Унамуно это:

Унамуно
(Unamuno)
        Мигель де (29.9.1864, Бильбао, – 31.12.1936, Саламанка), испанский писатель, философ, общественный деятель. Один из вождей «Поколения 1898 года» (см. Испания, раздел Литература). Баск по национальности. Получил филологическое образование. С 1891 профессор, с 1901 ректор Саламанкского университета. В 1924 за выступления против диктатуры Примо де Риверы сослан на Канарские острова, откуда бежал во Францию, в эмиграции до 1930. При республике У. – депутат кортесов; с 1932 академик. Выступал против республики, считая, что она не может обеспечить гражданский мир и национальное единство, однако уже в октябре 1936 решительно осудил фашистский мятеж.
         Деятельность У. многообразна. Как публицист он неизменно занимал резко критическую позицию по отношению к исп. буржуазно-помещичьему обществу («Об исконности», 1895, и др.). В 90-е гг. интересовался марксизмом; активно сотрудничал в социалистическом еженедельнике «Луча де классе». После религиозного кризиса 1897 отошёл от социализма и начал разрабатывать философскую концепцию, предвосхитившую ряд положений Персонализма и Экзистенциализма. Огромное влияние на У. оказали идеи и творчество Л. Н. Толстого, а также Б. Паскаля и позже С. Кьеркегора. Центральная проблема философии У. – духовная жизнь личности, сосредоточенная, по его мнению, на стремлении разрешить противоречия конечного и бесконечного: жажде личного бессмертия противоречит рационалистическую уверенность в конечности сущего, потребности в вере – невозможность веры для современного разума. У. вводит понятие «агонии» – особого трагического восприятия жизни, вызванного непримиримым дуализмом разума и веры («Трагическое чувство в жизни людей и народов», 1913; «Агония христианства», 1924). Творчество, любовь, дружба, материнство и т.п. представляются специфическими для человека способами преодолеть конечность существования, запечатлеть «я» в мире («Жизнь Дон Кихота и Санчо», 1905, «Абель Санчес», 1917; «Тётя Тула», 1921, и др.). У. подверг критике сциентизм («Любовь и педагогика», 1902), утверждал личный, «экзистенциальный» характер философкой истины, констатировал противоречия научного и духовного прогресса, считал возрождение личности («героическое безумие», «кихотизм») единственной возможностью выхода из тупика современного буржуазного мира. В последнем произведении – повести «Святой Мануэль Добрый, мученик» (1933) У. поставил вопрос о необходимости соотнесения личности и народа.
         После первого романа «Мир во время войны» (1897) У. переходит к экспериментальному художественному повествованию: обнажённость конструкции, параболичность, марионеточность персонажей, система авторских масок и псевдонимов характерны в особенности для романа «Туман» (1914). Позже У. возвращается к реализму, однако противопоставляет «внутреннюю реальность», реальность воображения и воли «внешней реальности» (книга «Назидательные новеллы», 1920). У. стремился лишь к передаче «внутренней реальности», однако персонажи его лучших новелл социально и психологически достоверны. Обширное поэтичесое наследие У. отличается гуманистическим богатством тем, классической ясностью, виртуозным владением исп. стихом, исповедальной искренностью («Песенник», издан посмертно). Важнейшее место в творчестве и философии У. занимала Испания – судьба её народа и культуры, любовное переживание пейзажа, традиций, памятников языка и искусства.
         Влияние У. на йен. культуру 20 в. огромно. В течение нескольких десятилетий многие его работы были запрещены католической церковью. Наследие У. способствовало освобождению исп. интеллигенции из-под власти католической ортодоксии, развитию критического, бунтарского мышления.
         Соч.: Obras completas, v. 1–14, Madrid, 1958–72; Obras selectas, 4 ed., Madrid, 1960; в рус. пер. – Две матери, М., 1927; Три повести о любви с прологом, М,, 1929; Назидательные новеллы, М. – Л., 1962; Туман, М., 1972; Стихи, «Иностранная литература», 1974, № 2.
         Лит.: Зыкова А. Б., Экзистенциализм в Испании, в сборнике: Современный экзистенциализм, М., 1966; Тертерян И. А., Испытание историей. Очерки испанской литературы XX века, М., 1973: Granjel L., Retrato de Unamuno, Madrid – Bogota, 1957; Marias J., Miguel de Unamuno, Madrid, 1960: Collado J.-A., Kierkegaard у Unamuno, Madrid, 1962: Schurr Fr., Miguel de Unamuno. Der Dichterphilosoph des tragischen Lebensgefilhis, Bern – Munch., 1962; Salcedo E., Vida de Don Miguel. Unamuno en su tiempo, en su Espana, en su Salamanca, Salamanca, 1970; Garcia Blanco M., En torno a Unamuno, Madrid, 1965: Unamuno centennial studies. [Texas], 1966; Ilie P., Unamuno: an existential view of self and society, Madison, 1967; Unamuno a los cien anos, [Salamanca], 1967; Unamuno: creator and creation, Berkeley – Los Ang., 1967.
        М. Унамуно.
        М. Унамуно.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Унамуно" в других словарях:

  • Унамуно — Унамуно, Мигель де Унамуно, Мигель де Дата рождения: 29 сентября 1864(1864 09 29) Место рождения …   Википедия

  • УНАМУНО — (Unamuno) Мигель де (1864 1936) исп. писатель, философ, ученый. У. выявляет радикальную антиномию, присущую сознанию. Сознание есть порождение рефлексии, а рефлексия предполагает ограничения. Обладать сознанием значит осознавать свою… …   Философская энциклопедия

  • Унамуно — Мигель, де (Miguel de Unamuno, 1864 1937) испанский писатель. Баск по происхождению, Унамуно родился в Бильбао, там же прошел и среднюю школу, окончил философский факультет в Мадриде. С 1891 профессор античной литературы и философии, а потом… …   Литературная энциклопедия

  • УНАМУНО —         (Unamuno) Мигель де (1864 1936) исп. философ, писатель и поэт. Окончил католич. школу, католич. ин т, затем Мадрид, ун т. В 1891 получил по конкурсу кафедру греч. языка в ун те Саламанки, с к рым (позже он становится его ректором) связана …   Энциклопедия культурологии

  • УНАМУНО — (Unamuno) Мигель де (1864 1936), испанский писатель, философ, представитель экзистенциализма. В центре религиозно философской концепции Унамуно (так называемого кихотизма) образ Дон Кихота, выступающий как душа Испании , воплощение трагического… …   Современная энциклопедия

  • УНАМУНО — (Unamuno) Мигель де (1864 1936) испанский философ, поэт, писатель, ученый, основоположник испанской ветви экзистенциализма. Программные произведения: «Жизнь Дона Кихота и Санчо Панса по Мигелю де Сервантесу, объясненная и прокомментированная… …   Новейший философский словарь

  • УНАМУНО — (Unamuno), Мигель де (29.IX.1864 31.XII.1936) исп. философ, писатель, обществ. деятель. В 1901 14, 1931 36 ректор Саламанкского ун та. Виднейший представитель Поколения 1898 ученых и писателей, ставивших (но по разному решавших) вопрос о путях… …   Советская историческая энциклопедия

  • УНАМУНО (Unamuno) Мигель — де (1864 1936) испанский писатель, философ, представитель экзистенциализма. В центре религиозно философской концепции Унамуно (т. н. кихотизма ) образ Дон Кихота, выступающий как душа Испании , воплощение трагического чувства действительности.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Унамуно Мигель — (Unamuno) Унамуно, Мигель де (Miguel de Unamuno) (1864 1936) Испанский писатель, философ, представитель экзистенциализма. 1901 1914 ректор Саламанкского университета. После установления военной диктатуры в 1924 был сослан на Канарские острова, но …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Унамуно, Мигель де — УНАМУНО (Unamuno) Мигель де (1864 1936), испанский писатель, философ, представитель экзистенциализма. В центре религиозно философской концепции Унамуно (так называемого кихотизма) образ Дон Кихота, выступающий как “душа Испании”, воплощение… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Унамуно» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»