Архитектурное образование это:

Архитектурное образование
        система подготовки архитекторов высшей квалификации и техников-архитекторов. (О подготовке инженеров и техников строителей см. в ст. Строительное образование и Инженерно-строительные институты.)
         Профессия архитектора — одна из древнейших. В странах Др. Востока она была одной из самых почётных и доступна только знати. Образование в Др. Египте архитектор получал в школах писцов, а мастерству учился обычно в семье: навыки и приёмы передавались из поколения в поколение. В Др. Греции (5—2 вв. до н. э.) подготовка архитекторов осуществлялась в небольших частных школах под руководством опытных мастеров. О содержании А. о. в последние века до н. э. можно судить по классическому труду римского архитектора Витрувия (См. Витрувий) «Десять книг об архитектуре» (2-я половина 1 в. до н. э.). А. о. включало не только знания в области стройматериалов, строительного дела, конструкций зданий, но и сведения из геометрии, астрономии, истории, философии и др. С развитием строительства в Римской империи для подготовки архитекторов стали создаваться специальные архитектурные школы. Опыт А. о. в Римской империи был воспринят Византией и другими странами Бл. Востока, где решались уже новые задачи при сооружении нового типа культовых построек. В средние века подготовка архитекторов стала концентрироваться в монастырях, а в городах Зап. Европы архитекторы получали подготовку в цеховых мастерских, где сохранялась преемственность профессий. В эпоху Возрождения в Италии и соседних с ней странах Европы цеховая система А. о. получила новое качественное развитие. Крупнейший итальянский теоретик искусства Альберти в «Десяти книгах о зодчестве» характеризует архитектора как универсального мастера и учёного, объединяющего в себе художника и инженера. В цеховых мастерских будущего зодчего отдавали для обучения к определённому мастеру, под руководством которого он изучал архитектурное искусство, классические памятники, т. н. ордера, стройматериалы, овладевал способами их обработки, знаниями в области математики и других наук. Многие выдающиеся архитекторы Возрождения — Брунеллески, Браманте, Микеланджело и др. после ученичества у мастера совершенствовали своё А. о., участвуя в раскопках и изучая древние памятники.
         В 17—18 вв. в Италии, Франции и затем в ряде других государств Европы были открыты академии изящных искусств, в которых наряду с художниками и скульпторами готовились архитекторы (в 1671 во Франции основана специальная Королевская академия архитектуры). В академических мастерских будущие зодчие проходили практическое обучение каждый у своего мастера архитектуры. В академиях были разработаны и изданы универсальные курсы архитектуры, имевшие для своего времени научное значение.
         В середине 19 в. во Франции, Германии, России и некоторых других странах появились. высшие технические школы, в том числе инженерно-строительные, в которых стали готовить, в частности, и инженеров архитектурного профиля. Это привело к разделению профессии архитектора на две — архитектора-художника — для сооружения монументальных зданий и инженера-архитектора, или гражданского инженера, — для постройки утилитарных зданий. Разделение архитектурной школы на художественную и техническую в ряде западных стран (например, в Австрии, Франции, ФРГ, Швейцарии) остаётся и сейчас. Архитекторы, кончающие художественные школы, обязаны сдавать государственные технические экзамены для получения прав строителя, что удлиняет срок А. о. иногда до 8—10 лет.
         Истоки А. о. в России восходят к периоду образования древнерусского государства (10 в.). В древности артели строителей воспитывали мастеров архитектуры на практике. В 16—17 вв. в Москве было организовано обучение мастеров каменных дел под контролем государства в Приказе каменных дел. Петр I посылал молодых зодчих учиться в Голландию и в другие страны Зап. Европы и проектировал основание Академии художеств. В 1749 в Москве несколько частных профессиональных школ, «архитектурных команд» слились в команду выдающегося архитектора Д. В. Ухтомского (См. Ухтомский). В 1757 в Петербурге была основана «Академия трёх знатнейших художеств», преобразованная в 1764 в Академию художеств (см. Академии художественные (См. Строительная акустика)) во главе с А. Ф. Кокориновым, из стен Академии вышли выдающиеся русские зодчие. Ученик Ухтомского М. Ф. Казаков основал в конце 18 в. архитектурное училище при Экспедиции кремлёвского строения в Москве. С 1866 — Училище живописи и ваяния (основано в Москве в 1846) начало подготовку архитектором и получило название Училища живописи, ваяния и зодчества (существовало до 1918). В середине 19 в. в Петербурге был открыт Институт гражданских инженеров для подготовки специалистов-строителей, в том числе архитекторов (в их подготовке преобладали технические науки).
         После Великой Октябрьской социалистической революции в основу системы А. о. был положен принцип объединения художественного и технического обучения будущего архитектора. Постановлением СНК РСФСР, подписанным В. И. Лениным (19 ноября 1920), были созданы в Москве на базе бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества Высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас), в том числе и архитектурные. В 1926—27 Вхутемас реорганизован в Высший художественно-технический институт (Вхутеин), где на архитектурном факультете была введена специализация по различным видам сооружений, по планировке городов и по декоративно-пространственной архитектуре. В 1930 на основе архитектурного факультета Вхутеина и такого же факультета, организованного в 1916 при Московском высшем техническом училище, был создан Высший архитектурно-строительный институт, с 1933 — Московский архитектурный институт, который стал центром А. о. в стране.
         За годы Советской власти создана сеть архитектурных факультетов и отделений при вузах разного профиля — инженерно-строительных, художественных, политехнических. В СССР в 1968 имелось около 40 таких факультетов и отделений, в том числе в Ленинграде, Свердловске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Киеве, Львове, Харькове, Минске, Таллине, Риге, Каунасе, Вильнюсе, Тбилиси, Ереване, Баку, Ташкенте, Самарканде, Алма-Ате и др.
         Система советского А. о. строится с учётом новых требований, предъявляемых к архитектору современным уровнем развития архитектуры как науки и искусства и практикой современного строительства. Подготовку архитекторов в СССР осуществляют по специализациям: гражданское строительство, промышленное строительство, градостроительство (планировка населенных мест), озеленение, интерьер и внутреннее оборудование зданий, с.-х. строительство. Из общего срока обучения (5 лет 6 мес.) первые 2 года уделяются общей подготовке: по математике, физике, строительной механике, строительному производству, стройматериалам, по истории архитектуры и искусства, по рисунку, скульптуре и живописи; на старших курсах проводится специализация. Ведущий предмет — курс архитектурного проектирования — творческая комплексная дисциплина, позволяющая будущему архитектору приобрести профессиональный опыт при переходе от проектирования простых зданий к сложным. В связи с тем, что в современном строительстве всё большее применение получают новые стройматериалы, широко внедряются механизация и домостроение из готовых конструктивных элементов, значительно усилилась техническая подготовка будущих архитекторов, возросла потребность и в техниках-архитекторах.
         Их готовят архитектурно-строительные и строительные техникумы в Москве, Минске, Ленинграде, Вильнюсе и Кишиневе (по дневной и вечерней формам обучения; срок обучения на дневных отделениях 4 года, на вечерних — 5 лет). Будущие техники-архитекторы изучают, помимо общеобразовательных предметов, технологию строительного производства, архитектурные конструкции, основы планировки городов, экономику, организацию и планирование строительно-монтажных работ и др.
         В 50—60-х гг. в связи с реконструкцией и строительством городов, ростом городского населения и общим повышением требований к жилищным условиям А. о. получило широкое развитие в большинстве стран. Св. 10 крупных архитектурных школ в виде факультетов университетов имеется во Франции (Париж, Лион, Марсель и др.) и в Италии (Рим, Милан, Венеция, Флоренция, Неаполь и др.), более 20 — в Англии (Лондон, Эдинбург, Бирмингем, Портсмут, Манчестер и др.), около 70 — в США (многие из них не государственные, а частные). Архитектурные школы есть в Швейцарии, ФРГ, Швеции, Мексике, Чили, Бразилии, Аргентине. Общепризнанным центром А. о. в Зап. Европе является Париж.
         Особенно интенсивно развивается А. о. в социалистических странах, где постоянно растет потребность народного хозяйства в зодчих. Несколько крупных архитектурных школ существует в Польше, ГДР, Чехословакии (Варшава, Краков, Дрезден, Веймар, Прага, Брно и др.), Болгарии и Румынии (в столицах). (Созданы архитектурные школы в КНДР, ДРВ, КНР, Кубе, в развивающихся странах — Индии, Бирме, Алжире, ОАР, Гвинее, Гане и др.
         И. С. Николаев.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Архитектурное образование" в других словарях:

  • Образование — У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан …   Википедия

  • Образование в Российской империи — В этой статье слишком короткое вступление. Пожалуйста, дополните вводную секцию, кратко раскрывающую тему статьи и обобщающую её содержимое …   Википедия

  • Строительное образование —         высшее, среднее и профессионально техническое образование, имеющее целью подготовку специалистов для проектирования, конструирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений различного назначения.          Строительное искусство… …   Большая советская энциклопедия

  • Художественное образование —         в СССР, система подготовки мастеров изобразительного, декоративно прикладного и промышленного искусства, архитекторов художников, искусствоведов, художников педагогов. На Руси первоначально существовало в форме индивидуальной подготовки… …   Большая советская энциклопедия

  • Московское дворцовое архитектурное училище — (сокращённо МДАУ)  учебное заведение, созданное в Москве в 1831 году на базе Архитектурного училища при Экспедиции кремлёвского строения. В 1865 году вошло в состав Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Содержание 1 История 2… …   Википедия

  • Профессиональное образование — Этот термин впервые употреблен французским министром народного просвещения Дюрюи, который в циркуляре о преобразовании среднего обучения (1863 г.) предложил две параллельно идущие системы среднего образования: одно классическое, для так… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Высшее образование —         совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «В …   Большая советская энциклопедия

  • Техническое образование — I один из видов специального образования, для распространения которого существуют школы низшие, средние и высшие: первые два разряда дают необходимые познания для низших и средних служебных органов в разных отраслях промышленности (для рабочих и… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Профессиональное образование —     социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение конкретной специальностью и уровнем квалификации, непрерывный рост компетентности, мастерства и …   Педагогический терминологический словарь

  • Художественно-промышленное образование — опирается на те же начала, как и чисто художественное, потому что основы чистого и прикладного искусства тождественны. Ввиду этого на первом плане везде ставится обучение рисованию, которое признается необходимым как для развития вкуса, так и для …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

Другие книги по запросу «Архитектурное образование» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»