Щепкин это:

Щепкин
I Ще́пкин
        Вячеслав Николаевич [25.5(6.6).1863, Тимонино (Никольское), ныне Московская обл., — 2.12.1920, Москва], русский учёный-славист, языковед, палеограф и историк древнерусского искусства, член-корреспондент Петербургской АН (1913). Внук актёра М. С. Щепкина. Ученик Ф. Ф. Фортунатова. Окончил Московский университет (1885). Профессор Московского университета (с 1907) и Высших женских курсов (с 1906). С 1887 работал в Историческом музее (См. Исторический музей) в Москве, где создал систему научных каталогов Отдела рукописей и книг старой печати. Магистерская диссертация Щ. («Рассуждение о языке Саввиной книги», 1898—99) — капитальное исследование фонетики старославянского языка. Докторская диссертация («Болонская псалтырь», 1906) содержит исследование фонетики и морфологии среднеболгарского памятника, а также ценный материал для изучения древнеболгарских говоров. Автор книг «Введение в славяноведение» (1914), «Учебника русской палеографии» (1918), исследований Новгородской школы иконописи и др.
         Лит.: Бернштейн С. Б., Вячеслав Николаевич Щепкин, М., 1955 (лит.).
         С. Б. Бернштейн.
II Ще́пкин
        Евгений Николаевич [13(25).5.1860, Москва, — 12.11.1920, Одесса], русский историк, педагог и обществ. деятель. Внук актёра М. С. Щепкина. Окончил Московский университет (1883) и был оставлен при кафедре всеобщей истории; с 1892 приват-доцент. С 1898 профессор Новороссийского университета (Одесса). Участник либерального движения начала 20 в.; член 1-й Государственной думы от кадетской фракции. За подписание Выборгского воззвания (См. Выборгское воззвание) в 1906 уволен со службы; преподавал в частных учебных заведениях Одессы. В период реакции порвал с кадетами. После Февральской революции 1917 вернулся в Новороссийский университет, примыкал к партии боротьбистов (См. Боротьбисты). С 1919 член Коммунистической партии. Ш. занимался дипломатической и военной историей эпохи Семилетней войны, выяснением личности Лжедмитрия I, русско-варяжскими отношениями, вопросами феодализма в Западной Европе, был автором ряда учебных пособий.
         Лит.: Памяти Евгения Николаевича Щепкина, Од., 1927.
III Ще́пкин
        Михаил Семенович [6(17).11.1788, с. Красное Обоянского у., ныне Белгородской обл., — 11(23).8.1863, Ялта], русский актёр. Основоположник реализма в русском сценическом искусстве. Родился в семье крепостного, управляющего имениями графа Г. С. Волькенштейна. В 1799 поступил в Судженское малонародное училище, где в 1800 впервые выступил в школьном спектакле (Розмарин — «Вздорщица» Сумарокова). В 1801—03 играл в домашнем театре Волькенштейнов (одновременно исполнял обязанности официанта). Профессиональную сценическую деятельность начал в 1805 в курской труппе Барсовых. В 1816 перешёл в харьковскую труппу И. Ф. Штейна (лучшую на юге России), завоевав вскоре положение первого комического актёра. В 1822 по проведённой подписке был выкуплен не волю. На провинциальной сцене Щ. исполнял разнообразные роли, а также партии в комических операх. Его игра отличалась ярким темпераментом, юмором, жизненной правдой. Уже в этот период Щ. проявил огромную наблюдательность, удивительную работоспособность, серьёзно изучал теорию и практику сценического искусства. В 1823 Щ. был принят в труппу Московского театра (с 1824 — Малый театр). Формированию общественных и художественных взглядов Щ. способствовали его тесные связи с передовыми деятелями русского культуры (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Т. Г. Шевченко и др.). Щ. был не только участником первых постановок пьес А. С. Грибоедова, Гоголя, Пушкина, И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина, но и горячо их пропагандировал, добивался снятия с них цензурных запретов. Огромное значение деятельность Щ. приобрела в 30—40-е гг. Осуществив глубокий переворот в сценического искусстве, он сблизил его с принципами пушкинского и гоголевского реализма. Щ. утверждал важную гражданскую миссию актёра, сочетал в своём творчестве нравственно-просветительского и критико-обличительной функции. Противник зависимости от случайного вдохновения, он стремился найти объективные законы искусства актёра, разработал метод сценического творчества, основанный на обобщении широких жизненных наблюдений. Указывая на необходимость всестороннего осмысления исполнителем творческих задач, подчинения всего творческого процесса «общей идее», Щ. говорил, что актёр должен не копировать, а вникать в «душу роли», влезать «... так сказать, в кожу действующего лица...» («Записки. Письма...», 1952, с. 250). Свои лучшие образы артист создал в произведениях русской сатирико-обличительной драматургии, стремясь к раскрытию типических характеров, отражающих суть целой общественной и социальной группы. Преодолевая сопротивление цензуры, он добился постановки пьесы «Горе от ума» Грибоедова, сыграв в ней роль Фамусова (1831, отрывки; 1832, полностью). Лишив Фамусова барской респектабельности, Щ. показал его как бы выслужившимся Молчалиным, ненавидевшим всё новое. Глубокой жизненной достоверности достиг Щ. в роли Городничего («Ревизор» Гоголя, 1836), поднявшись в ней до большого сатирического обобщения, обличения николаевского режима. Сатирические типы дворян были созданы им в пьесах Гоголя — «Женитьба» (Подколёсин и Кочкарёв), «Игроки» (Утешительный), «Тяжба» (Бурдюков); Пушкина — «Скупой рыцарь» (Барон).
         Др. сторона творчества Щ. связана с воплощением образов людей из народа. В пьесах украинских драматургов сыграл роли Чупруна и Макагоненко («Москаль-чаровник» и «Наталка-Полтавка» Котляревского), Шельменко («Шельменко-денщик» Квитко-Основьяненко), передав народный характер, национальное своеобразие своих героев. С глубоким проникновением раскрывал Щ. в водевиле «Матрос» Соважа и Делурье трагическую судьбу старого матроса. «Торжество его искусства,— писал Белинский, — состоит... в том, что он умеет заинтересовать зрителей судьбою простого человека и заставить их рыдать и трепетать от страданий какого-нибудь матроса...» (Полн. собр. соч., т. 8, 1955, с. 533). С психологической глубиной, трогательностью играл Щ. роли Мошкина и Кузовкина («Холостяк» и «Нахлебник» Тургенева). Одна из лучших ролей Щ. последнего периода — Муромский («Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, 1855). Выступал также в пьесах А. Н. Островского (Любим Торцов — «Бедность не порок» и др.), Мольера (Гарпагон—«Скупой»), Шекспира (Полоний — «Гамлет») и др.
         Законченную систему взглядов на актёрское творчество Щ. выразил в письмах, высказываниях, воспоминаниях, беседах с учениками. Его деятельность утвердила критический реализм как ведущий творческий метод в русском театре. Традиции сценического реализма, заложенные Щ., сыграли большую роль в практике Малого театра, за которым упрочилось наименование «Дома Щепкина». Сценические заветы Щ. и проповедовавшиеся им этические принципы послужили основой реалистической системы актёрского творчества, созданной К. С. Станиславским (см. Станиславского система).
        
         Лит.: М. С. Щепкин. Записки. Письма.— Современники о Щепкине, М., 1952; Алперс Б. В., Михаил Семенович Щепкин (1788―1863), М., 1943; Клинчин А. П., Михаил Семенович Щепкин, М., 1964; Гриц Т. С., М. С. Щепкин. Летопись жизни и творчества, [М., 1966].
         Ю. А. Дмитриев.
        М. С. Щепкин.
        М. С. Щепкин.
        М. С. Щепкин и Н. В. Репина в водевиле «Матрос» Соважа и Делурье.
        М. С. Щепкин и Н. В. Репина в водевиле «Матрос» Соважа и Делурье.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Щепкин" в других словарях:

  • Щепкин — Щепкин  русская фамилия, а также названия населённых пунктов. Содержание 1 Известные носители 1.1 Мужчины 1.2 Женщины …   Википедия

  • ЩЕПКИН — Михаил Семёнович (1788 1863), актёр. Реформатор русского театра. До 1822 крепостной, играл в крепостном театре. С 1805 на провинциальной, с 1823 на московской сцене (с 1824 в Малом театре). Утверждал просветительское значение театра, разрабатывал …   Русская история

  • Щепкин — ЩЕПОЧКИН Этимология ясна: худой как щепка , говорим мы и сейчас. (Ф). Шепочка ласкательная форма прозвища Щепка. (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) …   Русские фамилии

  • Щепкин — (Михаил Семенович знаменитый артист, сын дворового человекаграфа Волкенштейна, управлявшего всеми имениями своего помещика. Родился6 ноября 1788 г. в с. Красном, Курской губ., Обоянского у. Ему было семьлет, когда на домашнем театре своего барина …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ЩЕПКИН — 1 . Вячеслав Николаевич (25.V.1863 21.II.1920) рус. историк славист, палеограф и исследователь в области др. рус. яз. и искусства. Сын издателя и обществ. деятеля H. M. Щепкина, внук актера М. С. Щепкина. Окончил ист. филологич. ф т Моск. ун та.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Щепкин — 346731, Ростовской, Аксайского …   Населённые пункты и индексы России

  • Щепкин, Михаил Семенович — артист Московской императорской сцены; род. 6 ноября 1788 г. в селе Красном, что на речке Пенке, Обоянского уезда Курской губернии, в крепостной семье графов Волькенштейнов, у которых отец его, Семен Григорьевич, был дворовым человеком… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Щепкин Михаил Семенович — Щепкин (Михаил Семенович) знаменитый артист, сын дворового человека графа Волкенштейна, управлявшего всеми имениями своего помещика. Родился 6 ноября 1788 г. в селе Красном, Курской губернии, Обоянского уезда. Ему было семь лет, когда на домашнем …   Биографический словарь

  • Щепкин Михаил Семенович — [6(17).11.1788, с. Красное Обоянского у., ныне Белгородской обл., ‒ 11(23).8.1863, Ялта], русский актёр. Основоположник реализма в русском сценическом искусстве. Родился в семье крепостного, управляющего имениями графа Г. С. Волькенштейна. В 1799 …   Большая советская энциклопедия

  • Щепкин Николай Павлович — Щепкин (Николай Павлович) общественный и государственный деятель, сын математика (см. ниже). Родился в 1825 г. Окончил курс в Московском университете. Служа во время подготовительных работ по освобождению крестьян в государственной канцелярии, он …   Биографический словарь

Книги

  • Щепкин, Виталий Ивашнев. Эта книга повествует об одной из ярчайших фигур отечественной культуры — артисте Малого театра Михаиле Семеновиче Щепкине, родоначальнике русской реалистическойшколы драматического искусства.… Подробнее  Купить за 710 руб
  • Щепкин и красный велосипед: повесть, Вестли, Анне-Катарина. В этой книге вы снова встретитесь с Малышом и его другом, деревянным человечком Щепкиным. Малыш и Щепкин по-прежнему ездят на красном автобусе вместе с мамой «на работу», чтобы папа поскорее… Подробнее  Купить за 286 руб
  • Щепкин и красный велосипед, Вестли Анне-Кат.. В этой книге вы снова встретитесь с Малышом и его другом, деревянным человечком Щепкиным. Малыш и Щепкин по-прежнему ездят на красном автобусе вместе с мамой«на работу»,чтобы папа… Подробнее  Купить за 244 руб
Другие книги по запросу «Щепкин» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»