Хиндемит это:

Хиндемит
(Hindemith)
        Пауль (16.11.1895, Ханау, — 28.12.1963, Франкфурт-на-Майне), немецкий композитор, музыкальный теоретик, дирижёр, скрипач и альтист. С 13 лет работал в оркестрах. Одновременно учился в консерватории Франкфурта-на-Майне (классы композиции и скрипки). В 1915—23 концертмейстер оперного театра там же. в 1921—29 альтист струнного квартета Л. Амара — П. Хиндемита, в 1927—37 профессор Высшей музыкальной школы в Берлине. Творчество Х. включает оперы, балеты и симфонии, сочинений камерных жанров, произведений сложнейших форм и простые инструктивные пьесы для любителей музыки. В своём творчестве Х. утверждал высокие этические принципы, в течение всей жизни оставался верен идеям христианского гуманизма. Он был убеждённым антифашистом; композитор полагал, что музыкальное искусство помогает преодолеть отчуждение между странами и нациями. Сложной была эволюция стиля Х. В ранних произведениях заметно воздействие И. Брамса и М. Регера. После 1-й мировой войны 1914—18 он испытал влияние современного урбанизма. В середине 1930-х наметился перелом в его творчестве. Х. стремился возродить традиции И. С. Баха — Л. Бетховена — А. Брукнера, его музыка стала более уравновешенной, гармоничной, сдержанной, не утратив при этом динамичности. Вместе с тем возросло его мастерство как композитора-полифониста.
         Произведения Х. 20-х гг. не лишены эпатирующих, гротесковых черт. Таковы одноактные оперы «Убийца, надежда женщин» и «Нуш-Нуши» (пост. 1921, Штутгарт), фортепьянная сюита «1922», серия «Камерных музык» для солистов и камерного оркестра, струнные квартеты. Зрелость стиля обнаруживают вокальные циклы «Молодая служанка» на тексты Г. Тракля (1922) и «Житие Марин» на тексты Р. М. Рильке (1923), концерт для оркестра (1925) и одно из центральных произведений 20-х гг. опера «Кардильяк» (по мотивам повести Э. Т. А. Гофмана «Мадемуазель де Скюдери», пост. 1926, Дрезден; 2-я редакция 1952). Х. активно участвовал в организации фестивалей современной музыки (с 1921 — в Донауэшингене, Баден-Бадене, Зальцбурге, Берлине), а также был одним из вдохновителей движения «гебраухс-музик» (Gebrauchsmusik — «бытовая музыка»), ставившего своей целью пропаганду новой музыки в любительских кругах. В конце 20-х гг. и начале 30-х гг. Х. создал комическую оперу «Новости дня» (пост. 1929, Берлин) с элементами социальной критики и сатиры, музыку к «Поучительной пьесе» Б. Брехта (1929, Баден-Баден), музыкальную игру «Мы строим город» (1930, Берлин), «Бостонскую симфонию» (1930), ораторию «Бесконечное» на текст Г. Бенна (1931), «Филармонический концерт» (1932). Из-за политических преследований, а также запрета исполнения оперы «Художник Матис» (была поставлена в 1938, Цюрих; на материале этой оперы Х. написал одноименную симфонию) Х. эмигрировал из фашистской Германии, жил в Швейцарии, с 1939 в США, где в 1946 получил американское гражданство, вёл педагогическую работу в университетах и колледжах, выступал как дирижёр. В США были исполнены его крупные сочинения 40-х гг.: «Симфония in Es» (1940), балет с солирующим фортепиано «Четыре темперамента» (пост. 1946, Нью-Йорк), «Симфонические метаморфозы тем К. М. Вебера» (1943), симфония «Серена» (1946), реквием на текст У. Уитмена «Когда перед домом цвела этой весною сирень» (1946). С 1953 Х. жил в Швейцарии, продолжая интенсивную деятельность дирижёра, выступая на многочисленных музыкальных фестивалях в Европе и США, пропагандируя свои музыкально-теоретические и эстетические взгляды в устных выступлениях и печатных трудах. В своём учении о композиции Х. выступал как защитник тонального принципа, на котором, по его убеждению, зиждется дальнейшее развитие музыкального искусства. Он создал оперу «Гармония мира» (пост. 1957, Мюнхен) и одноименную симфонию, основанную на музыкальном материале этой оперы, «Питсбургскую симфонию» (1958), оперу «Долгая рождественская трапеза» (по пьесе Т. Уайлдера, 1961, Мангейм), кантату «Песнь к надежде» по заказу ЮНЕСКО (1953), концерт для органа и оркестра (1962) и мессу a cappella (1963). Автор книг «Руководство по композиции» (т. 1—3, 1937—70), «Мир композитора» (1952) и статей. Лауреат Баховской премии (ФРГ), премии Сибелиуса. В Швейцарии (г. Блоне) после смерти Х. учрежден «Фонд Хиндемита» — центр собирания и изучения его наследия.
         Соч. в рус. пер.: Монолог П. Хнндемита, «Советская музыка», 1962, № 3; Мир композитора. [фрагменты из книги], там же, 1963, № 4, 5; Умирающие воды, там же, 1967, № 5; Иоганн Себастьян Бах. Обязывающее наследие, там же, 1973, № 11.
         Лит.: Беляев В., Пауль Хиндемит, Л., 1927; Глебов И. [Асафьев Б. В.], Элементы стиля Хиндемита, в кн.: Новая музыка, в. 2, Л., 1927; Левая Т. Н., Леонтьева О. Т., Пауль Хиндемит, М., 1974; Strobel Н., Paul Hindemith, 3 Aufl., Mainz, 1948; Briner A., Paul Hindemith, Z. — Mainz, 1971.
         О. Т. Леонтьева.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Хиндемит" в других словарях:

  • Хиндемит — Хиндемит, Пауль Пауль Хиндемит Paul Hindemith Пауль Хиндемит в 1923 году Основная информация …   Википедия

  • Хиндемит Пауль — Хиндемит (Hindemith) Пауль (16.11.1895, Ханау, ‒ 28.12.1963, Франкфурт на Майне), немецкий композитор, музыкальный теоретик, дирижёр, скрипач и альтист. С 13 лет работал в оркестрах. Одновременно учился в консерватории Франкфурта на Майне (классы …   Большая советская энциклопедия

  • ХИНДЕМИТ (Hindemith) Пауль — (1895 1963) немецкий композитор, альтист, дирижер, музыкальный теоретик. Гастролировал как участник квартета Л. Амара (в т. ч. в России). В 20 е гг. ведущий представитель немецкого неоклассицизма. Оперы, в т. ч. Кардильяк (1926), Художник Матис… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Хиндемит, Пауль — Пауль Хиндемит Paul Hindemith Пауль Хиндемит в 1923 году …   Википедия

  • Хиндемит Пауль — Пауль Хиндемит Paul Hindemith Пауль Хиндемит в 1923 году Дата рождения 16 ноября 1895(18951116) Место рождения Х …   Википедия

  • ХИНДЕМИТ Пауль — (Hindemith, Paul) ПАУЛЬ ХИНДЕМИТ в окружении репортеров. (1895 1963), немецкий композитор и педагог, с начала Второй мировой войны живший в США. Родился 16 ноября 1895 в Ханау, учился там же в Высшей музыкальной школе у А. Мендельсона и Б.… …   Энциклопедия Кольера

  • Хиндемит П. —         (Hindemith) Пауль (16 XI 1895, Xaнау 28 XII 1963, Франкфурт на Майне) нем. композитор, дирижёр, музыкальный теоретик, исполнитель на альте и виоль д амур. Родился в семье ремесленника. Обучался игре на скрипке с 11 лет. Получив от города… …   Музыкальная энциклопедия

  • ХИНДЕМИТ Пауль — ( 16 XI 1895, Ханау 28 XII 1963, Франкфурт на Майне) Удел наш музыке людских творений И музыке миров внимать безмолвно. Сзывать умы далеких поколений Для братской трапезы духовной. Г. Гессе П. Хиндемит крупнейший немецкий композитор, один из… …   Музыкальный словарь

  • Хиндемит, Пауль — Пауль Хиндемит. ХИНДЕМИТ (Hindemith) Пауль (1895 1963), немецкий композитор, альтист, дирижёр, музыкальный теоретик. Гастролировал в странах Европы, Америки, Азии (в 1927 в СССР). Музыка Хиндемита эмоционально уравновешенна, основа стиля… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • хиндемит, пауль — (Hindemith), (1895 1963), немецкий композитор, музыкальный теоретик, дирижер, скрипач и альтист. Родился 16 ноября 1895 в Ханау близ Франкфурта на Майне. С 13 лет работал в оркестрах. Одновременно учился в консерватории Франкфурта на Майне. В… …   Энциклопедия Третьего рейха

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»