Буря и натиск

Буря и натиск
(«Бу́ря и на́тиск»)
        литературное движение в Германии 70-х гг. 18 в., получившее название по одноименной драме Ф. М. Клингера. Творчество писателей «Б. и н.» отразило рост антифеодальных настроений, проникнуто духом мятежного бунтарства (И. В. Гёте, Клингер, И. А. Лейзевиц, Я. М. Р. Ленц, Г. Л. Вагнер, Г. А. Бюргер, К. Ф. Д. Шубарт, И. Г. Фосс). Это движение, многим обязанное руссоизму, объявило войну аристократической культуре. В противовес классицизму с его догматическими нормами, а также манерности рококо, «бурные гении» выдвинули идею «характерного искусства», самобытного во всех своих проявлениях; они требовали от литературы изображения ярких, сильных страстей, характеров, не сломленных деспотическим режимом. Главной областью творчества писателей «Б. и н.» была драматургия. Они стремились утвердить боевой третьесословный театр, активно воздействующий на общественную жизнь, а также новый драматургический стиль, главным признаком которого становится эмоциональная насыщенность, лиризм. Сделав предметом художественного изображения внутренний мир человека, они вырабатывают новые приёмы индивидуализации характеров, создают лирически окрашенный, патетический и образный язык. Решающее значение в становлении эстетики «Б. и н.» имели мысли И. Г. Гердера о национальном своеобразии искусства и его народных корнях: о роли фантазии и эмоционального начала. «Б. и н.» — новый этап в развитии немецкого и общеевропейского просвещения. Продолжая в новых условиях демократические традиции Г. Э. Лессинга, опираясь на теорию Д. Дидро и Л. С. Мерсье, «бурные гении» способствовали подъёму национального самосознания, сыграли выдающуюся роль в формировании национальной немецкой литературы, открыв ей живую стихию народного творчества, обогатив её новым, демократическим содержанием, новыми художественными средствами. Хотя политическая слабость немецкого бюргерства привела к кризису «Б. и н.» уже во 2-й половине 1770-х гг., однако в начале 80-х гг. 18 в. мятежные настроения «бурных гениев» с новой силой возрождаются в трагедиях молодого Ф. Шиллера, приобретая отчётливую политическую окраску.
         Изд.: Sturm und Drang. Ein Lesebuch für unsere Zeit, Weimar, 1957; Sturm und Drang. Dramatishe Schriften, Bd 1—2, В. — Hdlb., [1959—60]; в рус. пер., в кн.: Хрестоматия по западноевропейской литературе, [т. 3], М., 1938, с. 544—604.
         Лит.: Сильман Т., Драматургия эпохи «Бури и натиска», в кн.: Ранний буржуазный реализм. Сб. ст., Л., 1936: Либинзон 3. Е., Литературно-эстетические взгляды писателей периода «Бури и натиска», «Уч. зап. Горьковского пед. института», 1958, т. 23; Неустроев В. П., Немецкая литература эпохи Просвещения, М., 1958; Braemer Е., Goethes Prometheus und die Grundpositionen des Sturm und Drang, Weimar, 1959.
         Л. Е. Генин.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Буря и натиск" в других словарях:

  • Буря и Натиск — «БУРЯ и НАТИСК» или «бурных стремлений» эпоха довольно распространенные в русском литературоведении переводы термина «Sturm und Drang», обозначающего идеологически и формально революционное литературное течение в немецкой литературе второй… …   Литературная энциклопедия

  • БУРЯ И НАТИСК — ( Sturm und Drang , названо по одноименной драме немецкого писателя Ф.М. Клингера), литературное движение в Германии 70 80 х гг. 18 в. С позиций просветительного гуманизма отвергало нормативную эстетику классицизма, требовало свободного… …   Современная энциклопедия

  • БУРЯ И НАТИСК — ( Sturm und Drang ; название по одноименной драме Ф. М. Клингера) литературное движение в Германии 70 80 х гг. 18 в. Восприняв гуманистический пафос Просвещения, отвергнув нормативную эстетику классицизма, представители Бури и натиска отстаивали… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Буря и натиск — БУРЯ, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • Буря и натиск — см. Период бури и натиска. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс». Вадим Серов. 2003 …   Словарь крылатых слов и выражений

  • БУРЯ И НАТИСК — «БУРЯ И НАТИСК» («Sturm und Drang»; название по одноименной драме Ф. М. Клингера), литературное движение в Германии 70 80 х гг. 18 в. Восприняв гуманистический пафос Просвещения (см. ПРОСВЕЩЕНИЕ (идейное течение)), отвергнув нормативную эстетику… …   Энциклопедический словарь

  • Буря и натиск — «Буря и натиск» (нем. Sturm und Drang)  период в истории немецкой литературы (1767 1785), связанный с отказом от культа разума, свойственного классицизму, в пользу предельной эмоциональности и описания крайних проявлений индивидуализма …   Википедия

  • “Буря и натиск” — БУРЯ И НАТИСК ( Sturm und Drang , названо по одноименной драме немецкого писателя Ф.М. Клингера), литературное движение в Германии 70 80 х гг. 18 в. С позиций просветительного гуманизма отвергало нормативную эстетику классицизма, требовало… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • "Буря и натиск" — («sturm und drang»), литературное движение в Германии 1770–80 х гг. Получило название по одноимённой драме Ф. М. Клингера. Среди участников движения были также молодые И. В. Гёте и Ф. Шиллер, Я. М. Р. Ленц, поэты группы «Союз рощи»… …   Литературная энциклопедия

  • «БУРЯ И НАТИСК» — («Sturm und Drang»), литературное движение в Германии 70—80‑х гг. XVIII в. Название — по одноименной драме Ф. М. Клингера. Восприняв антифеодальный, гуманистический пафос Просвещения, отвергнув нормативную эстетику классицизма,… …   Литературный энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»