Атеистическое воспитание

Атеистическое воспитание
        систематическое формирование научно-материалистического мировоззрения в условиях, когда религия существует как одна из форм общественного сознания. А. в. — составная часть коммунистического воспитания (См. Коммунистическое воспитание). Исходя из решающей роли объективных факторов (изменение общественного бытия людей, становление и развитие социалистических общественных отношений) в преодолении религиозности, марксизм-ленинизм в то же время придаёт большое значение субъективным факторам воспитания, в том числе атеистической пропаганде. В СССР и других социалистических странах гарантированная конституциями свобода совести предполагает свободу вероисповедания и свободу атеистической пропаганды. Основное содержание атеистической пропаганды составляет распространение научных знаний о природе, обществе, человеке и религии, раскрытие происхождения и сущности религии, её социальных корней, её противоположности науке, несовместимости с коммунистической идеологией. Победа социализма подрывает социальные корни религии и тем самым создаёт условия для сознательного, последовательного процесса освобождения населения от религиозных пережитков. Задачи А. в. на современном этапе развития СССР сформулированы в Программе КПСС, принятой 22-м съездом партии (1961): «Партия использует средства идейного воздействия для воспитания людей в духе научно-материалистического миропонимания, для преодоления религиозных предрассудков, не допуская оскорбления чувств верующих. Необходимо систематически вести широкую научно-атеистическую пропаганду, терпеливо разъяснять несостоятельность религиозных верований...» (1961, с. 121—22).
         А. в. детей начинается с дошкольного возраста в семьях, где взрослые — атеисты, а также в детских садах. А. в. школьников осуществляется как в ходе обучения основам наук, когда закладывается фундамент последовательного материалистического мировоззрения, так и в процессе внешкольной работы. В школе необходимо научно достоверно разъяснять учащимся антинаучную и реакционную сущность религии в формах, доступных детям соответствующих возрастов. Важные предпосылки успеха А. в. — связь учебной и воспитательной работы с жизнью, умелое удовлетворение духовных запросов учащихся, правильная организация их досуга. Л. в. продолжается в процессе обучения в средних специальных учебных заведениях и вузах, на занятиях в кружках политического просвещения и т.д.
         Идеологические средства, формы и методы А. в. призваны воздействовать на разум, чувства, настроения человека. Распространение атеистических знаний и материалистического мировоззрения среди населения осуществляется путём лекционной и печатной пропаганды, использования средств идейно-эмоционального воздействия художественной литературы и всех видов искусства (особенно средств радио, кино, телевидения), внедрения гражданской обрядности (например, при регистрации брака), вытесняющей религию из быта.
         Научная организация А. в. строится на основе всестороннего анализа религиозности в конкретных условиях, тенденций развития общественного сознания (в особенности обществ, психологии), специфических условий труда, повседневной жизни и быта различных категорий населения с учётом уровня образования, возраста, пола, отношения к труду, социальной действительности в целом. Важной проблемой А. в. является соблюдение правильного соотношения критического и позитивного аспектов в работе с различными категориями населения (дети, молодёжь, воспитанная в религиозных семьях; верующие, слепо следующие традициям, люди, обратившиеся к религии под влиянием глубоких личных эмоционально-нравственных потрясений, и др.).
         В системе А. в. особое место занимает индивидуальная работа с верующими, позволяющая воздействовать на человека, учитывая в максимальной степени обстоятельства его личной жизни, повседневного практического поведения, в котором часто причудливо и противоречиво сочетаются исходные религиозные установки и реалистическое отношение к окружающей действительности. Внимание к внутреннему миру верующих, учёт их индивидуальных эмоционально-психологических особенностей, своеобразия мотивации религиозности представителями различных направлений — необходимые условия успеха индивидуальной работы с верующими. А. в. должно помочь верующему осознать внутреннюю противоречивость, непоследовательность его мировоззрения, облегчить восприятие и усвоение диалектико-материалистического взгляда на действительность. Главный метод воздействия в А. в. — убеждение, основанное на пропаганде научных знаний.
         Социально-нравственные проблемы — смысл и ценность жизни, призвание и счастье человека — в современных условиях занимают значительное место в религиозной проповеди. В связи с этим одним из важнейших элементов А. в. становится научная популяризация позитивного решения этих проблем марксистско-ленинской философией.
         В условиях капиталистического общества А. в. населения встречает ожесточённое сопротивление церковных организаций, а в некоторых странах (например, в Испании, Португалии) в открытое противодействие государственного аппарата. См. также Атеизм.
        
         Лит.: Ленин В. И., О значении воинствующего материализма, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 45; Крупская Н. К., Вопросы атеистического воспитания. Сб. ст., 2 изд., М., 1964; О религии и церкви. Сборник документов, М., 1965; Вопросы научного атеизма, в. 4, Победа научно-атеистического мировоззрения в СССР за 50 лет, М., 1967; Индивидуальная работа с верующими, М., 1967; Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания, М., 1969; Евдокимов В. И., Научная организация атеистического воспитания, М., 1968; Летошко Л. М., Обзор научно-атеистической литературы, Л., 1966—69; Виноградов А. И., Методом убеждения, М., 1965; Настольная книга атеиста, М., 1968.
         В. С. Глаголев, В. И. Евдокимов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

См. также в других словарях:

  • Атеистическое воспитание — (гр. – воспитание неверия в Бога) – одно из направлений содержания коммунистического воспитания и образования населения и, в первую очередь, детей, основанное на атеизме как государственной идеологии. Атеистическое воспитание преследовало цель… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — воздействие на людей в целях выработки науч. материалистич. мировоззрения и преодоления релнг. верований. Следует различать объективные предпосылки А. в., т. е. определенные соц. экономич. условия, в рамках к рых оно осуществляется, и… …   Атеистический словарь

  • АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ — целенаправл. воздействие на детей и подростков в процессе семейного воспитания для выработки у них науч. миропонимания и правильного мироощущения, негативного отношения к ре лиг. предрассудкам и суевериям. В ходе А. в. в с. преодолевается отриц.… …   Атеистический словарь

  • АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ — воздействие трудового кол ва, направленное на формирование атеистич. убежденности его членов. Располагая большими возможностями для вовлечения людей в активную произв., обществ. политич. и культурн. деятельность, трудовой кол в способствует… …   Атеистический словарь

  • АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ — систематическое и направленное воздействие на учащихся школ с целью выработать у них атеистич. убежденность, сост. часть коммуиистич. воспитания подрастающего поколения. В социалистич. об ве, где подорваны соц. корни религии, господствует науч.… …   Атеистический словарь

  • АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ — одно из важных направлений воспитат. работы, ставящее целью формирование атеистич. убежденности у молодого поколения. Хотя, согласно конкр. социологич. исследованиям, процент верующих среди молодежи невелик, у нек рой ее части проявляется… …   Атеистический словарь

  • Коммунистическое воспитание —         планомерное, целеустремлённое и систематическое формирование всесторонне и гармонично развитой личности в процессе построения социализма и коммунизма, составная часть теории научного коммунизма.          До возникновения марксизма не было …   Большая советская энциклопедия

  • Антирелигиозное воспитание — так в 30 е годы ХХ го столетия в отечественной педагогике называлось воспитание, направленное против религии и религиозных убеждений. В послевоенные годы оно стало одним из основных направлений системы коммунистического воспитания под общим… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Антирелигиозное воспитание —         см. Атеистическое воспитание …   Большая советская энциклопедия

  • МЕТОДЫ АТЕИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ — см. Атеистическое воспитание. Атеистическое воспитание в семье. Атеистическое воспитание в трудовом коллективе, Атеистическое воспитание в школе. Атеистическое воспитание молодежи …   Атеистический словарь

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»