Августин Блаженный Аврелий

Августин Блаженный Аврелий
Августин Блаженный Аврелий (Augustinus Sanctus) (13.11.354, Тагаст, Северная Африка, Нумидия, ‒ 28.8.430, Гиппон, Северная Африка), христианский теолог, виднейший представитель западной патристики. Прошёл через увлечения манихейством и скептицизмом, в 387 принял крещение. С 395 епископ Гиппона. Духовному миру А. свойствен ряд противоречий: уникальная умственная восприимчивость и устремление к связующей догме, развитое индивидуалистическое самосознание и мистика сверхличной церковности. Онтология А. и его учение о боге как абсолютном бытии следуют неоплатонизму, но А. пытался заново продумать старые идеи, исходя не из объекта, а из субъекта, из самоочевидности человеческого мышления (предвосхищение основной идеи Декарта). Бытие бога, по А., можно непосредственно вывести из самосознания человека, а бытие вещей ‒ нет (ход мысли, близкий Ансельму Кентерберийскому и противоположный подходу Фомы Аквинского). Психологизм А. выявляется в его учении о времени как корелляте помнящей, созерцающей и ожидающей души. Новой чертой мышления А. было внимание к двум проблемам, мимо которых прошла античная мысль: динамики человеческой личности и динамики общечеловеческой истории. Первой из них посвящена «Исповедь» ‒ лирическая автобиография, рисующая внутреннее развитие А. от младенчества до окончательного утверждения в ортодоксальном христианстве. С недостижимым для античной литературы и философии психологическим самоанализом А. сумел показать противоречивость становления личности. При этом личностные тенденции философии А. сочетаются с теологической доктриной предопределения; от констатации тёмных «бездн» души А. пришёл к выводу о необходимости божественной благодати, которая выводит личность из тождества себе и тем самым «спасает». Проблема мистически осмысленной диалектики истории поставлена в трактате «О граде божием», который написан под впечатлением взятия Рима ордами Алариха в 410. А. усматривал два противоположных вида человеческой общности: «град земной», т. е. государственность, которая основана «на любви к себе, доведённой до презрения к богу», и «град божий» ‒ духовную общность, которая основана «на любви к богу, доведённой до презрения к себе». «Град божий» никак не тождествен идеалу теократии, в духе которого истолковывали в средние века идеологи католицизма учение А. (он подчёркивал «бездомность» «града божьего», невозможность его приспособления к политической реальности). А. находил меткие слова для критики «каиновского» духа империи, потребительски организованной позднеантичной цивилизации, бездумности римлян, завоевавших чужие города и жалующихся, когда то же самое сделали с их собственным городом. Однако всякое насилие ‒ от насилия над ребёнком в школе, выразительно описанного в «Исповеди», до государственного насилия ‒ для А. есть следствие греховной испорченности человека и постольку достойно презрения, но неизбежно. Поэтому А. признавал необходимость государственной власти, им же охарактеризованной как «большая разбойничья шайка».

Влияние А. было чрезвычайно многосторонне. Для средневековья А. был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, вплоть до Фомы Аквинского не имеющим себе равного; от него исходит платоническая ориентация ранней схоластики. Возрождение оценило его остроту в передаче индивидуальной эмоции, ранний протестантизм переживание им благодати. Мотивы «исповеди» в литературе сентиментализма (Руссо и др.) переводили в мирской план опыт самонаблюдения А. В современной католической неосхоластике к А. апеллируют мыслители, не удовлетворяющиеся рассудочностью томизма, экзистенциалисты видят в А. одного из своих предшественников.


Соч.: Opera omnia, t. 1‒11, P., 1864‒65 (Patrologiae cursus compl., ser. latina..., accur., J.-P. Migne, t. 32‒47); в рус. пер. ‒ Творения Блаженного Августина, 2 изд., ч. 1‒7, К., 1901‒12.


Лит.: Трубецкой Е., Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке, ч. 1, М., 1892; Герье В., Бл. Августин, М., 1910; Попов И. В., Личность и учение Бл. Августина, т. 1, ч. 1‒2, Сергиев Посад, 1916; Баскин М., Августин как теоретик католицизма, «Тр. Моск. ин-та истории, философии и литературы», 1937, т. 1; История философии, т. 1, М., 1940, с. 391‒ 96; Maier F. G., Augustin und das antike Rom, [Stuttg. ‒ Kоln], 1955; Jaspers K., Die groben Philosophen, Bd I, Münch., 1957; Hessen J., Augustins Metaphysik der Erkenntnis, Leiden, 1960; Deane H. A., The political and social ideas of St. Augustine, N. Y.‒L., 1963.

С. С.Аверинцев.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Августин Блаженный Аврелий" в других словарях:

  • Августин Блаженный, Аврелий — (354 430 гг.) христианский мыслитель и церковный деятель. Родился в нумидийском городе Тагаст (Северная Африка). Закончил местную риторскую школу и преподавал риторику в Тагасте, Карфагене и Медиолане (современный Милан). Под влиянием проповедей… …   Исторический словарь

  • Августин Блаженный Аврелий — Августин оригинальное имя Аврелий Августин родился 13 ноября 354, Тагаст, Нумидия …   Википедия

  • Августин Блаженный, Аврелий — Августин. Августин. Августин Блаженный, Аврелий () христианский мыслитель и церковный деятель. Родился в нумидийском городе Тагаст (). Закончил местную риторскую школу и преподавал риторику в Тагасте, Карфагене и Медиолане (). Под влиянием… …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

  • Августин, Блаженный Аврелий — Августин. АВГУСТИН, Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий (354 430), христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики. Епископ города Гиппон (Северная Африка). Родоначальник христианской философии истории… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • АВГУСТИН Блаженный Аврелий — АВГУСТИН Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий (354 430) христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики. Епископ г. Гиппон (Сев. Африка); родоначальник христианской философии истории (сочинения О граде божием… …   Большой Энциклопедический словарь

  • АВГУСТИН Блаженный Аврелий — АВГУСТИН (Augustinus) Блаженный Аврелий (354—430), христианский писатель (писал на лат. яз.), представитель латинской патристики. Родом из Сев. Африки. Главные соч. «Исповедь», «О Граде Божием», «О Троице». Догматич., филос., полемич.,… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Августин Блаженный Аврелий — (354 430) христианский богослов, представитель западной патристики. Воззрения Августина оказали огромное влияние на становление и развитие теологии. В сочинении О граде Божием (426) развивал христианскую концепцию всемирной истории, которую… …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ Аврелий (354-430) — христианский теолог и философ, представитель зрелой патристики, оказавший существенное влияние как на развитие христианского богословского канона (и в католической, и в православной, и в протестантской его версиях), так и на эволюцию культуры… …   История Философии: Энциклопедия

  • Августин Блаженный — Августин оригинальное имя Аврелий Августин родился 13 ноября 354, Тагаст, Нумидия …   Википедия

  • АВГУСТИН Блаженный — (Аврелий Августин, лат. Aurelius Sanctus Augustinus) (13 ноября 354, Тагаст, Нумидия; ныне Суюк Ахрас, близ Аннабы, Алжир 28 августа 430, Гиппон Регий, также близ Аннабы), христианский теолог и церковный деятель, крупнейший представитель западной …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»