Верхнее строение пути это:

Верхнее строение пути
        часть ж.-д. пути, состоящая из рельсов со скреплениями, противоугонов, опор (шпал, плит и др.) и балластного слоя. В. с. п. воспринимает нагрузку подвижного состава и передаёт её на нижнее строение (земляное полотно или искусственное сооружение — мост, тоннель). К В. c. п. (рис. 1) относятся также стрелочные переводы и глухие пересечения. Шпалы (деревянные, железобетонные, реже металлические), обеспечивая неизменность взаимного положения рельсовых нитей, воспринимают давление от рельсов (См. Рельсы) и передают его на балластный слой (см. Балласт). Взамен шпал начинают на отдельных участках применяться сплошные блочные железобетонные основания в виде плит или рам. Противоугоны в виде металлических скоб удерживают рельсы от смещения вдоль пути при движении поездов.
         В. с. п. метрополитена, трамвайного пути, мостов отличается некоторыми особенностями. В. с. п. в тоннелях метрополитена (рис. 2) обычно не имеет балластного слоя. Шпалы укладываются на бетонное основание тоннеля. В. с. п. трамвая (рис. 3) подчинено требованиям удобного пересечения трамвайных путей автомобильным транспортом, а также надёжного сопряжения с дорожной одеждой (См. Дорожная одежда). В связи с этим на трамвайных путях улиц с интенсивным автомобильным движением обычно применяют желобчатые рельсы на сплошном железобетонном основании с уложенными в него шпалами либо на основании из бетонных плит с прослойкой балласта между ними и шпалами. В. с. п. на мостах во многих случаях укладывается без балластного слоя. Вместо шпал в этих случаях употребляются мостовые брусья.
         Тип В. с. п. (вид материала и размеры элементов) зависит от грузонапряженности участка. В СССР для магистральных ж.-д. линии приняты три типа:
         I — особо тяжёлый (грузонапряженность в год на 1 км свыше 50 млн. ткм, с рельсами 75 кг в 1 погонном м); II — тяжёлый (грузонапряженность 25—50 млн. ткм, с рельсами 65 кг); III — нормальный (грузонапряженность до 25 млн. ткм, с рельсами 50 кг).
         Ведутся работы (1970) по применению сплошного железобетонного подрельсового основания.
         Лит.: Шахунянц Г. М., Железнодорожный путь, М., 1961; Чернышев М. А., Устройство, содержание и ремонт пути, 2 изд., М., 1963.
         К. М. Добросельский, В. И. Тихомиров.
        Рис. 1. Верхнее строение ж.-д. пути: 1 — песчаный слой; 2 — щебёночный слой; 3 — рельсы со скреплениями; 4 — шпалы.
        Рис. 1. Верхнее строение ж.-д. пути: 1 — песчаный слой; 2 — щебёночный слой; 3 — рельсы со скреплениями; 4 — шпалы.
        Рис. 2. Верхнее строение пути метрополитена.
        Рис. 2. Верхнее строение пути метрополитена.
        Рис. 3. Верхнее строение трамвайного пути на основании из бетонных плит.
        Рис. 3. Верхнее строение трамвайного пути на основании из бетонных плит.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Верхнее строение пути" в других словарях:

  • Верхнее строение пути — Верхнее строение железнодорожного пути Верхнее строение пути  часть железнодорожного пути, предназначенная для принятия нагрузок от колёс подвижного состава и передачи их на …   Википедия

  • ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ ПУТИ — часть жел. дор. пути, предназначенная для: 1) направления движения колес подвижного состава, 2) воспринятая давлений от колес подвижного состава, 3) передачи этих давлений нижнему строению. В. с. п. состоит из балластного слоя, шпал, рельсов,… …   Технический железнодорожный словарь

  • верхнее строение пути — Часть конструкции железнодорожного пути, воспринимающая нагрузку от колес железнодорожного подвижного состава и передающая их на земляное полотно и включающая в себя: рельсы, промежуточные рельсовые скрепления, стыковые рельсовые скрепления, под …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ ПУТИ — часть ж. д. или трамвайного пути, состоящая из рельсов, рельсовых скреплений, стрелочных переводов, шпал, переводных и мостовых брусьев и др. рельсовых опор, а также балластного слоя и противоугонов, предназначенная для направления движения колёс …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • верхнее строение — 3.8.13 верхнее строение: Верхняя надводная часть сооружения, служащая для распределения и передачи нагрузок на сооружение. Источник: ГОСТ Р 54523 2011: Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • СТРОЕНИЕ ПУТИ ВЕРХНЕЕ — часть железнодорожного пути, состоящая из рельсов, стрелочных переводов и противоугонов, шпал или других рельсовых опор и балластного слоя (Болгарский язык; Български) горна конструкция на път (Чешский язык; Čeština) železniční svršek (Немецкий… …   Строительный словарь

  • Нижнее строение пути — элемент железнодорожного пути, на котором размещается верхнее строение пути. Содержание 1 Общая информация 1.1 Земляное полотно …   Википедия

  • Строение ж/д пути верхнее — Верхнее строение пути часть конструкции железнодорожного пути, предназначенная для направления движения подвижного состава, восприятия давления от колес подвижного состава и передачи его земляному полотну; состоит из балластного слоя, шпал,… …   Официальная терминология

  • Верхнее двухолмие — Средний мозг человека. Верхнее двухолмие выделено синим цветом. Верхнее двухолмие (лат. Superior colliculus) одна из основных структур среднего мозга позвоночных. Оно обычно является частью его верхней дорсальной поверхности и вместе с… …   Википедия

  • Мостовое полотно —         верхнее строение железнодорожного пути на мосту, часть ж. д. моста, непосредственно воспринимающая силовые воздействия от колёс подвижного состава и передающая их на конструкцию пролётного строения. Различают М. п. на балласте и на… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»