Бальзак Оноре де это:

Бальзак Оноре де
Бальзак (Balzac) Оноре де (20.5.1799, Тур, ‒ 18.8.1850, Париж), французский писатель. Его отец происходил из крестьянской семьи Вальса; став чиновником, изменил фамилию, т.к. считал её плебейской. Б. учился в Вандомском коллеже, в Париж. школе права, одновременно практикуясь в нотариальной конторе. В юности считал своим призванием философию. Позднее же, избрав профессию литератора, не делал различия между понятиями «художник» и «философ». Испытал сильное влияние материализма французских просветителей. Около 1832 Б. пришёл к легитимизму, родившемуся из беспощадной критики господств, буржуазных отношений. Монархия для Б. ‒ форма твёрдой государственной власти, которая может обуздать буржуазный эгоизм и способствовать экономическому и моральному прогрессу, а католическая религия ‒ лекарство против того же эгоизма. Б. дважды выдвигал свою кандидатуру в палату депутатов, но оба раза (в 1832 и 1848) не прошёл. Дважды потерпел неудачу на выборах во Французскую академию (январь 1849). С 1832 началась переписка Б. с жившей в России польской аристократкой Э. Ганской (ездил к ней в 1843 в Петербург, в 1847 и 1848 на Украину), брак с которой состоялся за 5 месяцев до его смерти.

В 1822‒25 Б. опубликовал под разными псевдонимами 8 романов («Жан-Луи» и др.) с нагромождением всякого рода приключений, но и с правдивыми зарисовками. Главные литературные учителя Б. ‒ Ф. Рабле, Мольер, В. Скотт. Роман «Шагреневая кожа» (1830‒31) Б. назвал «отправным началом» своего дела. Сочетая романтическую образность, символику и яркую живописность с трезвым анализом, Б. запечатлел атмосферу Парижа после революции 1830; убийца-банкир управляет общественным мнением с помощью продажной прессы; господство буржуазного эгоизма уничтожило убеждения и верования. Молодой Рафаэль де Валантен, изменяя самому себе, сохраняет, однако, презрение к хозяевам жизни. Б. рисует сложную натуру современного ему человека, трагизм страсти, мир науки, ускоренное сгорание жизни.

В 1834 у Б. возник замысел связать общими героями написанные с 1829 и будущие произведения и объединить их в эпопею, позднее названную «Человеческой комедией». Воплощая идею всеобщих взаимозависимостей в мире, Б. задумал всеобъемлющее художественное исследование французского общества и человека. Философским каркасом этого художественного здания служат материализм 18 в., современной Бальзаку естественно-научной теории, своеобразно переплавленные элементы мистических учений. В «Человеческой комедии» три раздела. 1. Этюды нравов: 1) сцены частной жизни; 2) сцены провинциальной жизни; 3) сцены парижской жизни; 4) сцены политической жизни; 5) сцены военной жизни; 6) сцены сельской жизни. II. Философские этюды. III. Аналитические этюды. Это как бы три круга спирали, восходящей от фактов к причинам и основам (см. Предисловие к «Человеческой комедии», Собр. соч., т. 1, М., 1960). В «Человеческую комедию» вошло 90 произв.

Источники драматизма «Человеческой комедии» ‒ в драматическом характере эпохи и человеческого существования. Зависимость личности от общества и истории Б. понял как ни один писатель до него. Б. рисует аристократию, теряющую ореол и честь на выучке у «вульгарного денежного выскочки» (Максим де Трай, Растиньяк и др.); дельцов и честолюбцев лицом к лицу с их жертвами; узаконенные грабежи, предательства, грязные махинации, на почве которых возникают крупные состояния: «Гобсек» (1830), «Евгения Гранде» (1833), «Банкирский дом Нусингена» (1838), «Крестьяне» (1844), «Кузен Понс» (1846‒47) и др.; выбор для молодого человека между гибелью, прозябанием и нравственным падением (Растиньяк, Люсьен дю Рюбампре, Маркас); проституирование искусства («Утраченные иллюзии», 1837‒43, «Дочь Евы», 1838); трагедию учёного, изобретателя; бесчисленные трагедии, порожденные господством принципа купли ‒ продажи в семейных и личных отношениях. Типичные конфликты на почве «всемогущества, всеведения, всеблагости денег» (Бальзак О., Собр. соч., т. 12, М., 1960, с. 304) получают в «Человеческой комедии» выражение крайнее, свидетельствующее о замечательном понимании реальных отношений (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 46). Б. впервые делает не аксессуаром, а основой сюжета борьбу за имущество, наследство, историю имения, магазина, изобретения. Б. дал историю французского общества, из которой Ф. Энгельс «... узнал больше..., чем из книг всех специалистов ‒ историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых» (там же, т. 37, с. 36). Б. вскрывает материальные интересы в основе политики, государственной власти, законов. При этом трезвость Б. никогда не переходит в натуралистический фатализм. В «Человеческой комедии» раскрываются высокие основы содружества («Утраченные иллюзии»), доброта (Буржа ‒ «Обедня безбожника» и др.), цельность характера (Шабер ‒ «Полковник Шабер»), героизм (Гогла ‒ «Сельский врач»), справедливость (Низрон ‒ «Крестьяне»), стойкость духа (Давид Сешар ‒ «Утраченные иллюзии», Жерар ‒ «Сельский священник»), взаимная преданность (Понс и Шмуке ‒ « Кузен Понс»), самоотверженность и душевная чистота (Евгения Гранде ‒ одноименный роман, Жозефина Клаас ‒ «Поиски абсолюта»). В «Человеческой комедии» действует отряд искателей ‒ республиканец Кретьен, учёный Клаас, философ Ламбер, художник Френхофер, композитор Гамбара. Они гибнут по вине общества или сгорают в познании и творчестве. Но, в отличие от романтиков, Б. не абсолютизирует трагизм исканий и ищет (часто ‒ вооружаясь иронией) условий для плодотворного творчества («Неведомый шедевр», 1831, нов. ред. 1837, и др. философские этюды). В центре философских и художественных интересов Б. ‒ духовные силы человека как высшая ценность.

Герои Б. наделены типичными качествами в особой концентрации ‒ при повышенной интеллектуальности, страстности, воле. Гобсек ‒ «философ ростовщичества», Горио ‒ «Христос отцовской любви», Вотрен ‒ «Наполеон каторги», Растиньяк ‒ «виртуоз» в искусстве карьеры. Эти имена стали нарицательными. Б. считал художественным преувеличение законом, вытекающим из природы художественного познания и читательского восприятия ("... всякий типический персонаж становится грандиозным именно в силу своей типичности» ‒ Собр. соч., т. 24, М., 1960, с. 222‒23). При резкой определённости ведущей черты характера у многих героев Б. образы остаются сложными, неисчерпаемыми. С течением времени буржуа в книгах Б. становятся более прозаическими (от Гобсека ‒ к Бовине ‒ «Комедианты неведомо для себя»). Для Б. характерна обстоятельная подготовка драмы с описаниями места, среды, биографиями героев в историческом разрезе (например, Феликс Гранде) для социальной, исторической, психологической мотивировки действия; стремительное развитие событий; множество глубоко сплетённых линий действия, особенно в поздних романах.

Б. опубликовал 5 пьес, в том числе «Мачеха» (1848). Его «Озорные рассказы» (1832‒37) в духе Рабле и французского народного творчества ‒ своеобразный памятник гуманистической мысли Б. в национальных традициях французского искусства.

В России творчество Б. стало известно уже с начала 30-х гг. 19 в. Интерес к нему проявляли А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, особенно Ф. М. Достоевский и М. Горький, на которых он оказал значительное влияние. В 1896‒99 появилось первое собрание сочинений Б. в 20 томах. Чрезвычайно популярным стал Б. в Советском Союзе: вышло три издания его собрания сочинений (1-е изд., т. 1‒20, 1933‒47). Советское литературоведение уделяет большое внимание проблемам бальзаковского реализма, как одной из вершин мировой литературы.


Соч.: CEuvres completes, v. I‒28, P., 1956‒63: Correspondance, t. 1‒4, P., 1960‒1966; Lettres a l'etrangere, t. 1‒4, P., 1899‒ 1950; Lettres a Madame Hanska, t. I, P., 1967; в рус. пер. ‒ Собр. соч., т. 1‒24, М., 1960; Бальзак об искусстве, сост. В. Р. Гриб, М.‒Л., 1941.


Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1‒2, М., 1957; Горький М., Собр. соч. в 30 тт., М., 1949‒55 (см. т. 30, Указатель имен); Гроссман Л., Бальзак в России, в кн.: Литературное наследство, т. 31‒32, М., 1937; Реизов Б., Творчество Бальзака, Л., 1939; его же, Бальзак, Л., 1960; Гриб В., Избр. работы, М., 1956; Обломиевский Д., Бальзак. Этапы творческого пути, М., 1961; Резник Р., Философские взгляды Бальзака, «Вопросы литературы», 1961, № 7; её же, Бальзак и «бальзаковские» шаблоны, там же, 1966, № 4; Чичерин А., О. Бальзак, в кн.: Писатели Франции, М., 1964; Моруа А., Промтей, или Жизнь Бальзака, пер. с франц., М., 1967; Пузиков А., Портреты французских писателей, М., 1967; Паевская А. и Данченко В., О. де Бальзак. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке, 1830‒ 1964, М., 1965; Bardeche М., Balzac romancier, P., [1947]; Guyon В., La pensee politique et sociale de Balzac, P., 1947; 2 ed., P., 1967; Beguin A., Balzac et quarantehuit, «Europe», 1948, fevr.; Rodgers S., Balzac and the novel, Madison, 1953; Pradalie G., Balzac historien, P., 1955; Nykrog P., La pensee de Balzac dans la Comedie humaine, Copenhague, 1965.

Р. А. Резник.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Бальзак Оноре де" в других словарях:

  • Бальзак, Оноре де — Оноре де Бальзак. БАЛЬЗАК (Balzac) Оноре де (1799 1850), французский писатель. Эпопея Человеческая комедия из 90 романов и рассказов, одна из вершин реализма, связана общим замыслом и многими персонажами: романы Неведомый шедевр (1831),… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Бальзак Оноре де — БАЛЬЗАК (Balzac) Оноре де (1799 1850), франц. писатель. В России получил широкую известность с нач. 30 х гг. Л. хорошо знал творчество Б., ссылался на него в «Герое...» (VI, 243). В прозе Л. обнаруживаются отклики на нек рые мотивы и худож.… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Бальзак, Оноре де — Запрос «Бальзак» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Оноре де Бальзак Honoré de Balzac Дата рождения …   Википедия

  • БАЛЬЗАК Оноре де — (Balzac, Honore de) ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК (1799 1850), французский писатель, воссоздавший целостную картину общественной жизни своего времени. Родился 20 мая 1799 в Туре; его родные, по происхождению крестьяне, были выходцами из южной Франции… …   Энциклопедия Кольера

  • Бальзак Оноре де — (Balzac) (1799 1850), французский писатель. Эпопея «Человеческая комедия» из 90 романов и рассказов связана общим замыслом и многими персонажами: романы «Неведомый шедевр» (1831), «Шагреневая кожа» (1830 1831), «Евгения Гранде» (1833), «Отец… …   Энциклопедический словарь

  • Бальзак, Оноре де — знаменитый французский романист, родоначальник натуралистического романа. Первое его произведение, обратившее на него внимание публики, роман Шуаны , появилось в 1829 г. Последовавшие за ним многочисленные романы и повести быстро завоевали… …   Исторический справочник русского марксиста

  • Бальзак Оноре де — …   Википедия

  • Бальзак\ Оноре,\ де — (1799 1850), французский писатель …   Биографический словарь Франции

  • Бальзак Оноре де — (1799 1850) известный французский писатель, автор эпопеи Человеческая комедия , состоящей из 90 связанных общим замыслом и многими персонажами романов и рассказов ( Шагреневая кожа , Евгения Гранде , Отец Горио , Утраченные иллюзии и др.). Дебют… …   Словарь литературных типов

  • Бальзак О. де — БАЛЬЗАК Оноре де (Honoré de Balzac, 20/V 1799–20/VIII 1850). Родился в Туре, учился в Париже. Юношей работал у нотариуса, готовясь к карьере нотариуса или поверенного. 23–26 лет напечатал ряд романов под различными псевдонимами, не поднимавшихся… …   Литературная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Бальзак Оноре де» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»