Взаимодействие (философ.) это:

Взаимодействие (философ.)
Взаимодействие, одна из основных философских категорий, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. В. представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут проявиться и быть познанными только во В. с другими объектами. «Взаимодействие ‒ вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 546). Понятие В. находится в глубокой связи с понятием структуры. В. выступает как интегрирующий фактор, посредством которого происходит объединение частей в определенный тип целостности. Например, электромагнитное В. между ядром и электронами создаёт структуру атома. В. людей между собой и с миром, т. е. общественная практика, определяет структуру общества, человеческое поведение и сознание.

В. носит объективный и универсальный характер. В. охвачены все формы бытия и формы их отражения. В силу универсальности В. осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное единство мира. Абсолютная природа В. выступает не непосредственно, а осуществляется в ограниченных, конечных формах, и в этом смысле В. относительно. Относительный характер В. заключается также и в том, что оно осуществляется с конечной скоростью. Существует пространственно-временной предел, вне которого непосредственное В. данного объекта с другими отсутствует. Однако опосредованно они могут взаимодействовать со сколь угодно отдалёнными объектами. Цепь В. нигде не оборвана, она не имеет ни начала, ни конца. Каждое явление ‒ лишь звено всеобщей цепи В. Принцип В. конкретизируется в учении о причинности. Именно В. определяет отношение причины и следствия: объект воздействия причины не пассивен ‒ он реагирует и тем самым причинность переходит во В. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. «Ближайшим образом взаимодействие представляется взаимной причинностью предположенных, обусловливающих друг друга субстанций; каждая есть относительно другой одновременно и активная и пассивная субстанция» (Гегель, Соч., т. 5, М., 1937, с. 691). В. обусловливает развитие объектов. Именно В. противоположностей, противоречие, является самым глубоким источником, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения и развития объектов, их порождения или их возникновения. Самодовлеющее В. естественных сил и процессов как источник самодвижения и развития вещей исключает вмешательство сверхъестественных «абсолютных» источников движения и организации материального мира. Каждая форма движения материи имеет в своей основе определённые типы В. структурных элементов. При этом В. частей развивающейся системы является одновременно и регулирующим, управляющим фактором, определяющим направление её развития. Каждой качественно определенной системе свойствен особый тип В. Современное естествознание показало, что всякое В. связано с материальными полями и сопровождается переносом материи, движения и информации. В. может осуществляться лишь с помощью специфического материального носителя. Современная классификация В. основывается на различении силовых и информационных В. В физике известно четыре основных типа силового В., которые дают ключ к пониманию бесконечно разнообразных физических процессов, ‒ гравитационные В., электромагнитные В., сильные В. (ядерные) и слабые В. (распадные). Каждый тип В. в физике характеризуется определённой мерой (подробнее см. Взаимодействие в физике). Современная биология исследует В. на различных уровнях: молекулярном, клеточном, организменном, популяционном, видовом, биоценоза. Ещё более сложные формы В. характеризуют жизнь общества. По определению Маркса, общество ‒ это «продукт взаимодействия людей» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 27, с. 402). Классические примеры исследования многообразных В. в обществе как целостной, внутренне дифференцированной, саморазвивающейся системы ‒ «Капитал» К. Маркса, «Развитие капитализма в России» В. И. Ленина. Категория В. является существенным методологическим принципом познания природных и общественных явлений. Чтобы действительно вскрыть суть объекта, необходимо выявить его закономерные В. Без изучения В. в его общем и конкретном проявлении нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности. «Ни один феномен не объясняется сам по себе и из самого себя» (Гёте И. В., Избранные философские произведения, М.,1964, с. 334). Любой объект может быть понят и определён лишь в системе отношений и В. с другими окружающими явлениями, их частями, сторонами и свойствами. Познание вещей означает познание их В. и само является результатом В. между субъектом и объектом. В. ‒ не только исходный, но и конечный пункт познания. «Мы не можем пойти дальше познания этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 546). Категория В. занимает фундаментальное место в концептуальном аппарате современного теоретического мышления.


Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 129, 184, 312; Григорьев В. И., Мякишев Г. Я., Силы в природе, 3 изд., М., 1969; Уемов А. И., Вещи, свойства и отношения, М., 1963; Кедров Б. М., Энгельс и диалектика естествознания, М., 1970, гл. 4.

А. Г. Спиркин.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Взаимодействие (философ.)" в других словарях:

  • Платон философ — знаменитый философ, род. в Афинах между 430 и 427 гг. до Р. Хр. По некоторым, впрочем сомнительным, свидетельствам его настоящее имя было Аристокл, а П. только прозвание. Семейство его принадлежало к знатному и богатому роду: по отцу, Аристону,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Платон, философ — знаменитый философ, род. в Афинах между 430 и 427 гг. до Р. Хр. По некоторым, впрочем сомнительным, свидетельствам его настоящее имя было Аристокл, а П. только прозвание. Семейство его принадлежало к знатному и богатому роду: по отцу, Аристону,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Овчаренко, Виктор Иванович (философ) — Виктор Иванович Овчаренко Дата рождения …   Википедия

  • Движение (философ.) — Движение, способ существования материи, важнейший её атрибут; в самом общем виде Д. «...это изменение вообще» (см. Ф. Энгельс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 563), всякое взаимодействие материальных объектов. Мысль об… …   Большая советская энциклопедия

  • Развитие (философ.) — Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы Р. среди др. изменений: обратимость изменений характеризует процессы… …   Большая советская энциклопедия

  • Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… …   Медицинская энциклопедия

  • КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… …   История Философии: Энциклопедия

  • Махди Амель — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011) …   Википедия

  • ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ — территория на юге Балканского п ова (см. также статьи Античность, Греция). История Д. Г. охватывает период с нач. II тыс. до Р. Х. по нач. I тыс. по Р. Х. География и этнография Фестский диск. XVII в. до Р. Х. (Археологический музей в Ираклио,… …   Православная энциклопедия

  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ — Гносеология (от греч. gno sis знание, logos слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme знание) раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия… …   Философская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Взаимодействие (философ.)» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»