,6 млрд. руб., т. е. увеличился по сравнению с 1965 на 48,4%. Директивами 24-го съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства (1971—75) предусмотрено увеличить розничный товарооборот в 1,4 раза с тем, чтобы он достиг суммы более 210 млрд. руб.
         После Великой Отечественной войны 1941—1945 расширение объёма розничного товарооборота сопровождалось улучшением материально-технической базы советской торговли, которая насчитывает сотни тысяч предприятий розничной торговли и общественного питания, располагает обширной складской сетью (см. табл. 2).
         Значительно улучшилась товарная структура розничного товарооборота. В 1969 розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли СССР (включая общественное питание) в расчёте на душу населения возрос в 4,7 раза по сравнению с 1940. При этом по продовольственным товарам он увеличился в 3,9 раза, а по непродовольственным — в 6,5 раза.
         Табл. 1. — Доля государственной, кооперативной и колхозной торговли в общем объёме товарооборота (в гос. розничных ценах, в %)
        --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        |                                                                | 1940       | 1960       | 1965       | 1966       | 1967       | 1969      |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Весь розничный товарооборот                 | 100         | 100         | 100         | 100         | 100         | 100        |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Государственная торговля                       | 66,8        | 67,9        | 68,8        | 68,6        | 68,5        | 69,1       |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Кооперативная торговля                          | 24,5        | 29,1        | 28,9        | 29,2        | 29,3        | 29,1       |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Колхозный рынок                                     | 8,7          | 3,0          | 2,3          | 2,2          | 2,2          | 1,8        |
        --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
        
         Табл. 2. — Число предприятий розничной торговли, общественного питания и складская сеть государственных и кооперативных организаций (на конец года, тыс.)
        --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        |                  | Число предприятий                              | Складская сеть                                                                                 |
        |                  |-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Годы         | розничной           | общественного       |                            | в том числе                                                         |
        |                  | торговли              | питания                  | общее число        |---------------------------------------------------------------------------- |
        |                  |                            |                               |                            | общетоварные        | специализированные           |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | 1940          | 407,2                   | 87,6                        | 105,1                   | 54,6                        | 50,5                                     |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | 1960          | 567,3                   | 147,2                      | 128,5                   | 66,1                        | 62,3                                     |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | 1965          | 643,3                   | 192,7                      | 129,6                   | 69,4                        | 60,2                                     |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | 1966          | 654,0                   | 200,5                      | 134,1                   | 70,1                        | 64,0                                     |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | 1967          | 663,3                   | 211,3                      | 149,3                   | 74,7                        | 74,6                                     |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | 1969          | 677,7                   | 229,8                      | 156,3                   | 75,5                        | 80,8                                     |
        --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
        
         Табл. 3. — Розничный товарооборот, включая общественное питание, в некоторых социалистических странах по формам торговли (в %)
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        |                             | 1960                                                              | 1969                                                              |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        |                             | Государственная | Кооперативная | Частная  | Государственная | Кооперативная | Частная  |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Болгария              | 57,7                     | 42,2                 | 0,1          | 62,2                     | 37,7                 | 0,1          |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Венгрия                | 69,7                     | 29,1                 | 1,2          | 66,4                     | 32,8                 | 0,8          |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | ГДР                      | 44,0                     | 33,4                 | 22,7        | 43,9                     | 36,1                 | 19,9        |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Монголия             | 90,3                     | 9,7                   | —           | 90,1                     | 9,9                   | —           |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Польша                | 48,0                     | 49,4                 | 2,6          | 48,8                     | 49,9                 | 1,3          |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Румыния              | 64,0                     | 35,9                 | 0,1          | 66,8                     | 33,2                 | —           |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Чехословакия       | 73,9                     | 26,1                 | —           | 75,2                     | 24,8                 | —           |
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
         Численность работников в розничной торговле и общественном питании возросла в 1969 по сравнению с 1940 в 2,5 раза.
         В. т. предметами потребления, базирующаяся на социалистической общественной собственности на средства производства, даёт возможность более эффективно использовать материальные, денежные и трудовые ресурсы. По мере роста розничного товарооборота абсолютно растут Издержки обращения, хотя относительно (в процентах к сумме розничного товарооборота) снижаются. Так, в 1969 они составляли 13 509 млн. руб. (в 1940 — 1933 млн. руб.); доля их в общей сумме розничного товарооборота составляла 9,62% (в 1940 — 11,04%).
         В. т. предметами потребления в других социалистических странах развивается также на основе общественной собственности на средства производства в форме государственной и кооперативной торговли. В некоторых из них допускается участие частного капитала. Сфера его деятельности ограничивается розничной торговлей и контролируется государством, которое является поставщиком товаров. Ведущую и определяющую роль в этих странах играет государственная торговля (см. табл. 3).
         В. т. предметами потребления в социалистических странах характеризуется высокими темпами роста розничного товарооборота (см. табл. 4).
         Табл. 4. — Индексы объёма розничного товарооборота,
        включая общественное питание, в некоторых
        социалистических странах (1960 = 100)
        --------------------------------------------------------------------------------------------------
        |                                       | 1965         | 1968          | 1969          |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Болгария                        | 139           | 181            | 195            |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Венгрия                          | 129           | 162            | 175            |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | ГДР                                | 115           | 129            | 136            |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Монголия                       | 146           | 157            | 163            |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Польша                          | 134           | 164            | 174            |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Румыния                        | 160           | 209            | 219            |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Чехословакия                 | 118           | 155            | 158            |
        --------------------------------------------------------------------------------------------------
        
        
         Лит.: Маркс К., К критике политической экономии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13; его же, Капитал, т. 2, там же, т. 24; Ленин В. И., Очередные задачи Советской власти, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36; его же, О значении золота теперь и после полной победы социализма, там же, т. 44; его же, О кооперации, там же, т. 45; Экономика торговли, М., 1968; Дихтяр Г. А., Советская торговля в период социализма и развернутого строительства коммунизма, М., 1965; Тюков В., Локшин Р., Советская торговля в период перехода к коммунизму, М., 1964.
         Ф. А. Крутиков.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Внутренняя торговля" в других словарях:

  • Внутренняя торговля — ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ, реализация продукции производственно технического назначения и народного потребления на внутреннем рынке. Формы внутренней торговли: оптовая торговля и розничная торговля. Один из каналов реализации товаров товарные биржи. В… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ — отрасль хозяйства, реализующая товарную продукцию на внутреннем рынке страны …   Большой Энциклопедический словарь

  • внутренняя торговля — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN domestic trade Trade wholly carried on at home; as distinguished from foreign commerce. (Source: WESTS) [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] Тематики… …   Справочник технического переводчика

  • внутренняя торговля — Реализация товарной продукции на внутреннем рынке страны, в противоположность внешней торговле …   Словарь по географии

  • Внутренняя торговля — (англ internal trade) экономическая деятельность юридических лиц и граждан, связанная с реализацией товарной продукции на внутреннем рынке страны …   Энциклопедия права

  • внутренняя торговля — отрасль хозяйства, реализующая товарную продукцию на внутреннем рынке страны. * * * ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ, отрасль хозяйства, реализующая товарную продукцию на внутреннем рынке страны …   Энциклопедический словарь

  • Внутренняя торговля — Это торговля, в рамках которой товарами обмениваются только в рамках страны. Разделена такая торговля на две категории оптовая и розничная. Оптовая торговля связана с покупкой товаров у производителей или дилеров в большом кол ве и продажа в… …   Википедия

  • Внутренняя торговля — см. Торговля …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Внутренняя торговля — (англ internal trade) экономическая деятельность юридических лиц и граждан, связанная с реализацией товарной продукции на внутреннем рынке страны …   Большой юридический словарь

  • СССР. Внутренняя торговля и бытовое обслуживание —         Внутренняя торговля          Внутренняя торговля играет большую роль в повышении жизненного уровня населения СССР. Её развитие характеризуется высокими и устойчивыми темпами, соответствующими росту доходов и платёжеспособного спроса… …   Большая советская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Внутренняя торговля» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»