Большого бизнеса теория

Большого бизнеса теория
(Big Business)
        американская буржуазная теория, возникшая в 40-х гг. 20 в. и ставящая своей целью оправдание и приукрашивание власти монополистических гигантов, беспощадной эксплуатации ими всего общества. Наиболее видные представители этой теории — американские буржуазные экономисты Г. Моултон, Д. Лилиенталь, А. Д. Каплан, К. Рендолл, Дж. Уорси, У. Уизер, Ф. Мачлуп. По этой теории крупный корпоративный бизнес не только естественный результат концентрации капитала и необходимый фактор технического и экономического прогресса, но и конечная, высшая форма развития производства, направленного на удовлетворение потребностей современного общества. С конца 50-х и в 60-х гг. апологеты Б. б. т. особенно тщательно разрабатывали положения, согласно которым важнейшая цель и назначение большого бизнеса и крупной корпорации — «общественное благо». Представители этой теории разработали новую «философию бизнеса», согласно которой большой бизнес руководствуется «моральными мотивами». Некоторые теоретики отрицают монополистический характер большого бизнеса на том основании, что при нём не уничтожается конкуренция (Лилиенталь). Это противоречит действительным отношениям. Как отмечал В. И. Ленин, монополии, вырастая из свободной конкуренции, не устраняют конкуренцию, а существуют над ней и рядом с ней. Переплетение монополии и конкуренции составляет важнейшую особенность монополистического капитализма. В связи с расширением государственного вмешательства в экономику представители Б. б. т. подчёркивают значение большого бизнеса как защитника «корпоративного», «полуколлективного» принципа. Государство США характеризуется ими как государство крупной корпорации, но вместе с тем якобы служащее интересам всего общества, а слияние большого бизнеса с государственным аппаратом выдаётся за «плановый капитализм».
         Лит.: Блюмин И. Г., Критика буржуазной политической экономии, т. 3. Кризис современной буржуазной политической экономии, М., 1963; Альтер Л. Б., Буржуазная политическая экономия США, М., 1961; Lilienthal D., Big business, A new era, N. Y., 1952; Machlup F., The political economy of monopoly, Balt., 1952; Kaplan A., Big enterprise in a competitive system, Wash., 1964; Worthy J., Big business and free men, N. Y., 1959: Berle A, Power without property, N. Y., 1959.
         И. Н. Дворкин.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Большого бизнеса теория" в других словарях:

  • ТЕОРИЯ БОЛЬШОГО БИЗНЕСА — экономическая теория, возникшая в 40 х годах XX в. в США в работах А.Берли и Г.Минза. Утверждает, что движущим мотивом деятельности крупных корпораций является не получение прибылей, а общественное благо , что крупный бизнес – необходимое условие …   Большой экономический словарь

  • Теория демократии — Демократия Ценности Законность · Равенство Свобод …   Википедия

  • «Постиндустриального общества» теория — буржуазная апологетическая теория, пытающаяся сконструировать «модель» будущего общества, противопоставляемого реальному социализму. Ее сторонники исходят из концепции «индустриального общества», которое якобы существует в настоящее время.… …   Научный коммунизм: Словарь

  • Соединённые Штаты Америки — (США)         (United States of America, USA).          I. Общие сведения          США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США …   Большая советская энциклопедия

  • Крупный бизнес — (Big bisness) Понятие крупного бизнеса, развитие и прибыль Информация о понятии крупного бизнеса, развитие и прибыль Содержание Содержание Динамика развития Прибыль и рентабельность Производительность труда Комплексная эффективность Крупный… …   Энциклопедия инвестора

  • Фирма — (Firm) Определение фирмы, признаки и классификация фирм Определение фирмы, признаки и классификация фирм, концепции фирмы Содержание Содержание Фирма Юридические формы Понятие фирмы и предпринимательства. Основные признаки и классификации фирм… …   Энциклопедия инвестора

  • Компания — (Company) Содержание Содержание Юридические формы компании Понятие организации и предпринимательства. Основные признаки и классификации компаний Признаки фирмы Основные концепции организации Контрактная концепция фирмы Стратегическая концепция… …   Энциклопедия инвестора

  • Большое правительство — Часть либертарианской философии Либертарианство Проис …   Википедия

  • Вейк, Карл — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Вейк. Карл Вейк Karl E. Weick …   Википедия

  • Война — (War) Определение войны, причины возникновений войн, классификация войн Информация об определении войны, причины возникновений войн, классификация войн Содержание Содержание Определение в истории человечества Причины возникновения боевых действий …   Энциклопедия инвестора


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»