Бернини Джованни (Джан) Лоренцо это:

Бернини Джованни (Джан) Лоренцо
Бернини (Bernini) Джованни (Джан) Лоренцо (7.12.1598, Неаполь, ‒ 12.11.1680, Рим), итальянский архитектор и скульптор. Учился у отца ‒ скульптора Пьетро Б. В архитектуре и скульптуре Б., крупнейшего мастера римского и всего итальянского барокко, ярко воплотились главные принципы этого стиля: повышенная эмоциональность, театральность, активное противоборство пространства и массы, сочетание религиозной аффектации с подчёркнутой чувственностью. В широких масштабах и с высочайшим мастерством Б. решал проблему синтеза пластических искусств. Создавая интерьеры, пышно украшенные скульптурой (интерьеры собора святого Петра с кафедрой святого Петра, 1657‒66, и др. церквей), а также самостоятельные скульптурные произведения, Б. живописно сочетает разные материалы (белый и цветной мрамор, бронзу, стукко), использует раскраску, позолоту, световые эффекты. Скольжение бликов, контрастная игра света и тени создают ощущение нервной приподнятости. Под воздействием пространства скульптурные формы обретают живописную текучесть, а в иных случаях они обладают собственной утрированной динамикой, беспокойно вырываясь в пространство. Виртуозно обрабатывая и полируя мрамор, Б. добивался почти натуралистических эффектов ‒ имитации блеска и мягкости кожи, фактуры ткани. Чувственность и одухотворённость в произведениях Б. нередко сливаются, переходя в мистическую экзальтацию («Экстаз святой Терезы», мрамор, 1644‒52, капелла Корнаро церкви Санта-Мария делла Виттория, Рим).

Начав своё скульптурное творчество со статуй и двухфигурных композиций («Давид», мрамор, 1623, «Аполлон и Дафна», мрамор, 1622‒25,‒ в Музее и галерее Боргезе, Рим), Б. выступает в дальнейшем и как мастер скульптурного портрета, остро выявляющий индивидуальность модели, создающий психологически сложный образ в его изменчивости и становлении (бюст Шипионе Боргезе, мрамор, 1632, Музей и галерея Боргезе; бюст Констанцы Буонарелли, мрамор, около 1635, Национальный музей, Флоренция). Постепенно в портретах Б. усиливаются внешняя патетика, импозантность, что приводит к формированию законченного типа парадного портрета, барокко с его бравурностью и пышностью (выполненный Б. в 1665 во время поездки во Францию портрет Людовика XIV, мрамор, Национальный музей Версаля). Б. создал также тип барочной гробницы с обилием аллегорических фигур (надгробие папы Урбана VIII в соборе святого Петра в Риме, бронза и цветной мрамор, 1639‒46).

Свою архитектурную деятельность (строил только в Риме) Б. начал с создания балдахина с витыми колоннами в соборе святого Петра (бронза, 1624‒33); полностью особенности его манеры проявились в 1650‒60-х гг. Пластичность и динамизм, своеобразный иллюзионизм придают архитектуре Б. торжественность и величавость. Главное творение Б. ‒ грандиозный ансамбль площади святого Петра (1657‒63). Овальная площадь с двумя фонтанами и обелиском охвачена мощными 4-рядными колоннадами, властно организующими пространство, и превращена в огромный атрий перед собором, к которому ведёт торжественный многоступенчатый подъём. Прямолинейные участки колоннад, примыкающие к собору под острым углом, создают эффект зрительного увеличения высоты фасада при взгляде на собор издали. Динамическая форма овала, непрерывная изменчивость кривизны являются главным мотивом и в композиции церкви Сант-Андреа аль Квиринале (1653‒58), где фасад и интерьер строятся на контрастах выпуклых и вогнутых форм; их противоборством достигается общее впечатление напряжённого равновесия всех частей здания, цельности архитектурного образа. Б. часто прибегает к приёмам искусственной перспективы (например, постепенно уменьшает колонны парадной лестницы Скала Реджа в Ватикане, 1663‒66, чтобы зрительно возвеличить фигуру папы в момент его появления на верхней площадке). Б. сыграл важную роль в формировании архитектурного облика Рима (декоративно-эффектные фонтаны ‒ Тритона на Пьяцца Барберини, 1637, Четырёх рек на Пьяцца Навона, 1648‒51, и др.). Творчество Б., поражавшее его современников грандиозностью замыслов и смелостью их осуществления, оказало большое влияние на всё европейское искусство 17‒18 вв.


Лит.: Лившиц Н. А., Бернини, М., 1957; Аркин Д., Бернини-скульптор, в его кн.: Образы скульптуры, М., 1961; Pane R., Bernini architetto, Venezia, 1953; Wittkower R., Gian Lorenzo Bernini, the sculptor of the Roman baroque, L., 1955.

О. В. Мамонтова.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Бернини Джованни (Джан) Лоренцо" в других словарях:

  • Бернини Джованни (Джан) Лоренцо —         (Bernini) (1598 1680), итальянский архитектор и скульптор. Крупнейший представитель барокко. Постройки Бернини поражают пространственным размахом, парадностью и пышностью декора, гибкой динамикой форм, смелыми перспективными эффектами,… …   Художественная энциклопедия

  • Бернини Джованни Лоренцо — Джованни Лоренцо Бернини Автопортрет. Дата рождения: 7 декабря 1598 Место рождения: Неаполь Дата смерти: 12 ноября 168 …   Википедия

  • Бернини, Джованни — Джованни Лоренцо Бернини Автопортрет. Дата рождения: 7 декабря 1598 Место рождения: Неаполь Дата смерти: 12 ноября 168 …   Википедия

  • Бернини Джованни — Джованни Лоренцо Бернини Автопортрет. Дата рождения: 7 декабря 1598 Место рождения: Неаполь Дата смерти: 12 ноября 168 …   Википедия

  • Бернини, Джованни Лоренцо — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бернини. Джованни Лоренцо Бернини …   Википедия

  • Бернини — (Bernini)         Джованни (Джан) Лоренцо (7.12.1598, Неаполь, 12.11.1680, Рим), итальянский архитектор и скульптор. Учился у отца скульптора Пьетро Б. В архитектуре и скульптуре Б., крупнейшего мастера римского и всего итальянского Барокко, ярко …   Большая советская энциклопедия

  • Бернини — Бернини, Джованни Лоренцо Джованни Лоренцо Бернини Автопортрет. Дата рождения: 7 декабря 1598 …   Википедия

  • Джованни Лоренцо Бернини — Автопортрет. Дата рождения: 7 декабря 1598 Место рождения: Неаполь Дата смерти: 12 ноября 168 …   Википедия

  • Джованни Бернини — Джованни Лоренцо Бернини Автопортрет. Дата рождения: 7 декабря 1598 Место рождения: Неаполь Дата смерти: 12 ноября 168 …   Википедия

  • Лоренцо Бернини — Джованни Лоренцо Бернини Автопортрет. Дата рождения: 7 декабря 1598 Место рождения: Неаполь Дата смерти: 12 ноября 168 …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»