Витте Сергей Юльевич

Витте Сергей Юльевич
Витте Сергей Юльевич [17(29)6.1849, Тбилиси, ‒ 28.2(13.3).1915, Петроград], русский государственный деятель. Родился в семье крупного чиновника. Окончил в 1870 физико-математический факультет Новороссийского университета (Одесса). В том же году назначен начальником движения Одесской железной дороги, в дальнейшем (около 20 лет) работал в частных железнодорожных обществах. Долголетняя служба способствовала формированию В. как финансиста и государственного чиновника. В 1883 вышла книга В. «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», принёсшая ему широкую известность. С 1889 директор департамента железных дорог министерства финансов; с февраля 1892 министр путей сообщений, а с августа 1892, в связи с отставкой И. А. Вышнеградского, министр финансов. В. оказывал значительное влияние на внутреннюю и внешнюю политику русского правительства. Активно содействовал развитию российского капитализма и пытался сочетать этот процесс с укреплением царской монархии.

По инициативе В. осуществлены крупные экономические мероприятия: была введена винная монополия (1894); сооружена Сибирская железнодорожная магистраль и развёрнуто железнодорожное строительство (90-е гг.); осуществлена денежная реформа (1897), согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото. Политика форсирования экономического развития, которую проводил В., была неразрывно связана с привлечением иностранных капиталов в промышленность, банки и государственные займы, что облегчалось протекционистским тарифом 1891 и политическим сближением с Францией. В 1894 и 1904 были заключены таможенные договоры с Германией. По инициативе и под председательством В. 22 января 1902 создано Особое совещание о нуждах с.-х. промышленности. В его программе аграрных требований намечены положения, использованные впоследствии П. А. Столыпиным. Местные комитеты совещания (82 губернских и областных и 536 уездных и окружных) высказались за добровольный переход крестьян от общинного владения землёй к подворному. Николай II не решился на проведение реформ, и Особое совещание 30 марта 1905 было закрыто. В. выступал против расширения земских учреждений. В полемике с И. Л. Горемыкиным (1899) он доказывал, что земские учреждения могут привести к конституции. В. стремился противодействовать политике Японии на Дальнем Востоке и, проводя курс на сближение с Китаем, выступал против захвата Порт-Артура. При участии В. заключены оборонительный союз с Китаем против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги на территории Маньчжурии. В., считая преждевременным военный конфликт, выступал за соглашение с Японией. Это в значительной мере определило резкие расхождения политики В. с внешнеполитическим курсом Николая II и «Безобразовской кликой». В августе 1903 В. получил отставку с поста министра финансов с назначением на пост председателя Комитета министров. Возглавлял делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор 1905 с Японией, за что получил графский титул. С октября 1905 по апрель 1906 возглавлял Совет Министров. Во время Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905 настоял на программе уступок буржуазии, нашедшей своё выражение в Манифесте 17 октября 1905. Проводя политику лавирования, В. в то же время был инициатором посылки карательных экспедиций в Сибирь, Прибалтику, Польшу; им были направлены войска из Петербурга для подавления Московского вооружённого восстания. В 1906 он добился у французских банкиров займа в 2,25 млрд. франков. Всё это укрепило позиции правительства в борьбе с революцией. Однако В. оказался слишком «левым» для основной массы дворянства и верхушки правящей бюрократии и слишком «правым» для буржуазно-либеральных кругов октябристско-кадетского толка. В. подал в отставку, которая была принята 16 апреля 1906. Последние годы жизни провёл в Петербурге и за границей. Оставаясь членом Государственного совета, В. принимал участие в работе Комитета финансов, председателем которого был до самой смерти. В 1907‒12 В. написал «Воспоминания», представляющие значительный интерес для характеристики политики царского правительства.


Соч.: Воспоминания, т. 1‒3, М., 1960 (вступительная статья А. Л. Сидорова «Граф С. Ю. Витте и его ⌠Воспоминания■»).


Лит.: Ленин В. И., Китайская война, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4; его же, Гонители земства и Аннибалы либерализма, там же, т. 5; его же, По поводу государственной росписи, там же, т. 6; его же, Разгром, там же, т. 10; его же, Европейский капитал и самодержавие, там же, т. 9; его же, Равновесие сил, там же, т. 12; его же, Начало разоблачений о переговорах партии к.-д. с министрами, там же, т. 21; Тарле Е. В., Граф С. Ю. Витте. Опыт характеристики внешней политики, Л., [1927]; Романов Б. А., Очерки дипломатической истории русско-японской войны. 1895‒1907, 2 изд., М. ‒ Л., 1955.

А. Л. Сидоров.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Витте Сергей Юльевич" в других словарях:

  • Витте Сергей Юльевич — Сергей Юльевич Витте 1 й Председатель Со …   Википедия

  • ВИТТЕ Сергей Юльевич — (1849 1915) граф (1905), российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892, финансов с 1892, председатель Кабинета министров с 1903, Совета Министров в 1905 06. Инициатор введения винной… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Витте, Сергей Юльевич — Запрос «Витте» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сергей Юльевич Витте …   Википедия

  • Витте Сергей Юльевич — (1849 1915), граф (1905), государственный деятель, почётный член Петербургской АН (1893). С февраля 1892 министр путей сообщения, с августа  министр финансов. С 1903 председатель Комитета министров, в 1905 06  Совета министров. Инициатор введения …   Энциклопедический словарь

  • Витте, Сергей Юльевич (дополнение к статье) — после кратковременного управления министерством путей сообщения (с 15 февраля до 30 августа 1892 г.) был назначен министром финансов. За 11 летнее управление его министерством государственная роспись доходов и расходов ни разу не была сведена с… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Витте Сергей Юльевич (1849-1915) — российский государственный деятель, политик, экономист. Активно содействовал капиталистическому процессу в России. Автор книги лПринципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Витте Сергей Юльевич, граф — (Witte. Sergei Yulyevich, Count) (1849 1915), рус. гос. деятель. Мин. финансов (1892 1903), затем премьер (1905 06), он действовал, исходя из убеждения: чтобы Россия могла встать в один ряд с промышленно развитыми державами, необходимы как правит …   Всемирная история

  • ВИТТЕ Сергей Юльевич — Сергей Юльевич (17.06.1849, Тифлис 28.02.1915, Петроград), граф, российский гос. деятель. Из семьи голл. происхождения, с XVI в. состоявшей на рус. службе и в 1856 г. получившей потомственное дворянство. Воспитывался в семье дяди ген. Р. А.… …   Православная энциклопедия

  • ВИТТЕ, Сергей Юльевич — (1849 1915) выдающийся русский государственный деятель. Окончив Новороссийский университет (в Одессе) по физико математическому факультету, В. поступил в управление Юго Западных железных дорог, где очень быстро занял руководящее положение. Как… …   Дипломатический словарь

  • Витте Сергей Юльевич — I род. 17 июня 1849 г. в Тифлисе. Отец его, член совета наместника кавказского, был женат на сестре известного писателя, ген. Р. А. Фадеева. По окончании курса в Новороссийском университете со степенью кандидата физико математических наук В.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»