Балакирев Милий Алексеевич это:

Балакирев Милий Алексеевич
Балакирев Милий Алексеевич [21.12.1836(2.1.1837), Н. Новгород, ‒ 16(29).5. 1910, Петербург], русский композитор, пианист, дирижёр, музыкально- общественный деятель. Родился в семье чиновника из дворян. Брал уроки у пианиста А. Дюбюка и дирижёра К. Эйзриха (Н. Новгород). Музыкальному развитию Б. способствовало его сближение с писателем и музыкальным критиком А. Д. Улыбышевым. В 1853‒55 состоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета. В 1856 дебютировал в Петербурге как пианист и дирижёр. Большое влияние на формирование идейно-эстетических позиций Б. оказала его дружба с критиком В. В. Стасовым. В начале 60-х гг. под руководством Б. складывается музыкальный кружок, известный как «Новая русская музыкальная школа», «Балакиревский кружок», «Могучая кучка». В 1862 Б. совместно с хоровым дирижёром Г. Я. Ломакиным организует в Петербурге Бесплатную музыкальную школу, ставшую очагом массового музыкального образования, а также центром пропаганды русской музыки. В 1867‒69 был главным дирижёром Русского музыкального общества.

Б. способствовал популяризации опер М. И. Глинки: в 1866 дирижировал в Праге оперой «Иван Сусанин», в 1867 руководил пражской постановкой оперы «Руслан и Людмила».

Конец 1850-х ‒ 60-е гг. были периодом интенсивной творческой деятельности Б. Сочинения этих лет ‒ «Увертюра на три русские темы» (1858; 2-я ред. 1881), вторая увертюра на три русские темы «1000 лет» (1862, в поздней ред. ‒ симфоническая поэма «Русь», 1887, 1907), чешская увертюра (1867, во 2-й ред. ‒ симфоническая поэма «В Чехии», 1906) и др. ‒ развивают традиции Глинки, в них ярко проявились характерные черты и стиль «Новой русской школы» (в частности, опора на подлинную народную песню). В 1866 был опубликован его сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно», явившийся первым классическим образцом обработки народных песен.

В 70-е гг. Б. уходит из Бесплатной музыкальной школы, перестаёт писать, концертировать, порывает с членами кружка. В начале 80-х гг. он вернулся к музыкальной деятельности, но она утратила боевой «шестидесятнический» характер. В 1881‒1908 Б. вновь возглавлял Бесплатную музыкальную школу и одновременно (1883‒94) состоял директором Придворной певческой капеллы.

Центральная тема творчества Б. ‒ тема народа. Народные образы, картины русской жизни, природы проходят через большинство его сочинений. Для Б. характерен также интерес к теме Востока (Кавказа) и музыкальным культурам других стран (польской, чешской, испанской).

Основная сфера творчества Б. ‒ инструментальная (симфоническая и фортепьянная) музыка. Б. работал преимущественно в области программного симфонизма. Лучший образец симфонической поэмы Б. ‒ «Тамара» (около 1882, по одноименному стихотворению Лермонтова), построенная на оригинальном музыкальном материале изобразительно-пейзажного и народно-танцевального характера. С именем Б. связано рождение жанра русской эпической симфонии. К 60-м гг. относится замысел 1-й симфонии (наброски появились в 1862, первая часть ‒ в 1864, окончена симфония в 1898). В 1908 написана 2-я симфония.

Б. ‒ один из создателей оригинального русского фортепианного стиля. Лучшее из фортепианных произведений Б. ‒ восточная фантазия «Исламей» (1869), сочетающая яркую картинность, своеобразие народно-жанрового колорита с виртуозным блеском.

Видное место в рус. камерно-вокальной музыке занимают романсы и песни Б.


Лит.: Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасовым, М., 1935; Переписка Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым, в кн.: Римский-Корсаков Н., Литературные произведения и переписка, т. 5, М., 1963; Письма М. А. Балакирева к М. П. Мусоргскому, в кн.: Мусоргский М. П., Письма и документы, М.‒ Л., 1932; Переписка М. А. Балакирева с П. И. Чайковским, СПБ. 1912; Киселев Г., М. А. Балакирев, М.‒Л., 1938; Кандинский А., Симфонические произведения М. А. Балакирева, М., 1960: М. А. Балакирев. Исследования и статьи, Л., 1961; М. А. Балакирев. Воспоминания и письма, Л., 1962; Балакирев. Летопись жизни и творчества. Сост. А. С. Ляпунова и Э. Э. Язовицкая, Л., 1967.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Балакирев Милий Алексеевич" в других словарях:

  • Балакирев, Милий Алексеевич — известный русский композитор и музыкально общественный деятель; род. 21 декабря 1836 г. в Нижнем Новгороде. Воспитывался в Казанском университете. Музыкальным образованием Б. обязан самому себе. В 1855 г. он впервые выступил перед петербургской… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Балакирев Милий Алексеевич — (1836/37 1910), рус. композитор, пианист, дирижер и муз. обществ. деятель, глава «новой русской муз. школы», известной под назв. «Могучая кучка». Л. был любимым поэтом Б., к его творчеству он обращался в течение всей жизни. Воздействие Л.… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Балакирев, Милий Алексеевич — Милий Алексеевич Балакирев. БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич (1836/37 1910), композитор, пианист, дирижер, музыкально общественный деятель. Глава Могучей кучки , один из основателей (1862) и руководителей (1868 73 и 1881 1908) Бесплатной музыкальной… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Балакирев Милий Алексеевич — (1836—1910), композитор, пианист, дирижёр, музыкально общественный деятель. С 1855 жил в Петербурге. В 1856 дебютировал как пианист и композитор (исполнил на музыку утреннике Петербургского университета первую часть своего концерта для… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич — (1836/37 1910) композитор, пианист, дирижер, музыкально общественный деятель. Глава Могучей кучки , один из основателей (1862) и руководитель (1868 73 и 1881 1908) Бесплатной музыкальной школы. Дирижер Русского музыкального общества (1867 69),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Балакирев Милий Алексеевич — Балакирев, Милий Алексеевич, знаменитый русский музыкант, создатель новой русской музыкальной школы. Родился 21 декабря 1836 года в Нижнем Новгороде, умер 16 мая 1910 года в С. Петербурге. Учился в нижегородской гимназии, нижегородском… …   Биографический словарь

  • Балакирев Милий Алексеевич —       (1836 1910), композитор, пианист, дирижёр, музыкально общественный деятель. С 1855 жил в Петербурге. В 1856 дебютировал как пианист и композитор (исполнил на музыку утреннике Петербургского университета первую часть своего концерта для… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Балакирев, Милий Алексеевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Балакирев. Милий Балакирев …   Википедия

  • Балакирев Милий Алексеевич — (1836/1837  1910), композитор, пианист, дирижёр. Глава «Могучей кучки», один из основателей (1862, совместно с Г. Я. Ломакиным) и руководитель (1868 73 и 1881 1908) Бесплатной музыкальной школы (Санкт Петербург). Дирижёр Императорского Русского… …   Энциклопедический словарь

  • БАЛАКИРЕВ Милий Алексеевич — Милий Алексеевич (21.12.1836, Н. Новгород 16.05. 1910, С. Петербург), рус. композитор, глава Новой русской школы («Могучей кучки»), педагог, музыкально общественный деятель, дирижер, пианист, редактор. Потомственный дворянин (род Балакиревых… …   Православная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Балакирев Милий Алексеевич» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»