Фейербах

Фейербах
I Фейерба́х (Feuerbach)
        Ансельм (14.11. 1775, Хайнихен, близ Йены, – 29.5.1833, Франкфурт-на-Майне), немецкий криминалист, представитель классической школы уголовного права (См. Классическая школа уголовного права). Отец философа Л. Фейербаха. Выдвинул ряд прогрессивных принципов буржуазного уголовного права (например, равенство всех перед законом), разработал юридическую конструкцию вменяемости как основания уголовной ответственности. Обосновал т. н. теорию психического принуждения (психического устрашения) как цели наказания, которая нашла отражение в составленном Ф. Баварском уголовном уложении 1813.
         Соч.: Revision der Grundsätze and Grundbegriffe despositiven peinlichen Rechts, Bd 1–2, Erfurt, 1799–1800; Lehrbuch des gemeinen in Deutschland geltenden peinlichen Rechts, Gicssen, 1801.
II Фейерба́х (Feuerbach)
        Ансельм (12.9.1829, Шпейер, – 4.1.1880, Венеция), немецкий живописец. Внук А. Фейербаха, племянник Л. Фейербаха. Учился в АХ в Дюссельдорфе (1845–48), Мюнхене (1848–50), Париже (1851–54). С 1855 жил в основном в Италии (в 1857–73 в Риме, с 1876 в Венеции). Испытал влияние Г. Курбе, П. П. Рубенса, итал. мастеров 16 в. Стремясь возродить монументальное искусство в духе эпохи Возрождения (см. Неоидеализм, Неоклассицизм), создавал огромные полотна на темы античных легенд, отмеченные величавой идеальностью и вместе с тем жизненной весомостью образов, плавной ритмикой форм, декоративизмом тональной цветовой гаммы («Ифигения», 1862, Музей земли Гессен, Дармштадт; «Пир Платона», 1869, Кунстхалле, Карлсруэ).
         Лит.: Anselm Feuerbach. Gemälde und Zeichungen, Münch., 1976.
        А. Фейербах. «Медея». 1870. Новая пинакотека. Мюнхен.
        А. Фейербах. «Медея». 1870. Новая пинакотека. Мюнхен.
III Фейерба́х (Feuerbach)
        Людвиг Андреас (28.7.1804, Ландсхут, Бавария, – 13.9. 1872, Рехенберг, близ Нюрнберга), немецкий философ-материалист и атеист. Родился в семье криминалиста А. Фейербаха. Окончив местную гимназию, поступил в 1823 на теологический факультет Гейдельбергского университета. Неудовлетворённый догматической ортодоксией, переехал из Гейдельберга в Берлин, где слушал лекции Гегеля, под воздействием которых и формировались воззрения Ф. По окончании Берлинского университета Ф. в 1828 защитил в Эрлангенском университете диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме», в целом выдержанную в духе гегелевского идеализма. Однако уже в этот период проявилось расхождение Ф. с Гегелем в отношении к религии вообще, к христианской – в частности, несовместимой, по убеждению Ф., с разумом и истиной. После защиты диссертации Ф. стал приват-доцентом Эрлангенского университета, где с 1829 читал курс «гегелевской философии» и истории новой философии. В 1830 Ф. анонимно опубликовал сочинение «Мысли о смерти и бессмертии», в котором отвергал идею бессмертия души. Авторство Ф. было установлено, книга конфискована и Ф. лишён права преподавания. Но Ф. не прекратил своей научной деятельности. В трёхтомной работе по истории философии 17 в. Ф., оставаясь ещё в целом на гегельянских позициях, уделяет большее внимание философам-материалистам и атеистам и высоко оценивает их вклад в развитие научной мысли. В 1836 Ф. женился и в течение 25 лет почти безвыездно жил в деревне Брукберг, где жена его была совладелицей небольшой фарфоровой фабрики. В 1859 фабрика обанкротилась и Ф. переселился в Рехенберг, где провёл последние годы жизни в жестокой нужде.
         Ф. горячо приветствовал Революцию 1848. Однако он не принимал активного участия в политической жизни; даже будучи в 1848 депутатом франкфуртского Национального собрания, оставался политически пассивным. В последние годы жизни Ф. проявлял большой интерес к социальным и экономическим проблемам, изучал «Капитал» К. Маркса, а в 1870 вступил в социал-демократическую партию.
         Основные сочинения Ф.: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842).
         Главным делом жизни Ф. была непримиримая борьба против религии. В противовес гегелевской философии религии Ф. рассматривал философию и религию как миропонимания, взаимно исключающие друг друга. Причина живучести религиозных верований, по Ф., – не только обман, использующий невежество; реальная причина религии коренится в «природе человека» и условиях его жизни. Первоисточник религиозных иллюзий Ф. усматривал в чувстве зависимости, ограниченности, бессилия человека по отношению к неподвластным его воле стихиям и силам. Бессилие ищет выхода в порождаемых фантазией надежде и утешении – так возникают образы богов как источника осуществления человеческих упований. Бог, по Ф., будучи проекцией человеческого духа, отчуждается от последнего, объективируется, ему не только приписывают самостоятельное существование, но превращают из творения человека в его творца, в первопричину всего существующего и ставят самого человека в зависимость от вымышленного им «высшего существа». Религия, по мысли Ф., парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира, подменяет его покорным и терпеливым ожиданием грядущего сверхъестественного воздаяния. Отвергая религиозный культ, Ф. противопоставлял ему культ человека, облекаемый им в религиозную оболочку «обоготворения человека». Ф. рассматривал свой девиз «человек человеку бог» как противоядие от теистической религии.
         Критика религии у Ф. перерастала в критику философского идеализма, завершившуюся переходом Ф. в лагерь материализма (1839). Убедившись в родстве идеализма и религии, Ф. вступил в единоборство с наиболее совершенной формой идеализма – нем. классическим идеализмом и вершиной его – философией Гегеля. Основной порок идеализма, по Ф., – отождествление бытия и мышления. «... Мысленное бытие не есть действительное бытие... Образ этого бытия вне мышления – материя, субстрат реальности» (Избранные философские произведения, т. 1, М., 1955, с. 175, 176). В основе философии Ф. лежит принцип: «... Бытие – субъект, мышление – предикат» (там же, с. 128).
         В теории познания Ф. продолжал линию материалистического сенсуализма. Выдвигая на первый план опыт как первоисточник знания, Ф. подчёркивал взаимную связь чувств, созерцания и мышления в процессе познания.
         В центре учения Ф. – человек как «... единственный, универсальный и высший предмет философии» (там же, с. 202). Антропологический материализм Ф. исходит из рассмотрения человека как психофизиологического существа. Человек, по Ф., есть материальный объект и одновременно мыслящий субъект. С этой позиции Ф. отвергал вульгарный и механистический материализм. Вместе с тем антропологизм Ф. основывается на биологической (а не социальной) трактовке природы человека. Здесь – граница фейербаховского, как и всего домарксовского, материализма, не распространявшего материалистическое понимание на сферу общественной жизни. В целом антропологизм Ф. не вышел за рамки метафизического материализма. Выступая против гегелевского идеализма, Ф. отверг и его диалектику, не видя возможности иной, неидеалистической диалектики.
         Мировоззрение Ф. завершается учением о нравственности, исходящим из единства и взаимосвязи Я и Ты. Система общественных отношений подменяется у Ф. понятиями «рода» и межиндивидуального общения. Стремление к счастью, рассматриваемое как движущая сила человеческой воли, влечёт за собой сознание нравственного долга, поскольку Я не может ни быть счастливым, ни вообще существовать без Ты. Стремление к собственному счастью перерастает рамки эгоизма, оно недостижимо вне человеческого единения. Этическое учение Ф. имело прогрессивное значение благодаря его гуманистическому, демократическому и антирелигиозному характеру. Однако, лишённая историко-материалистического фундамента, этика Ф., подобно его атеизму, не приводила к сознанию необходимости преобразования обществ, бытия как реального условия достижения человеческого счастья. С этим связан и метафизический характер этической теории Ф., которая «... скроена для всех времен, для всех народов, для всех обстоятельств и именно поэтому не применима нигде и никогда» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч 2 изд., т. 21, с. 298).
         Всемирно-историческое значение философских и антирелигиозных идей Ф. ярко обнаруживается в том, что его материализм стал исходным пунктом становления философии марксизма. Более сорока лет спустя после критики Марксом в «Тезисах о Фейербахе» ограниченности фейербаховского материализма Энгельс писал: «... За нами остается неоплаченный долг чести: полное признание того влияния, которое в наш период бури и натиска оказал на нас Фейербах в большей мере, чем какой-нибудь другой философ после Гегеля» (там же, с. 371).
         Соч.: GesammelteWerke, hrsg. vonW. Schuffenhauer, Bd 1–16, В., 1967–75; в рус. пер. – Избранные философские произведения, т. 1–2, М,, 1955; История философии, т. 1–3, М., 1974.
         Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К. и Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Конспект книги Фейербаха «Лекции о сущности религии», Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; его же, Конспект книги Фейербаха «Изложение, анализ и критика философии Лейбница», там же; Иодль Ф., Людвиг Фейербах. Его жизнь и учение, пер. с нем., СПБ, 1905; Деборин А. М., Л. Фейербах, М. – Л., 1929; История философии, т. 3, М., 1943, гл. 7; Есин И. М., Материалистическая философия Л. Фейербаха, М., 1954; Ардабьев А. И., Атеизм Л. Фейербаха, М., 1963; Быховский Б. Э., Л. Фейербах, М., 1967; Элез И., Проблема бытия и мышления в философии Л. Фейербаха, M.,1971; Rawidowicz S., L. Feuerbach's Philosophic, В., 1931; Chamberlain W. В., Heaven wasn't his destination, L., 1941; Cherno М., L. Feuerbach and the intellectual background of 19th century radicalism, Stanford, 1955; Arvon H., L. Feuerbach ou la transformation du sacre, P., 1957; его же, L. Feuerbach, sa vie, son oeuvre avec un expose de sa philosophic, P., 1964; Cornu A., Marx Thesen über Feuerbach, B.,1963; Jankowski H., Etyka L. Feuerbacha, Warsz., 1963; Schuffenhauer W., Feuerbach und der junge Marx, B., 1965; Schmidt A., Emanzipatorische Sinnlichkeit. L. Feuerbachs anthropologischer Materialismus, Münch., 1973.
         Б. Э. Выховский.
        Л. Фейербах.
        Л. Фейербах.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Фейербах" в других словарях:

  • ФЕЙЕРБАХ — (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804 1872) нем. философ материалист и атеист. Слушал лекции Г.В.Ф. Гегеля в Берлинском ун те, в 1828 защитил диссертацию и стал приват доцентом Эрлангенского ун та, где с 1829 преподавал учение Гегеля и историю новой… …   Философская энциклопедия

  • Фейербах — (нем. Feuerbach)  немецкая фамилия. Известные носители: Фейербах, Пауль Йоханн Анзельм фон (1775 1833)  криминолог, представитель классической школы уголовного права. Фейербах, Анзельм Йозеф фон (1798 1851)  археолог. Фейербах …   Википедия

  • ФЕЙЕРБАХ — (Feuerbach) Людвиг (1804 72), немецкий философ материалист. Первоначально последователь Г.В.Ф. Гегеля, затем (1839) подверг критике гегелевский идеализм. В центре философии Файербаха человек, трактуемый как биологическое существо, абстрактный… …   Современная энциклопедия

  • ФЕЙЕРБАХ — (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804 1872) немецкий философ. Получил образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах. (В Берлине после курса лекций Гегеля Ф. пишет отцу: ‘За четыре года я узнал от Гегеля больше, чем за два предыдущие года’.) …   История Философии: Энциклопедия

  • ФЕЙЕРБАХ — (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804 1872) немецкий философ. Получил образование в Гейдельбергском и Берлинском университетах. В 1828 защитил диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме», выдержанную в духе гегелевского идеализма. После… …   Новейший философский словарь

  • фейербах — сущ., кол во синонимов: 1 • философ (63) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Фейербах — (Людвиг Feuerbach) замечательный немецкий философ (1804 72), сын криминалиста Ансельма Ф. Изучал богословие в Гейдельберге угегельянца Дауба, от которого и воспринял идеи Гегеля; затем слушалсамого Гегеля в Берлине. С 1828 г. читал лекции в… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Фейербах Л. — Людвиг Андреас Фейербах Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут  13 сентября 1872, Рехенберг)  выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон …   Википедия

  • Фейербах Л. А. — Людвиг Андреас Фейербах Людвиг Андреас фон Фейербах (нем. Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля 1804, Ландсхут  13 сентября 1872, Рехенберг)  выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному праву Пауля Йоханна Анзельма фон …   Википедия

  • ФЕЙЕРБАХ — (Feuerbach), Людвиг Андреас (28.VII.1804 13.IX.1872) нем. философ материалист, один из непосредственных предшественников марксизма. Род. в г. Ландсхут (Бавария) в семье криминалиста А. Фейербаха. В 1823 28 учился в Гейдельбергском и Берлинском ун …   Советская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»