Веданта это:

Веданта
(санскр., буквально — конец, завершение Вед (См. Веды)
        В наиболее общем смысле слова В. обозначает довольно неопределенную совокупность религиозно-философских идеалистических школ и учений в индийской философии, принимающих за основу концепцию атмана-брахмана, изложенную в религиозно-философских ведийских (прежде всего упанишадах (См. Упанишады)) и отчасти эпических (Рамаяне и Махабхарате, особенно в Бхагавадгите) текстах, а также в сутрах и позднейших комментариях. Понимаемая в этом смысле В. представляет собой наиболее распространённое, стойкое и консервативное идейное течение, существующее с древнейших времён в Индии, и включает в себя наряду с собственно В. пурва-мимансу, отчасти санкхью (См. Санкхья), некоторые средневековые шиваитские и вишнуитские учения (в частности, шайва-сиддханту), а также ряд неоиндуистских учений нового и новейшего времени (например, так называемую интегральную В. социально-религиозного реформатора Вивекананды (См. Вивекананда)). Основными философскими категориями В. являются: брахман (космическая душа), атман (индивидуальная душа), пуруша (абстрактное духовное начало), пракрити (абстрактное материальное начало, природа), артха (смысл, значение, цель, ценность), джняна (знание), авастха (психическое состояние) и Майя (иллюзия). Школы, направления и учения в В. различаются в зависимости от того, какие из этих категорий полагаются основными и в каких отношениях мыслятся друг к другу; однако высшее, единое духовное начало признаётся первичным во всех вариантах В. Общим для всех течений В. является также Йога, принимаемая в качестве основного практического средства достижения высших психических состояний, то есть освобождения, отрешённости от мира.
         Собственно В., или уттара-миманса, называемая ещё брахма-миманса, в своих философских предпосылках исходит из «Веданта-сутры» (или «Брахма-сутры»), которая приписывается мудрецу Бадараяне (ок. 4—3 вв. до н. э.). Согласно В., высшей реальностью является брахман, а пуруша и пракрити суть его модификации. Брахман не сотворён, вечен, бескачествен, причина всей Вселенной; он же является и первичным материалом для мира. Атман посредством знания брахмана (брахмавидья) приобщается к брахману, но не становится тождественным ему. Согласно учению индийского мудреца 7 в. н. э. Гаудапады, изложенному в «Гаудападия-карике» (комментарии на «Мандукья-упанишаду»), весь мир явлений иллюзорен (подобен майе), а его духовное, атманическое начало не раздвоено. Это учение, получившее название адвайт аведанта («веданта не двойственности»), нашло развитие у крупнейшего мыслителя Индии Шанкары (См. Шанкара) (8—9 вв.) в «концепции нереальности» (майявада), согласно которой полагается, что атман и брахман равно реальны, а мир опыта — нереален. Чертами атмана-брахмана являются чистое бытие, сознание и блаженство. В религиозном плане атман-брахман тождествен богу Шиве (Ишваре). Майя как другое, симметричное начало Вселенной считалось Шанкарой вечным. Шанкара полагал, что само понятие реальности не имеет смысла в отношении эмпирической действительности. Индивидуальная душа может находиться в одном из четырёх состояний психики (бодрствование, сон, глубокий сон, запредельное состояние) и, с точки зрения всякого последующего состояния, то, что переживалось в предыдущем, — нереально, иллюзорно. Следующей важнейшей модификацией В. явилась вишиштадвайта, принадлежавшая крупнейшему авторитету В.— Раманудже (11—12 вв.). Согласно этой концепции, через постижение брахмана познаются все вещи. Основным орудием познания служит не разум, а божественная интуиция; но уже постигнутая интуицией истина, чтобы войти в состав теории, должна быть организована и апробирована интеллектом. Брахман как конечная реальность недвойствен (адвайта), но можно установить различия (вишишта) в проявлениях как его сущности, так и атрибутов. В отличие от майявады, концепция Рамануджи была основана на том, что и материальные тела, и индивидуальные души имеют своё реальное существование, хотя существование брахмана обладает бесконечно большей реальностью. Так же как индивидуальная душа полагается атманической сущностью («Я») тела, так брахман полагается «Я» всего сущего (с которым отождествлялся бог Вишну).
         Др. крупнейшими представителями средневековой В. были Мадхва (9 в.), Бхаскара (10 в.), Ядавапракаша (11 в.), Ведантадешика (13 в.). Около 12 в. южно-индийских В. разделяется на два направления: северное (вадакалей) и южное (тенкалей), но это разделение затронуло по преимуществу вишнуитские школы. В. развивалась в постоянной борьбе сначала со школами Буддизма, отрицающими необходимость философских учений о бытии (особенно школа Нагарджуны (См. Нагарджуна)), а затем с логической школой ньяей (См. Ньяя) и др. направлениями.
         В новое и новейшее время к В. в той или иной степени можно отнести концепции Раммохан Рая, Рамакришны (См. Рамакришна), А. Гхоша, С. Радхакришнана и др.
         Лит.: Мюллер М., Шесть систем индийской философии, М., 1901; Чаттерджи С. и Датта Д., Введение в индийскую философию, пер. с англ., М., 1955; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Идеологические течения современной Индии. [Сб. ст.], М., 1965; Deussen P., Das System derVedânta...,2Aufl.. Lpz., 1906; Badarajana, Brahmasutras, pt 1—2, Calc., 1926; Cultural heritage of India, 2 ed., v. 3, Calc., 1954; The Vedânta-Sútras. With the comment, by Sankaracharya. Transi. by G. Thibault, pt 1—3, Delhia. o.], [1966—681.]
         А. М. Пятигорский.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Синонимы:

Смотреть что такое "Веданта" в других словарях:

  • ВЕДАНТА —         (санскр., букв. конец Вед, т. е. заключит. этап ведийского периода, представленный упани шадами), наиболее известная и влиятельная система др. инд. религ. филос. мысли; филос. основа индуизма. В широком смысле слова совокупность религ.… …   Философская энциклопедия

  • ВЕДАНТА — (санскр. букв. конец вед), наиболее распространенное индийское религиозно философское течение; к веданте в широком смысле относятся собственно веданта, пурва миманса, некоторые учения вишнуизма и шиваизма, а также неоиндуизма. Собственно веданта… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ВЕДАНТА — (санскритское, буквально конец вед), наиболее распространенное индийское религиозно философское течение, одна из 6 ортодоксальных (признающих авторитет вед) философских систем. Сочинение Веданта сутра (или Брахма сутра ) приписывается мудрецу… …   Современная энциклопедия

  • Веданта — (санскритское, буквально конец вед), наиболее распространенное индийское религиозно философское течение, одна из 6 ортодоксальных (признающих авторитет вед) философских систем. Сочинение “Веданта сутра” (или “Брахма сутра”) приписывается мудрецу… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ВЕДАНТА — (санскр.). Наиболее распространенное ныне у индусов религиозно философское миросозерцание, основанное на Упанишадах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. веданта (санскр.) религиозно философское учение в …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Веданта — одна из шести главных школ индийской философии. Словоved anta значит конец вед. Первоначально это название относилось ктрактатам философского и мистического содержания, помещавшимся в концеВед, в числе так называемых брахман. Большая часть этих… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • веданта — сущ., кол во синонимов: 1 • учение (42) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Веданта — (санскр. – тура мағынада Ведалардың аяқталуы) – екі мағынасы бар термин: а) құдаи білімнің аяқтаушы бөлімі (шрути), яғни ведалардың соңы, аяғы ; б) ведалардың абыройын мойындайтын алты негізгі діни философиялық жүйелердің ең ықпалдысы, индуизмнің …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • Веданта — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога …   Википедия

  • веданта — ы; ж. Религиозно философское учение в Индии, проповедующее единение человеческой души с Богом, с мировым духом. * * * веданта (санскр., буквально  конец вед), наиболее распространённое индийское религиозное философское течение; к веданте в… …   Энциклопедический словарь

  • ВЕДАНТА — [санскр. завершение Вед, др. название последующая миманса], в Индии наиболее популярное философское направление, разрабатывавшееся как истолкование ведийских текстов (прежде всего Упанишад), непосредственно связанное с течениями индуизма. В.… …   Православная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Веданта» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»