Вентцель Константин Николаевич

Вентцель Константин Николаевич
Вентцель Константин Николаевич [24.11(6.12).1857‒10.3.1947, Москва], русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. В студенческие годы участвовал в революционном движении, отбывал тюремное заключение (1885‒87). В годы 1-й мировой войны выступал против милитаризма и шовинизма. По своим философским воззрениям В. идеалист; его философское кредо выражено в работе «Этика и педагогика творческой личности» (т. 1‒2, 1911‒12). В. принимал активное участие в работе Педагогического общества.

В 1896 появилась первая самостоятельная работа В. по педагогике ‒ «Основные задачи нравственного воспитания». Педагогическая концепция В. (в основном изложена в книге «Борьба за свободную школу», 1906) выражала протест демократической русской интеллигенции против удушающей атмосферы, царившей в обществе и школе при самодержавии. В духовном и нравственном усовершенствовании людей он видел основу для создания нового общества и в этой связи разрабатывал теорию «свободного воспитания». Исходя из того, что воля, а не интеллект, является основой духовной жизни, В. недооценивал умственное образование. Он критиковал дореволюционную школу за то, что в ней изучался определённый обязательный круг учебных предметов, расположенных в известном систематическом порядке. Он полагал, что ребёнок должен получать столько знаний, сколько желает, и приобретать их тогда, когда в этом почувствуется потребность.

Школе В. противопоставлял «Дом свободного ребёнка». В педагогических взглядах В. были и рациональные зёрна, в частности он справедливо рассматривал труд как мощное средство нравственного воспитания.

Не понимая того, что после победы Великой Октябрьской социалистической революции появились новые общественные условия для создания подлинно свободной школы, В. продолжал некоторое время отстаивать идею «автономии» школы от государства и проповедовать аполитичность воспитания. В 1919‒22 В. работал в Воронежском губернском отделе народного образования, читал лекции в Воронежском университете и активно участвовал в организации института народного образования. Его рукописные мемуары «Пережитое, перечувствованное и сделанное», датированные 1932, хранятся в научном архиве АПН СССР.

Ф. Ф. Королев.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Вентцель Константин Николаевич" в других словарях:

  • ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич — (1857 1947) российский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. С нач. 20 х гг. отошел от педагогической деятельности …   Большой Энциклопедический словарь

  • Вентцель, Константин Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вентцель. Вентцель Константин Николаевич (имя по метрической книге Константин Ромео Александр) (24 ноября 1857 10 марта 1947) педагог. Вентцель Константин Николаевич Вентцель Константин …   Википедия

  • Вентцель Константин Николаевич — (1857 1947), педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. С начала 20 х гг. отошёл от педагогической деятельности. Разрабатывал новое направление  «космическую педагогику», высшая цель которой  раскрепощение личности, осознающей себя… …   Энциклопедический словарь

  • Вентцель, Константин Николаевич — (род. 1857) педагог, известный как один из крупнейших защитников свободного воспитания. Цель истинного воспитания, по В., содействие беспрепятственному, цельному и гармоническому развитию ребенка, пробуждению в нем творческих сил и способностей.… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич — [24.11(6.12).1857, Петербург, 10.3.1947, Москва], педагог, теоретик и пропагандист. свободного воспитания. Учился в Технол. ин те (1875 76) и Петерб. ун те (1876 77). С 1880 участник рев. народнич. движения (в 1885 арестован в Воронеже, выслан).… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Вентцель, Константин Николаевич — (1857 1947)     педагог. В русле педоцентризма (см. Детоцентризм) разрабатывал основы свободного воспитания и пытался реализовать их в Московском Доме свободного ребёнка (1906 09). Общечеловеческие ценности ставил выше классовых, считал, что… …   Педагогический терминологический словарь

  • ВЕНТЦЕЛЬ Константин Николаевич — (1857 1947) русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Его основные работы: «Современный момент и свободное воспитание», «Декларация прав ребенка», «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад», «Основные задачи… …   Педагогический словарь

  • ВЕНТЦЕЛЬ — Константин Николаевич (1857 1947), педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания в России. Разрабатывал космическую педагогику, высшая цель которой раскрепощение личности, осознающей себя Гражданином Вселенной. С начала 20 х гг. отошёл… …   Русская история

  • Вентцель — Вентцель  фамилия. Известные носители: Вентцель, Елена Сергеевна (1907 2002)  российский математик, педагог. Вентцель, Димитрий Александрович (1998 1955)  учёный в области внешней и внутренней баллистики; действительный член… …   Википедия

  • ВЕНТЦЕЛЬ — Константин Николаевич [24.11(6.12).1857, Петербург, 10.3.1947, Москва], педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания. Учился в Технол. ин те (1875 76) и Петерб. ун те (1876 77). С 1880 участник рев. народнич. движения (в 1885 арестован… …   Российская педагогическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»