Станиславский это:

Станиславский
I Станисла́вский (настоящая фамилия — Алексеев)
        Константин Сергеевич [5(17).1.1863, Москва, — 7.8.1938, там же], советский актер, режиссер, педагог, теоретик театра, народный артист СССР (1936). С. заложил фундамент современной науки о театре, создал школу, направление, представляющие собой новый этап в развитии сценического реализма (см. Станиславского система).
         Родители С. принадлежали к прогрессивным торгово-промышленным кругам из которых вышли близкие семье Алексеевых крупнейшие деятели культуры — П. М. Третьяков, А. А. Бахрушин, С. И. Мамонтов и др. В 1877 С. впервые выступил на домашней сцене. Вскоре образовался «Алексеевский кружок», ставивший переводные водевили, оперетты. С. сыграл здесь много ролей с пением и танцами. В 1888 основал (совместно с режиссером Ф. Федотовым, певцом и педагогом (Ф. П. Комиссаржевским) Общество искусства и литературы. Исполнил здесь роли Барона («Скупой рыцарь» Пушкина), Анания Яковлева («Горькая судьбина» Писемского), Фердинанда («Коварство и любовь» Шиллера) и др. Одаренный большим талантом, яркостью воображения, редким обаянием, сценичной внешностью, непрестанно совершенствуя мастерство, С. приобрел славу выдающегося актёра своего времени. В первых же режиссерских работах он стремился порвать с обветшалыми традициями, найти более тонкие средства для передачи художественной правды на сцене («Плоды просвещения» Л. Н. Толстого 1891; «Потонувший колокол» Гауптмана, 1898 и др.). В 1898 С. вместе с В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр (МХТ, см. Московский Художественный академический театр), в труппу которого вошли актёры Общества искусства и литературы и ученики Немировича-Данченко по Музыкально-драматическому училищу Московского филармонического общества. Первый спектакль — «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого (1898, пост. С. и А. А. Санина). Подлинное рождение МХТ и вместе с ним нового направления в мировом сценическом искусстве связано с постановкой «Чайки» Чехова (1898, режиссер С. и Немирович-Данченко). Затем были поставлены «Дядя Ваня» (1899), «Три сестры» (1901), «Вишнёвый сад» (1904) Чехова. Поняв жизненную правду и поэтичность, новаторскую сущность драматургии Чехова, С. и Немирович-Данченко нашли особую манеру её исполнения, открыли новые приёмы раскрытия духовного мира современного человека. Успех постановок определялся ансамблем всех участников спектакля, объединённых единым творческим методом и общностью понимания идеи пьесы: игра актёров, декорации, свет, звуковое оформление создавали неразрывное целое, единый художественный образ. В 1902 С. поставил пьесы М. Горького «Мещане» и «На дне» (совместно с В. И. Немировичем-Данченко), пронизанные предчувствием назревавших революционных событий. С драматургией Горького (по определению С.) связана общественно-политическая линия в репертуаре МХТ: в спектакле «Мещане» впервые вышел на сцену новый герой — рабочий, призывающий бороться за преобразование общества. Новаторскими по режиссуре были поставленные С. и Немировичем-Данченко произведения русской классики: «Горе от ума» Грибоедова (1906), «Где тонко, там и рвется» Тургенева (1912), «Село Степанчиково» по Достоевскому (1917), а также «Месяц в деревне» Тургенева (1909, постановка С. и И. М. Москвина), «Синяя птица» Метерлинка (1908, совместно с Л. А. Сулержицким и Москвиным). В период распространения различных декадентских течений С. поставил в условно-символистском плане «Драму жизни» Гамсуна и «Жизнь человека» Андреева (обе в 1907), но эти спектакли убедили его в губительном воздействии на искусство актёра нарочитой, искусственной стилизации. Актёрский талант С. проявился в разноплановых сценических образах. Пафосом борьбы с ложной моралью и эгоистическими интересами буржуазного общества был проникнут образ доктора Штокмана [«Доктор Штокман» («Враг народа») Ибсена, пост. С. и В. В. Лужского]. С подлинно горьковским романтизмом, размахом сыгран Сатин («На дне»). Лирическим обаянием, глубокой человечностью, духовной стойкостью отличались чеховские герои С.: Астров («Дядя Ваня»), Вершинин («Три сестры»). Сатирическое дарование С. проявилось в ролях Фамусова («Горе от ума» Грибоедова), Крутицкого («На всякого мудреца довольно простоты» Островского), Аргана («Мнимый больной» Мольера).
         С 1900-х гг. С. активно разрабатывал учение о творчестве актёра — актёрскую технику и метод работы над пьесой и ролью. Вместе с Л. А. Сулержицким он организовал при МХТ 1-ю Студию (1912), чтобы в работе с молодёжью проверить и утвердить свою систему.
         Победа октября революции 1917 определила новый этап деятельности С. как режиссёра, педагога и теоретика сценического искусства. Спектакли, созданные им в сов. время, отличались не только глубиной и оригинальностью режиссёрского замысла, совершенством сценического воплощения, но и социальной заострённостью: «Горячее сердце» Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1927). Важной вехой в развитии сов. театра и утверждении в нём метода социалистического реализма стал поставленный под руководством С. (режиссер И. Я. Судаков) спектакль «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова (1927). С. руководил постановкой спектаклей «Унтиловск» Леонова (1928), «Мёртвые души» по Гоголю (1932), «Таланты и поклонники» Островского (1933) и др.
         С. стремился осуществить реформу сценического искусства и в области музыкального театра. В 1918 возглавил Оперную студию Большого театра, выросшую в Оперную студию-театр, затем — в Оперный театр им. К. С. Станиславского (пост. «Евгений Онегин» Чайковского, 1922, «Царская невеста» Римского-Корсакова, 1926; впоследствии Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко). В 1935 создал Оперно-драматическую студию.
         С. никогда не прекращал поисков более совершенных путей сценического творчества. К началу 30-х гг. он стоял на пороге новых открытий, вновь приступив к студийной и экспериментальной работе.
         Деятельность С., наиболее полно и цельно воплотившего идеи сценического реализма, оказала огромное влияние на советскую режиссёрскую и актёрскую школу, способствовала возникновению различных театральных направлений. По признанию крупнейших мастеров зарубежной сцены, весь современный театр использует наследие С. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени.
         В Москве в доме, где жил К. С. Станиславский, в 1948 организован музей.
         Соч.: Собр. соч., т. 1—8, М., 1954—61.
         Лит.: Эфрос Н. Е., К. С. Станиславский, П., 1918; Гуревич Л., Девять ролей К. С. Станиславского, «Театр», 1938, №9; О Станиславском. Сб. воспоминаний. 1863—1938, М., 1948; Прокофьев В., На последних репетициях К. С. Станиславского, «Театр», 1948, № 1; его же, К. С. Станиславский о творческом процессе актера, там же, 1948, № 3; Кристи Г., Работа Станиславского в оперном театре, М., 1952; Наследие Станиславского и практика советского театра. Сб. статей, М., 1953; Крыжицкий Г., Великий реформатор сцены, М., 1962; Марков П., О Станиславском, «Театр», 1962, №1; Станиславский. Писатели, артисты, режиссёры о великом деятеле русского театра, М., 1963; Луначарский А. В., Собр. соч., т. 3, М., 1964; Полякова Е., Станиславский — актёр, М., 1972; Виноградская И., Жизнь и творчество К. С. Станиславского. Летопись в 4-х томах. 1863—1938, т. 1—3, М., 1971—1973; Строева М. Н., Режиссёрские искания Станиславского. 1898—1917, М., 1973; Сибиряков Н. Н., Мировое значение Станиславского, М., 1974.
         В. Н. Прокофьев.
        К. С. Станиславский.
        К. С. Станиславский.
II Станисла́вский (Stanislawski)
        Ян Гжегож [12(24).6.1860, с. Ольшана, ныне Черкасской области УССР, — 6.1.1907, Краков], польский живописец-пейзажист, близкий к эстетической программе «Молодой Польши» (См. Молодая Польша). Учился в Варшаве у В. Герсона, в Школе изящных искусств в Кракове (1883—85) у В. Лущкевича и в Париже (1885—88), где жил до 1895. С 1897 профессор АХ в Кракове. Часто бывал на Украине. Картины С. сочетают принципы Импрессионизма с традициями польской живописи 19 в.; они просты по мотивам, полны простора, света, воздуха, сияния чистых красок («Гумно на Украине», после 1900, «Ветряные мельницы», около 1904, обе — в Национальном музее, Краков).
         Лит.: Juszczak W., Jan Stanislawski, Warsz., 1972.
        Я. Г. Станиславский. «Тополя». 1900. Национальный музей. Краков.
        Я. Г. Станиславский. «Тополя». 1900. Национальный музей. Краков.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Станиславский" в других словарях:

  • Станиславский — Станиславский, Александр Лазаревич Александр Лазаревич Станиславский (21 марта 1939, Москва  27 января 1990, там же)  российский историк, доктор исторических наук, профессор. Содержание 1 Семья, образование, учёные степени 2 …   Википедия

  • СТАНИСЛАВСКИЙ — (настоящая фамилия Алексеев) Константин Сергеевич (1863 1938), режиссёр, актёр, педагог, теоретик театра, почётный академик РАН (1917), АН СССР (1925), народный артист СССР (1936). С 1877 на любительской сцене (Алексеевский кружок, Общество… …   Русская история

  • СТАНИСЛАВСКИЙ — (настоящая фамилия Алексеев) Константин Сергеевич (1863 1938), режиссер, актер, педагог, теоретик театра. Деятельность Станиславского оказала значительное влияние на русский и мировой театр 20 в. С 1877 на любительской сцене (Алексеевский кружок …   Современная энциклопедия

  • Станиславский — (сценический псевдоним Константина Сергеевича Алексеева) один из самых крупных и оригинальных деятелей современного русского театра. Родился в Москве, 5 января 1863 г., в известной купеческой семье Алексеевых. Мать С. была француженка, бабушка с… …   Биографический словарь

  • Станиславский — СТАНКЕВИЧ СТАНЮКОВИЧ СТАНКЕВСКИЙ СТАНИСЛАВОВ СТАНИЩЕВ СТАНКЕЕВ СТАНИСЛАВСКИЙ СТАНКОВ СТАНЧУК СТАНЬКО Белорусская, украинская или польская фамилия, распространившаяся и в России. Происходит от имени Станислав (слав. ставший славным) или его форм.… …   Русские фамилии

  • Станиславский — (сценический псевдоним Константина Сергеевича Алексеева) один из самых крупных и оригинальных деятелей современного русского театра. Род. в Москве, 5 января 1863 г., в известной купеческой семье Алексеевых. Мать С. была француженка, бабушка с… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Станиславский — Станисл авский, ого: сист ема Станисл авского …   Русский орфографический словарь

  • Станиславский К.С. - биография — Станиславский Константин Сергеевич (наст. фамилия Алексеев) (1863 1938) Станиславский К.С. Биография Русский режиссер, актер, педагог, теоретик театра, создатель системы актерского искусства, названной системой Станиславского . Родился… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Станиславский Константин Сергеевич — Станиславский (настоящая фамилия ‒ Алексеев) Константин Сергеевич [5(17).1.1863, Москва, ‒ 7.8.1938, там же], советский актер, режиссер, педагог, теоретик театра, народный артист СССР (1936). С. заложил фундамент современной науки о театре,… …   Большая советская энциклопедия

  • Станиславский (значения) — Станиславский (польск. Stanisławski)  фамилия нескольких людей: Станиславский, Александр Лазаревич (1939 1990)  российский историк Станиславский, Антон Григорьевич (1817 1870)  юрист, профессор казанского и харьковского… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Станиславский» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»