Цирк это:

Цирк
I
        Как вид искусства Ц. сложился на основе трудовых процессов, народных празднеств, спортивных, главным образом конных, состязаний, деятельности школ верховой езды. В основе цирковых выступлений — преодоление сложнейших физических препятствий, а также комические приёмы, в большинстве случаев заимствованные ещё от скоморохов и комиков народных балаганов. По своей природе Ц. всегда эксцентричен. Его главное выразительное средство — трюк, действие, лежащее за пределами обычной логики. Сочетание трюков с приёмами актёрской игры создаёт номер. Цирковое представление состоит из номеров — отдельных законченных выступлений одного или группы артистов. Каждый номер, как правило, отличается необычностью поведения человека и животного: артисты ходят и танцуют на проволоке, стоят головой на голове партнёра, разыгрывают сценки на спине скачущей лошади, морской лев жонглирует мячом, лошади исполняют вальс. Музыкальные эксцентрики играют на скрипке, держа её за спиной, на балалайке, используя скрипичный смычок, на метле, пиле, дровах и др. Цирковой артист в своём жанре создаёт определённый образ; в этом ему помогают костюм, музыка, свет, специальная аппаратура, режиссёрская организация номера. В тематических сюжетных представлениях также используются трюки, при их помощи строится и развивается сюжет.
         Истоки возникновения Ц. уходят в далёкое прошлое. Собираясь на охоту, наши предки проделывали определённые ритуальные действия, подчас носившие магический характер, что должно было помочь им в единоборстве с животными. В этих действиях, движениях охотников легко можно найти зачатки многих цирковых жанров (например, акробатики). Позднее сборщики фруктов передвигались от дерева к дереву, не сходя с лестниц; горцы перекидывали деревья через узкие пропасти и переходили по ним, балансируя различными предметами. Грузинские воины славились мастерской ездой на лошадях; в бою они повисали вниз головой, закрываясь телом лошади от стрел и копий. Постепенно эти и др. приёмы приобрели характер игры и демонстрировались на различного рода празднествах. Там же выступали и исполнители фарсовых сценок, часто носивших сатирическую направленность. Участники этих сценок применяли приёмы гротеска, буффонады, создавали маски. Такие маски-образы (Обжора, Хитрец, Недотёпа и т.д.) утверждались постепенно как в Ц., так и в смежных искусствах (комедия дель арте, в театре). Выступления акробатов, жонглёров, дрессировщиков, комиков были известны ещё в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии. В Древней Армении в амфитеатрах городов Тигранакерт и Арташат устраивались как театральные, так и цирковые представления, с начала нашей эры подобные представления были и в Грузии. На фресках киевского собора св. Софии (11 в.) есть изображение амфитеатра с выступающими на нём кулачными бойцами, музыкантами, эквилибристами с Першем, дрессировщиками диких зверей и наездниками.
         С 12 в. в Европе возникли школы верховой езды, которые готовили наездников, там же дрессировали лошадей для военных действий и для турниров. В этих школах проводились показательные выступления, постепенно они переносились на городские площади (где с учётом специфики работы с лошадьми устраивались специальные круглые манежи). К середине 18 в. в Европе получили известность многие мастера конной дрессировки и фигурной верховой езды, главным образом англичане: Ш. Прайс, Джонсон, Уийр, Самсон и др. Их труппы зачастую включали эквилибристов, акробатов, клоунов.
         В 1772 английский предприниматель Ф. Астлей создал в Лондоне школу верховой езды, в 1780 он построил т. н. Амфитеатр Астлея для показа фигурной езды на лошадях и конной дрессировки. Здесь выступали также клоуны, дрессировщики собак, акробаты, ставились сюжетные спектакли, в которые включались конные батальные сцены. Амфитеатр Астлея — первый в мире стационарный цирк в современном понимании.
         С 70-х гг. 18 в. во Франции артисты и предприниматели Франкони работали главным образом в области конного Ц. и пантомимы. В 1807 они открыли в Париже стационарный, т. н. Олимпийский цирк. Руководители трупп Х. де Бах, Б. Карре, Б. Фурре, Ф. Луассе, Д. и В. Прайс, М. Труцци, А. Гверра и др., гастролировавших в разных странах, также назвали свои предприятия цирками.
         Э. Ренц в 1851 открыл стационарный цирк в Дюссельдорфе, в 1856 — в Берлине. Не отказываясь от конных номеров, он ввёл представителей др. жанров, бытовавших ранее в ярмарочных балаганах. Здесь зародился образ Рыжего клоуна, своеобразная пародия на горожанина, главным образом мелкого буржуа.
         По пути Ренца пошли многие деятели Ц. — немцы А. Шуман, Э. Вульф, итальянцы Г. Чинизелли, А. Саламонский и др.
         В середине 19 в. продолжалось расширение цирковых жанров. В 1859 французский спортсмен Ж. Леотар впервые продемонстрировал воздушный полёт, позже ставший одним из самых романтических видов циркового искусства. Этот номер потребовал в дальнейшем реконструкции цирковых зданий — сооружения сферического купола, на колосниках которого помещались грузоподъёмные механизмы и др. технические приспособления.
         В 1873 американский предприниматель Т. Барнум открыл большой передвижной цирк («сверхцирк»), где представление проходило одновременно на трёх манежах. Барнум соединил Ц. с паноптикумом и различными аттракционами. В 1886 в Париже был построен Новый цирк, арена которого в течение нескольких минут заполнялась водой. В 1887 К. Гагенбек, крупнейший торговец животными, владелец зоопарка в Гамбурге, открыл т. н. зооцирк. Здесь в большинстве номеров участвовали животные, в том числе хищные. Номера дрессировщиков быстро завоевали популярность.
         Конец 19 в. характерен обращением к спорту (что также расширило границы цирковых жанров) — выступлениям силачей, гимнастов на кольцах и турниках, жокеев, жонглёров, велофигуристов, роликобежцев. В 1904 в петербургском цирке Чинизелли проведён первый всемирный чемпионат борцов. Оригинальные номера и целые жанры принесли на арену Ц. японские, китайские, персидские, арабские артисты.
         С конца 19 в. буржуазный Ц. переживал творческий кризис. Отдельные номера отличались грубостью, вульгарностью, зачастую очевидной жестокостью (например, т. н. дикая дрессировка). В псевдопатриотических военных пантомимах восхвалялась империалистическая экспансия. Клоунада в значительной степени утратила сатирическую направленность, строилась на грубых шутках и трюках. Ц. теряли зрителей, ориентировались в значительной мере на детей. Этот процесс продолжался и в 20 в. Даже в 70-е гг. стационарные Ц. отсутствуют в США, нет их в Латинской Америке, Африке, Австралии. В Западной Европе работают 5—6 стационарных цирков, там отсутствует планомерная подготовка цирковых артистов, нет и специальных учебных заведений.
         После 2-й мировой войны цирковое искусство социалистических стран получило значительное развитие, построены и строятся стационары в Венгрии, Монголии, Румынии, Болгарии, КНДР; в Чехословакии, ГДР и Югославии действуют крупные передвижные цирковые коллективы. В ГДР, Венгрии, Болгарии существуют также училища и студии циркового искусства.
         В России начиная с 18 в. постоянно гастролировали передвижные цирковые труппы. Английский наездник Я. Бейте соорудил для выступлений своей труппы в Москве амфитеатр (1764), выступал он и в Петербурге (1765). В 1827 французский предприниматель Ж. Турниер построил в Петербурге стационарное здание, вскоре перешедшее к дирекции императорских театров; в 1849 здесь же был открыт каменный Ц. (императорский). При Петербургском театральном училище начал действовать цирковой класс. В 18 и 1-й половине 19 вв. в Ц. артисты продолжали широко использовать в своих выступлениях лошадей, шли также сюжетные постановки (пантомимы).
         В 1877 Чинизелли открыл стационар в Петербурге, в 1880 Саломонский — в Москве; братья Д. А., А. А. и П. А. Никитины в 1886 и в 1911 создали стационары в Москве; в 1903 П. С. Крутиков построил цирк в Киеве.
         В русских цирках, несмотря на жестокий полицейский режим, особенную популярность получила сатирическая публицистическая клоунада, выдвинувшая своих корифеев: В. Л. и А. Л. Дуровы, Бим-Бом (И. С. Радунский и М. А. Станевский), С. С. и Д. С. Альперовы. Мировую известность завоевали: наездники — П. И. Орлов, В. Т. Соболевский, Н. Л. Сычев, канатоходец Ф. Ф. Молодцов, борцы и атлеты — И. М. Заикин, И. В. Лебедев (дядя Ваня), И. М. Поддубный и др.
         Советский многонациональный Ц. унаследовал всё лучшее, что было создано в России до Октябрьской революции 1917, добился больших творческих и организационных успехов. На практике осуществилась мысль ленинского декрета об объединении театрального дела о демократической направленности циркового искусства Главным в обновленном Ц. стал показ физической красоты человека, сильного телом и смелого духом. Для руководства Ц. было создано единое государственное управление В 1926 открылась Мастерская циркового искусства (с 1961 — Государственное училище циркового и эстрадного искусства, ГУЦЭИ), которая стала готовить квалифицированных артистов разных жанров. С середины 30-х гг. крупнейшие Ц. получили художественных руководителей. К работе в Ц. привлекались известные писатели, художники, композиторы. Получил развитие вид тематических представлений — пантомим, посвященных историко-революционной тематике и современности: «Москва горит» (1930), «Трое наших» (1942), «Карнавал на Кубе» (1962) и многие др.
         В советском Ц. выросла плеяда выдающихся артистов, известных всему миру: династия клоунов-дрессировщиков Дуровых клоуны В. Е. и В. В. Лазаренко, Карандаш (М. Н. Румянцев), Ю. В. Никулин, О. К. Попов, Л. Г. Енгибаров, дрессировщики В. Ж. Труцци, Е. М. Ефимов, Н. П. Гладильщиков, Б. А. Эдер И. Н. Бугримова, А. Н. и А. А. Корниловы, В. И. Филатов, В. М. Запашный и др., иллюзионисты Э. Т. Кио И. К. Символоков. В становлении советского цирка значительную роль сыграли: режиссёры — В. Ж. Труцци, Б. А. Шахет, Г. С. Венецианов, художники — С. Т. Коненков Б. Р. Эрдман, В. А. Ходасевич, А. А Судакевич, Т. Г. Бруни, В. Ф. Рындин, Л. А. Окунь, композиторы — И. О Дунаевский, М. И. Блантер, З. Л. Компанеец, Ю. С. Мейтус, Ю. С. Милютин и др. Лицо современного советского цирка определяют режиссёры М. С. Местечкин, Е. М Зискинд, Б. М. Заец, А. И. Вольный, З. Б. Краснянский, А. Н. Ширай, А. А. Сонин. Значительный вклад в теорию и историю циркового искусства внесли Е. М. Кузнецов, Ю. А. Дмитриев и др. С 1928 работает Ленинградский музей циркового искусства, обладающий богатейшими документальными материалами.
         В СССР работает (1976) 61 стационарный Ц., действуют 14 национальных цирковых коллективов, а также 15 передвижных Ц.; «Цирк на воде», 2 «Цирка на льду»; 55 коллективов «Цирк на сцене»; 13 зооцирков. Отдельные группы и целые коллективы выступают во всех странах мира. В программах многих советского Ц. участвуют лучшие артисты из-за рубежа. См. также — «СССР», раздел Цирк и соответствующие разделы в статьях о странах и союзных республиках.
         Ю. А. Дмитриев.
        Цирк. Выступления советских артистов. «Летающие акробаты» Арнаутовы.
        Цирк. Выступления советских артистов. «Летающие акробаты» Арнаутовы.
        Цирк. Выступления советских артистов. Джигиты Кантемировы. («Али-Бек»).
        Цирк. Выступления советских артистов. Джигиты Кантемировы. («Али-Бек»).
        Цирк. Д. Гибор с дрессированным дельфином. США.
        Цирк. Д. Гибор с дрессированным дельфином. США.
        Цирк. Внешний вид цирка Саразани. Берлин. 1930.
        Цирк. Внешний вид цирка Саразани. Берлин. 1930.
        Цирк. Внутренний вид цирка Билла Рикетса. Филадельфия. 1785.
        Цирк. Внутренний вид цирка Билла Рикетса. Филадельфия. 1785.
        Цирк. Здание школы верховой езды цирка Астлея. Лондон. 1770.
        Цирк. Здание школы верховой езды цирка Астлея. Лондон. 1770.
        Цирк. Акробаты Варади. Венгрия.
        Цирк. Акробаты Варади. Венгрия.
        Цирк. Жонглер на проволоке А. Бошилов. Болгария.
        Цирк. Жонглер на проволоке А. Бошилов. Болгария.
        Цирк. Дрессировщица У. Бётнер с белыми медведями. ГДР.
        Цирк. Дрессировщица У. Бётнер с белыми медведями. ГДР.
        Цирк. Водяная пантомима в цирке Ченизелли. Петербург. 19 в.
        Цирк. Водяная пантомима в цирке Ченизелли. Петербург. 19 в.
        Цирк. Цирк на Елисейских полях. Париж. 1843.
        Цирк. Цирк на Елисейских полях. Париж. 1843.
        Цирк. Акробатическая группа цирка Астлея. Лондон. 1770.
        Цирк. Акробатическая группа цирка Астлея. Лондон. 1770.
        Цирк. Внутренний вид Московского цирка на Ленинских горах.
        Цирк. Внутренний вид Московского цирка на Ленинских горах.
        Цирк. Выступления советских артистов. Конные дрессировщики Л. Т. Котова и Ю. М. Ермолаев.
        Цирк. Выступления советских артистов. Конные дрессировщики Л. Т. Котова и Ю. М. Ермолаев.
        Цирк. Выступления советских артистов. Иллюзионный номер Э. Т. Кио «Загадочный домик».
        Цирк. Выступления советских артистов. Иллюзионный номер Э. Т. Кио «Загадочный домик».
        Цирк. Выступления советских артистов. Баланс на ножной лестнице эквилибристов под руководством Е. Т. Милаева.
        Цирк. Выступления советских артистов. Баланс на ножной лестнице эквилибристов под руководством Е. Т. Милаева.
        Цирк. Выступления советских артистов. Дрессировщик А. И. Попов в номере «Приём у доктора Айболита».
        Цирк. Выступления советских артистов. Дрессировщик А. И. Попов в номере «Приём у доктора Айболита».
        Цирк. Выступления советских артистов. Жонглёр А. Н. Кисс.
        Цирк. Выступления советских артистов. Жонглёр А. Н. Кисс.
        Цирк. Выступления советских артистов. Дагестанские канатоходцы «Цовкра».
        Цирк. Выступления советских артистов. Дагестанские канатоходцы «Цовкра».
II (от лат. circus, буквально — круг)
        здание для цирковых представлений. В Древнем Риме — эллипсовидная арена с трибунами, на которой проводились соревнования (гонки) колесниц. В перерывах между заездами выступали акробаты, эквилибристы, дрессировщики, комики и др. артисты. Большой Ц. Рима вмещал до 50 тыс. зрителей. В Испании, Мексике и некоторых др. странах арена, окруженная амфитеатром (для зрителей), служит для проведения боя быков. Современный Ц. имеет круглую арену (манеж) диаметром У 13—14 м (в некоторых Ц. — от 9 до 17 м), обнесённую жёстким барьером, и сферический купол, необходимый для исполнения номеров воздушной акробатики, а также расположенные амфитеатром места для зрителей. Многие советские стационарные Ц., построенные в 50—70-е гг. в Москве, Сочи, Ташкенте и других городах (свыше 50), имеют вместительные зрительные залы (до 3,5 тыс. мест), оснащенные самой передовой цирковой техникой, располагают обширными закулисными помещениями для артистов и обслуживающего персонала, благоустроенными конюшнями для животных, репетиционными манежами и залами с кондиционированием воздуха; для зрителей имеются удобные фойе и гардеробы.
        См. также ст. Шапито.
         Ю. А. Дмитриев.
        Цирк. 1967. Архитектор Г. М, Пичуев, инженер О. И. Берим и др.
        Цирк. 1967. Архитектор Г. М, Пичуев, инженер О. И. Берим и др.
        Архитекторы Ю. Л. Шварцбрейм, В. Я. Эдемская, инженеры Н. В. Топилин, П. У. Карпов. Цирк в Сочи. 1971.
        Архитекторы Ю. Л. Шварцбрейм, В. Я. Эдемская, инженеры Н. В. Топилин, П. У. Карпов. Цирк в Сочи. 1971.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Синонимы:

Смотреть что такое "Цирк" в других словарях:

  • цирк — цирк/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • цирк — цирк …   Нанайско-русский словарь

  • цирк — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? цирка, чему? цирку, (вижу) что? цирк, чем? цирком, о чём? о цирке; мн. что? цирки, (нет) чего? цирков, чему? циркам, (вижу) что? цирки, чем? цирками, о чём? о цирках 1. В Древнем Риме цирком… …   Толковый словарь Дмитриева

  • Цирк — Цирк. Цирк. Санкт Петербург. Цирк. Первые цирковые представления в Петербурге — выступления акробатов, фокусников, дрессировщиков, наездников — происходили во время народных гуляний и в частных манежах уже в XVIII в. С возникновением… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Цирк — (от лат. circus круг) 1) Вид иск ва, к рый включает в себя жанры конной езды, клоунады, пантомимы, акробатики, эквилибристики, гимнастики, дрессировки животных, музыкальной эксцентрики, иллюзионизма. В России в 17 18 вв. цирк. представления… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • цирк — смеху подобно, потеха, смехота, зооцирк, кар, шапито, обсмеешься, просто смех, котловина, три «ха ха», лопнешь со смеху, кресловина, и смех и грех, и смех и горе, животики надорвешь, обхохочешься, курам на смех, кратер, смех да и только, умора,… …   Словарь синонимов

  • Цирк — Цирк. ЦИРК (от латинского circus, буквально круг), 1) один из видов сценического искусства. Включает акробатику, эквилибристику, жонглирование, дрессировку, клоунаду, иллюзионное искусство и др. Искусство цирка известно с древних времен… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЦИРК — (лат. circus, греч. kirkos круг). 1) у древних римлян кругообразное ристалище для публичных игр; круг зрителей в ристалище. 2) в настоящее время, огороженная и покрытая круглая площадь, где наездники и акробаты дают свои представления. Словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • цирк — ЦИРК, а, м. и в зн. сказ. (или советский цирк, цирк с огнями, цирк с конями, к нам приехал цирк и т. п.). Смешная, абсурдная, крайне странная ситуация. Мы в комнате живем впятером, просто цирк с огнями! …   Словарь русского арго

  • цирк — а, м. cirque m. <лат. circus круг. 1. В древнем Риме место для конских ристаний, впоследствии боев гладиаторово и др. зрелищ. БАС 1. 2. Помещение с амфитеатром дл я зрителей и ареной, где происходят представления акробатов, жонглеров,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Цирк — ЦИРК. С первых дней войны артисты сов. Ц. включились во всенар. борьбу против фаш. захватчиков. Моск. Ц. стал центром по формированию артистич. бригад, выступавших перед отправляющимися воинскими эшелонами, в казармах, госпиталях. В Моск. Ц.… …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Книги

  • Цирк, Низамутдинова Альфия. Цирк как оппозиция повседневности, как вызов обывателям, как царство независимости от ложных устоев общества! Тринадцатиметровый манеж с его героями был местом магического притяжения великих… Подробнее  Купить за 3726 руб
  • Цирк, Алистер Маклин. Алистер Маклин - непревзойденный мастер детективно-приключенческого жанра. Читателям предлагается один из его романов - "Цирк". Всемирно известного артиста цирка, исполнителя уникального… Подробнее  Купить за 310 руб
  • Цирк, Галанова Т.. Книжка для того возраста, когда наклейки — это ВСЁ! Детям в какой-то период хочется клеить и клеить, завораживает сам процесс, они получают от него полное морально-эстетическое… Подробнее  Купить за 100 руб
Другие книги по запросу «Цирк» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»