Акты органов государственного управления

Акты органов государственного управления
        в СССР юридическая форма реализации исполнительно-распорядительных полномочий органов государства. Путём издания таких актов органы государственного управления, в пределах их компетенции, на основе и во исполнение законов регулируют общественные отношения, организуют выполнение плановых заданий, руководят производством, обеспечивают охрану общественной и личной собственности, прав и законных интересов граждан, осуществляют меры по укреплению обороны СССР, охране общественного порядка и государственной безопасности. Законы и указы Президиума Верховного Совета СССР и союзных республик являются актами органов государственной власти (См. Акты органов государственной власти).
         Юридический характер А. о. г. у. проявляется в том, что в них содержатся государственно-властные предписания, обязательные к исполнению. Эти предписания либо обязывают граждан, должностных лиц, государственного и общественного учреждения, организации и предприятия совершать определённые действия (или воздерживаться от определённых действий), либо предоставляют какие-либо права и таким образом порождают разнообразные правовые отношения и юридические последствия.
         В соответствии с Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик высшие органы государственного управления СССР, союзных и автономных республик (Советы Министров) наделены правом издавать постановления и распоряжения; отраслевые органы управления — приказы и инструкции, местные органы управления (исполкомы Советов депутатов трудящихся) — решения и распоряжения. Администрация предприятий и учреждений издаёт приказы.
         А. о. г. у. должны быть изданы на основе и во исполнение Закона, они не могут изменять или отменять его. А. о. г. у. являются юридическими фактами, порождающими, изменяющими или прекращающими правовые отношения; они могут служить доказательствами в следственных органах, суде, арбитраже и при административном производстве (см. Административный процесс), а также являются основанием для издания других актов управления или заключения гражданско-правовых сделок.
         По юридическому содержанию А. о. г. у. делятся на нормативные и индивидуальные: нормативные содержат правовые нормы, рассчитанные на регулирование определённых однородных отношений (например, положения о министерствах, правила приёма в высшие учебные заведения); индивидуальные являются актами применения права и регулируют какой-либо конкретный случай, они не могут быть применены к другим, хотя бы и однородным отношениям (например, приказ об объявлении благодарности, распоряжение о выделении денежных средств и т. д.).
         Особую группу А. о. г. у. составляют акты, содержащие и административные санкции за их нарушение, т.н. акты с административной санкцией. Право издавать такие акты предоставлено Советам Министров СССР, союзных и автономных республик, а по определённому кругу вопросов — местным Советам депутатов трудящихся (кроме сельских) и их исполкомов — по вопросам охраны общественного порядка, благоустройства, санитарного состояния населённых пунктов и др. вопросам, предусмотренным законодательством.
         Акт управления вступает в силу либо с момента, указанного в тексте самого акта, либо с момента доведения его до сведения исполнителей. В самом А. о. г. у. может быть указан и срок его действия, а если этот срок не указан, А. о. г. у. действует до момента его отмены другим актом или законом. Акты местных Советов, содержащие административные санкции, в большинстве союзных республик издаются на срок до 2 лет.
         Порядок опубликования и вступления в силу постановлений и распоряжений правительства СССР установлен специальным постановлением Совета Министров СССР (СП СССР, 1954, № 6, ст. 37), в котором указывается, что постановления, имеющие общее значение или носящие нормативный характер, публикуются в Собрании постановлений правительства СССР (См. Собрание постановлений правительства СССР) (СП СССР), причём в постановлениях нормативного характера должен быть предусмотрен срок их введения в действие. В случае неотложности и срочности проводимых мероприятий постановления подлежат немедленному обнародованию (через газеты, по радио, телеграфу) и в этих случаях вступают в силу немедленно. В тех случаях, когда в постановлениях правительства не указан срок введения их в действие, они вступают в силу с момента принятия. Распоряжения Совета Министров вступают в силу с момента их принятия.
         Как правило, А. о. г. у. не имеет обратной силы (см. Обратная сила закона). В отдельных случаях в акте управления может быть предусмотрено, что его действие распространяется на отношения, возникшие до его принятия.
         За законностью А. о. г. у. осуществляется контроль вышестоящих органов управления и надзор со стороны органов прокуратуры (см. Надзор прокурорский).
         Лит.: Административное право. Учебник для юридич. вузов, под ред. Ю. М. Козлова, М., 1968, гл. 14.
         А. Е. Лунев.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Акты органов государственного управления" в других словарях:

  • АКТЫ МИНИСТЕРСТВ, ИНЫХ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ — относятся к гражданскому законодательству согласно ст. 3 ГК только тогда, когда их издание и пределы регулирования гражданско правовых отношений предусмотрены законодательными актами, распоряжениями Президента и постановлениями Правительства… …   Юридический словарь современного гражданского права

  • Правовые акты государственного управления — одна из форм управленческой деятельности субъектов исполнительной власти, которые рассматриваются как способы выражения содержания исполнительной власти, система внутренне взаимосвязанных средств осуществления функций управления, определенное… …   Большой юридический словарь

  • АКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА — нормативные правовые акты, регулирующие гражданско правовые отношения. Ст. 3 ГК определено, что гражданское законодательство система нормативных правовых актов, которая включает в себя содержащие нормы гражданского права законы, акты Президента… …   Юридический словарь современного гражданского права

  • финансово-плановые акты — акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию …   Большой юридический словарь

  • Правовой акт управления — Все виды государственной власти обеспечены соответствующими правовыми актами. Законодательная власть принимает законы; судебная власть  акты правосудия; Конституционный Суд  заключения; органы прокуратуры  акты прокурорского… …   Википедия

  • Понятие правового акта управления — Все виды государственной власти обеспечены соответствующими правовыми актами. Законодательная власть принимает законы; судебная власть  акты правосудия; Конституционный Суд  заключения; органы прокуратуры  акты прокурорского надзора;… …   Википедия

  • СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА — (СУОТ) часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Система включает: организационную структуру; деятельность… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • Подзаконные нормативные правовые акты — это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Их основное назначение состоит в конкретизации, развитии и обеспечении… …   Большой юридический словарь

  • ФИНАНСОВО-ПЛАНОВЫЕ АКТЫ — акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию …   Юридический словарь

  • Виды правовых актов управления (административных актов) —    Правовые акты управления классифицируются по ряду оснований. Основной критерий их классификации юридические свойства актов. В соответствии с ним правовые акты управления подразделяют на нормативные и индивидуальные. В нормативных актах… …   Административное право. Словарь-справочник


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»