Владимиро-суздальская школа

Владимиро-суздальская школа
        12 — начала 13 вв., одна из наиболее значительных местных школ древнерусского искусства, сложившаяся на С.-В. Руси в период феодальной раздробленности. Быстрый расцвет В.-с. ш. был обусловлен усилением к середине 12 в. Владимиро-Суздальского княжества (См. Владимиро-Суздальское княжество), а идейно-эстетическая направленность её искусства определилась в значительной мере борьбой владимирских князей за превращение своего княжества в новый (в противовес киевскому) центр объединения Руси. Их стремление противопоставить Киеву число и нарядность своих построек стимулировало характерные для В.-с. ш. (исходившей, как и другие местные школы 12 в., из традиций искусства Киевского княжества 11 в.) поиски новых форм и средств выразительности, для чего широко привлекаются галицкие и западноевропейские мастера. Искусство В.-с. ш., призванное воплощать идеалы государственности, было отчасти ориентировано на торгово-ремесленное население городов — союзника князей в их борьбе со склонными к сепаратизму боярской знатью и удельными князьями. Отсюда присущий этому искусству известный дух гражданственности, его обращение к фольклорным мотивам в скульптуре.
         Возросший опыт строительства мощных оборонительных сооружений позволял меньше, чем в 10—11 вв., считаться с естественной защищённостью местности при закладке новых городов-крепостей, размещать их более выигрышно в стратегическом и художественном отношениях (Переславль-Залесский и Юрьев-Польский, 1152; Дмитров, 1154; и др.), свободней решать задачи формирования архитектурного ансамбля, его связи с соседними ансамблями, с окружающей природой. Высшим достижением В.-с. ш. в градостроительстве стали ансамбли г. Владимира и княжеские резиденции Боголюбова (См. Боголюбово) (1158—65), гармонично слитой с пейзажем и зрительно связанной с монументом-храмом Покрова (1165, см. Покрова на Нерли церковь). Материалом для строительства служил мягкий известняк («белый камень»), хорошо поддающийся тщательной обработке и удобный для выполнения декоративной резьбы. Зодчие В.-с. ш. от подражания чётким и строгим формам построек, характерных для Киева начала12 в. (церковь в Кидекше (См. Кидекша), 1152), вскоре перешли к поискам более органичных для камня мягких и живописных архитектурных форм (Успенский собор во Владимире, 1158—1160, достроен в 1185—89), придав классически законченное выражение крестово-купольной композиции храма. Мастерское владение пропорциями, тонко развитое чувство массы и материала проявились в архитектуре стройного дворцового комплекса в Боголюбове, тянущейся ввысь, изящной и лёгкой церкви Покрова на Нерли, величавого Дмитриевского собора во Владимире (1194—1197). С формами этих зданий согласован их резной декор, включенный в целостную систему архитектурно-пластические решения фасадов и идущий порой от образцов романского стиля (См. Романский стиль) (перспективные порталы, аркатурно-колончатые пояса, рельефные композиции). Но образы сюжетных рельефов не осложнены аллегорической символикой романского искусства. В них христианская иконография своеобразно сочетается с опоэтизированными анимистическими представлениями, бытовавшими в народной среде. В храмах начала 13 в. возрастает декоративное начало: на притворах применяются нарядные килевидные завершения (Рождественский собор в Суздале (См. Суздаль), 1222—25; Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, 1230—34); резное убранство заполнило стены собора в Юрьеве-Польском, смягчая конструктивную ясность форм и отвечая народному пристрастию к узорочной изукрашенности. Присущие зодчеству В.-с. ш. в 12 в. изысканность и дух оптимистической светскости в известной мере отразились и в её живописи, более зависимой от церковного контроля. В росписях Дмитриевского собора во Владимире (около 1197), в отдельных сохранившихся иконах («Дмитрий Солунский» из Дмитрова, конец 12 — начало 13 вв., Третьяковская галерея) поражают просветлённая одухотворённость образов, пластическая выразительность, праздничная цветовая гамма. Выдающимся памятником декоративного искусства В.-с. ш. являются медные южные врата (1222—28) Рождественского собора в Суздале, на которых техникой золотой наводки выполнены сюжетные и орнаментальные композиции, отличающиеся необычайным богатством линейных ритмов.
         Художественные достижения В.-с. ш. послужили в 14—15 вв. одним из главных источников для искусства Москвы, ставшей после свержения монголо-татарского ига центром объединения русских земель.
        
         Лит.: Воронин Н. Н., Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков, т. 1—2, М., 1961—62; Вагнер Г. К., Мастера древнерусской скульптуры, М., 1966; Ростово-Суздальская школа живописи. [Каталог; вступ. ст. В. И. Антоновой], М., 1967.
         И. М. Глозман.
        Владимиро-суздальская школа. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230—34. Часть северной стены с рельефами.
        Владимиро-суздальская школа. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230—34. Часть северной стены с рельефами.
        Владимиро-суздальская школа. Южные врата Рождественского собора в Суздале (деталь). 1222—25.
        Владимиро-суздальская школа. Южные врата Рождественского собора в Суздале (деталь). 1222—25.
        Владимиро-суздальская школа. «Лестничная» башня и переход к церкви дворца в Боголюбове. 1158—65.
        Владимиро-суздальская школа. «Лестничная» башня и переход к церкви дворца в Боголюбове. 1158—65.
        Владимиро-суздальская школа. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230—34. Южный притвор.
        Владимиро-суздальская школа. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230—34. Южный притвор.
        Владимиро-суздальская школа. Голова апостола Петра. Фрагмент фрески Дмитриевского собора во Владимире. Ок. 1197.
        Владимиро-суздальская школа. Голова апостола Петра. Фрагмент фрески Дмитриевского собора во Владимире. Ок. 1197.
        Владимиро-суздальская школа. «Лев». Рельеф на капители южного портала Рождественского собора в Суздале (1122—25).
        Владимиро-суздальская школа. «Лев». Рельеф на капители южного портала Рождественского собора в Суздале (1122—25).
        Владимиро-суздальская школа. «Иоанн Предтеча». Фрагмент иконы «Деисус» (1-я треть 13 в., Третьяковская галерея, Москва).
        Владимиро-суздальская школа. «Иоанн Предтеча». Фрагмент иконы «Деисус» (1-я треть 13 в., Третьяковская галерея, Москва).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Владимиро-суздальская школа" в других словарях:

  • Владимиро-Суздальская школа — Владимиро Суздальская школа. Дмитриевский собор во Владимире. ВЛАДИМИРО СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА, одна из основных школ древнерусского искусства в 12 13 вв. Для зодчества характерны изысканность пропорций, белокаменный декор (соборы во Владимире,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Владимиро-суздальская школа —         одна из наиболее значительных художественных школ древнерусского изобразительного искусства и архитектуры. Сложилась в северо восточной Руси в период усиления Владимиро Суздальского княжества (XII первая половина XIII вв.). Отталкиваясь… …   Художественная энциклопедия

  • ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА — (12 нач. 13 вв.) одна из главных школ древнерусского искусства. Для зодчества Владимиро суздальской школы (соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли все 12 в.) характерны изысканность пропорций, резной белокаменный декор (рельефные композиции …   Большой Энциклопедический словарь

  • владимиро-суздальская школа — (XII  начало XIII вв.), одна из главных школ древнерусского искусства. Для зодчества владимиро суздальской школы (соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли  все XII в.) характерны изысканность пропорций, резной белокаменный декор (рельефные… …   Энциклопедический словарь

  • Владимиро-суздальская школа — одна из наиболее значительных художественных школ древнерусского изобразительного искусства и архитектуры. Сложилась в Северо Восточной Руси в период усиления Владимиро Суздальского княжества (XII первая половина XIII вв.). Зодчие и художники… …   Строительный словарь

  • Владимиро-суздальская школа —    одна из наиболее значительных художественных школ древнерусского изобразительного искусства и архитектуры. Сложилась в Северо Восточной Руси в период усиления Владимиро Суздальского княжества (XII первая половина XIII вв.). Зодчие и художники… …   Архитектурный словарь

  • Владимиро-Суздальское княжество —         крупнейшее феодальное государственное образование в Северо Восточной Руси 10 13 вв., в междуречье Оки и Волги. До 10 в. почти весь этот район был занят финно угорским племенем меря. Колонизация края словенами новгородскими и кривичами,… …   Большая советская энциклопедия

  • ВЛАДИМИРСКАЯ И СУЗДАЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ — РПЦ, учреждена в 1214/15 г. с центром в Суздале (Суздальская и Владимирская епархия). В 1273 г. кафедральным городом стал Владимир, епархия называлась Владимирской, Суздальской и Нижегородской. Упразднена в 1299 г. в связи с вхождением в состав… …   Православная энциклопедия

  • Дмитриевский собор —         во Владимире, памятник русской архитектуры, одно из лучших произведений владимиро суздальской школы (См. Владимиро Суздальская школа). Был построен в 1194 97 и первоначально входил в комплекс княжеского дворца.          В архитектуре Д. с …   Большая советская энциклопедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика —         РСФСР.          I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»