Бальный танец

Бальный танец
        танец, который служит для массового развлечения и исполняется парой или большим количеством участников на танцевальных вечерах (балах). Б. т. часто называют также бытовым танцем. Процесс дифференциации первобытного, фольклорного танца на крестьянский, бытовой (городской и придворный) и сценический (ритуальный — храмовой, танец феодальной знати, народных потешников) шёл одновременно с развитием общества и его социальным расслоением на антагонистические классы. Этот процесс протекал схоже в странах Зап., Вост. Европы, Азии и Африке. Народные истоки Б. т. обеспечили его жизнеспособность и широкое распространение. Они способствовали становлению и творчески оплодотворяли процесс развития демократических жанров и форм бытового танца у различных народов.
         Б. т. возник в 14 в. в Италии в силу благоприятных условий (разнообразной общественной жизни развивающихся городов). Здесь происходит теоретическая разработка правил Б. т. Затем Б. т. распространился во Франции. В 16—17 вв. Франция становится законодательницей Б. т.
         Первоначально Б. т. не имел четко установленной формы. Преобладали т. н. низкие танцы (басседансы) с поклонами, реверансами, салютами, часто в виде шествий со свечами и факелами, сопровождаемые пением самих танцующих или игрой на лютне, флейте, тамбурине, арфе, трубе. Через искусство жонглёров и труверов на балы проникали народные танцы, соответственно приспособлявшиеся к чопорности и этикету двора и аристократии. Обычно танцы объединялись: например, эстампида или басседанс с сальтареллой, павана с гальярдой и т. д. Большой популярностью в Италии и особенно во Франции пользовались французский Б. т. бранль, а также вольта (14—16 вв.).
         В 17 в. Б. т. распространился по всей Европе. В каждой из стран он приобретал различные оттенки, национальную стилистику, обогащался и непрерывно видоизменялся. Популярными Б. т. становятся Бурре, Гавот, Аллеманда, чаконна, Жига, Сарабанда. Господствующее положение занимал Менуэт. В 1661 в Париже была основана Академия танца, которая регламентировала стиль и манеру исполнения Б. т. (парадность, запрещение импровизации, соблюдение определ. порядка в зависимости от ранга танцующих и др.). Б. т. обучаются у специальных учителей или в школах танца.
         В 18 в. получили распространение новые, более свободные танцы: паспье, мюзет, ригодон, контрданс, экоссез, лендлер. В 1715 в Париже состоялся первый общественный платный бал. Такие балы приобретают большую популярность (например, в 1797 в Париже состоялось 684 публичных бала). В 1768 в Париже было открыто первое специальное помещение для Б. т.
         Великая французская революция оказала значительное воздействие на общественную и культурную жизнь всей Европы, в том числе и на Б. т. Социально-общественные изменения, внесённые Французской революцией, способствовали развитию многих массовых Б. т. 19 в., ритмически живых и естественных: тампет, матредур, большое число разновидностей французских кадрилей, вальс с его многочисленными вариантами и др. Повсеместное распространение получают танцы Лансье, Лендлер, Галоп, Канкан и, наконец, Полька, Мазурка, Полонез. С середины 19 в. самым популярным Б. т. становится Вальс, вытеснивший гавот и менуэт. История вальса неразрывно связана с творчеством венских композиторов И. Штрауса-отца, И. Ланнера, И. Штрауса-сына.
         В конце 19 — начале 20 вв. значительное влияние на развитие Б. т. начинают оказывать страны Сев. и Юж. Америки. Появляются танцы: вальс-бостон, Ту-степ, уан-степ, Блюз, Фокстрот, квик-степ, чарл-стон (См. Чарлстон) и др.
         Для развития Б. т. в России большое значение имели учрежденные по повелению Петра I ассамблеи (1718), которые можно считать первыми русскими балами.
         Под влиянием петровских указов Б. т. получил в России широкое распространение и к середине 18 в. входил как обязательный предмет в программу многих учебных заведений.
         Расцвет русского балета повлиял на бытовой танец в России, особенно в конце 19 — начале 20 вв. Бытовой танец всегда обогащал балетный театр. В свою очередь многие Б. т., создаваемые в эти годы артистами русского балета, несли в себе элементы и стилистические особенности классического и народно-сценического танца. Именно в эти годы были созданы такие танцы, как падеграс (Е. Иванов), падетруа (А. Бычков), падепатинер (Н. Яковлев и Н. Гавликовский), па д’эспань (А. Царман) и др.
         Среди советских Б. т. сохраняются лучшие танцы старой русской бальной школы, а также вальс, мазурка, полька, краковяк. Появляются новые танцы: молдавская полька, полянка, качели, ёлочка, инфиз, тер-ри-кон, русская лирическая, рид-рито, казанова, леста, каблучки, вечерний ритм и др. Распространены также фокстрот, танго, медленный вальс, новые зарубежные танцы: твист, сиртаки, лимбо, и-ха-ха, хали-гали, шейк и др. Этот перечень не является стабильным и время от времени пополняется новыми танцами.
         Для современных Б. т. характерно импровизационное исполнение, когда танцующие, зная основные элементы танца, свободно варьируют ими (в отличие от танцев определённой композиции — миньон, падекатр, хали-гали). Импровизационные танцы были известны и раньше (мазурка, вальс, чарльстон), но со 2-й половины 20 в. интерес к импровизационным танцам значительно возрос. Большинство заруб. и сов. танцев 60-х гг.— танцы свободной композиции (зарубежные — липси, твист, редлав; советские — казанова, дружба и др.).
         Б. т. могут быть разделены на парные и массовые. В отличие от парного танца (блюз, чардаш, шейк), массовые танцы исполняются группой танцующих, образующих круг или линию (летка-енка, сиртаки и др.). В массовых танцах каждый исполнитель не имеет определённого партнёра по танцу.
         Для Б. т. 50—60-х гг. характерны частая смена модных танцев, возрастающая роль группового массового танца, появление (за рубежом) танцев образно-тематического характера (уош — стирка, манки — обезьяна, мешт потейтос — мять картошку и др.), отказ от ограничений, определяющих и устанавливающих положения или движения рук в танце, исполнение танца на расстоянии (в отличие от традиционного для парного Б. т. «положения в паре»).
         Лит.: Ивановский Н. П., Бальный танец. XVI—XIX вв., Л.—М., 1948; Васильева-Рождественская М. В., Историко-бытовой танец. (Учебное пособие), М., 1963; Вie О., Der Tanz, 3 Aufl., В., 1925; Sachs С., Eine Weitgeschichte des Tanzes, B., 1933; англ. пер. — N. Y., 1937; L., 1938; франц. пер. — Р., 1938; Conte P., Les arts dynami-ques: la danse et ses lois. Р., 1952.
         Л. С. Школьников, С. П. Панкратов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

См. также в других словарях:

  • БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ — (бытовой салонный), исполняется на танцевальных вечерах (балах). Народные истоки, простота исполнения способствовали его распространению (вальс, танго и др.) …   Большой Энциклопедический словарь

  • Бальный танец —         (англ. ballroom dances; нем. Gesellschaftstanz; франц. danses du salon; итал. ballo; испан. baile) совр. обозначение танцев, к рые служат для обществ. развлечения и исполняются парой или бульшим количеством участников на танц. вечерах,… …   Музыкальная энциклопедия

  • бальный танец — (бытовой, салонный), исполняется на танцевальных вечерах (балах). Народные истоки, простота исполнения способствовали его распространению (вальс, танго и др.). * * * БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ (бытовой, салонный), исполняется на танцевальных… …   Энциклопедический словарь

  • Бальный танец — …   Википедия

  • бальный танец (какой) — менуэт. гавот. аллеманда. куранта. падеграс. жига. пассакалья. ригодон. контрданс. экосез. вальс. вальс бостон. миньон. кадриль. галоп. | канкан. полька. мазурка. | полонез. краковяк. | падекатр. падепатинер. | падеспань. котильон. | лендлер.… …   Идеографический словарь русского языка

  • Галоп (бальный танец) — Галоп (франц. galop), бальный танец 19 в., исполнявшийся в стремительном, скачкообразном движении. Музыкальный размер 2/4. Г. возник, по видимому, в Германии. В начале 19 в. распространился по всей Европе. Применялся в опере, оперетте, балете.… …   Большая советская энциклопедия

  • Чарлстон (амер. бальный танец) — Чарлстон, чарльстон (англ. charleston), американский бальный танец. Появился впервые в 1920 х гг. в г. Чарлстон (США, штат Южная Каролина), затем распространился в Европе. Основан на негритянских танцах, музыкальный размер 4/4. Ритм… …   Большая советская энциклопедия

  • Шимми (бальный танец) — Шимми (англ. shimmy), бальный танец, популярный в 1920 х гг. Музыкальный размер 4/4, 2/4. Разновидность фокстрота …   Большая советская энциклопедия

  • Танец — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей …   Википедия

  • Танец — (польский taniec, от нем. Tanz)         вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. Т. возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и… …   Большая советская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Бальный танец» >>

Фильмы