Сезанн это:

Сезанн
(Cézanne)
        Поль (19.1.1839, Эксан-Прованс, — 22.10.1906, там же), французский живописец, ведущий мастер Постимпрессионизма. Посещал рисовальную школу в Эксе (1858—62) и Академию Сюиса в Париже (1861—65). Благодаря Э. Золя (другу детства) и К. Писсарро (соученику) сблизился с Э. Мане, К. Моне, О. Ренуаром и другими будущими импрессионистами. С 1874 участвовал в нескольких их выставках; постоянно (кроме 1882) отвергался жюри Салона. В ранних работах С. сказывается влияние П. Веронезе, Я. Тинторетто, Э. Делакруа, О. Домье; однако преломление традиций их творчества часто носит утрированный характер, принимает вид безудержно экспрессивных, фантасмагорических сцен («Оргия», 1864—68, частное собрание, Париж; «Убийство», 1867—70, галерея Вильденштейна, Нью-Йорк). Наряду с этой тенденцией в произведениях С. 1860-х гг., с их тяжеловатой «вещественностью» письма, тёмными и глухими тонами колорита, ощутимо и воздействие манеры Г. Курбе («Печка в мастерской», 1865—68, частное собрание, Лондон). С 1870-х гг. складывается собственная живописная система С., достигшая принципиальной законченности к концу 1880-х гг. С. начинает работать на пленэре, и хотя его палитра высветляется, именно с этого времени обнаруживается его принципиальное расхождение с Импрессионизмом: С. интересуют не изменчивость цветов в атмосфере, не динамика окружающей среды и случайные эффекты светотени, а устойчивые закономерности цветовых соотношений, материальная насыщенность и осязаемая предметность природы («Дом повешенного в Овере», 1872—73, «Поворот дороги», оба произведения — в Музее импрессионизма, Париж). Упорно постигая натуру, подолгу разрабатывая один и тот же мотив, С. стремится к созданию «классического» искусства (огражденного в его представлении от всего преходящего и незначительного), к раскрытию величия природы, её совершенства, неподвластного изменениям в пространстве и времени, органического единства её форм. Будь то в портрете (например, Л. Гийома, 1879—82, Национальная галерея, Вашингтон), фигурной композиции («Пьеро и Арлекин», 1888, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), пейзаже («Гора Сент-Виктуар», 1900, Эрмитаж, Ленинград) или натюрморте («Натюрморт с апельсинами и яблоками», 1895—1900, Музей импрессионизма), изображаемые С. объекты как бы символизируют равновесие природных сил: они монументально статичны, кристаллически завершены, замкнуты в себе. Оперируя преимущественно градациями трёх основных цветов (зелёного, голубого и жёлтого) — то изысканно тонкими, то резко контрастными, определяя с их помощью пространственные планы, гармонично сочетая их с чёткостью рисунка, ясной определённостью композиции, С. добивается эпического звучания пейзажей с их панорамным, сферическим охватом ландшафта («Гора Сент-Виктуар в сумерки», около 1905, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Подчёркивая структуру предмета, «утяжеляя» форму чистым цветом, пользуясь обратной перспективой (т. е. разворачивая предмет к зрителю), он выявляет в натюрмортах веществ. уплотнённость, пластическое богатство предметного мира («Персики и груши», конец 1880-х гг.; см. илл.). В последние годы С. часто обращается к мотивам «Купальщиц» и «Купальщиков», стремится синтезировать в многофигурных композициях остроту пластического видения с гармонической определённостью и монументальностью образов. Вместе с тем позднее творчество С. было отмечено значительной противоречивостью, т. к. сознательно упрощая реальные объёмы (путём уподобления их простейшим геометрическим формам) и их пространственные отношения, мастер не только подчёркивал конструктивную стройность мироздания, но и тяготел к значительной отвлечённости живописных построений.
         Принципы искусства С., в целом оказавшего широкое влияние на живопись 20 в.. на творчество самых разных мастеров, нередко получали и одностороннюю интерпретацию. Представители авангардистских течений либо мертвенно гипертрофировали объёмность форм (т. н. сезаннизм), либо до предела усиливали интенсивность колорита (Фовизм), либо развивали тезис С. о геометризации природных тел и приходили в итоге к абстрактным схемам (Кубизм).
         Лит.: Воллар А., Сезанн, [пер. с франц.], Л., 1934; Яворская Н. В., Сезанн, М., 1935; Всеобщая история искусств, т. 6, кн. 1, М., 1965; Перрюшо А., Сезанн, [пер. с франц.; ст. В. Н. Прокофьева], М., [1966]; [Русакова Р.], П. Сезанн. [Альбом], М., 1970; Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников, [пер. с франц., сост., вступ. ст. и примеч. Н. В. Яворской], М., 1972; Venturi L., Cézanne. Son art, son oeuvre, v. 1—2, P., 1936; Rewald J., The ordeal of P. Cézanne, L., 1950; Badt K., Die Kunst Cézannes, Münch., 1956; Loran Е., Cézanne's composition, Berk., 1963.
         В. А. Марков.
        П. Сезанн. «Персики и груши». Конец 1880-х гг. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
        П. Сезанн. «Персики и груши». Конец 1880-х гг. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
        П. Сезанн. «Натюрморт с бутылкой из-под мятного ликёра». 1890—94. Национальная галерея. Вашингтон.
        П. Сезанн. «Натюрморт с бутылкой из-под мятного ликёра». 1890—94. Национальная галерея. Вашингтон.
        П. Сезанн. «Курильщик». 1896—1900. Эрмитаж. Ленинград.
        П. Сезанн. «Курильщик». 1896—1900. Эрмитаж. Ленинград.
        П. Сезанн (Франция). «Гора Сент-Виктуар». 1900. Фрагмент. Эрмитаж. Ленинград.
        П. Сезанн (Франция). «Гора Сент-Виктуар». 1900. Фрагмент. Эрмитаж. Ленинград.
        П. Сезанн. Автопортрет. 1879. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
        П. Сезанн. Автопортрет. 1879. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
        П. Сезанн. «Пьеро и Арлекин». 1888. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
        П. Сезанн. «Пьеро и Арлекин». 1888. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
        П. Сезанн. «Берега Марны».Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
        П. Сезанн. «Берега Марны».Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Сезанн" в других словарях:

  • Сезанн — Сезанн, Поль Сезанн, Поль Дата рождения: 19 января 1839(1839 01 19) …   Википедия

  • Сезанн — (Cezanne) Поль (1839 1906) Французский живописец, представитель постимпрессионизма, один из наиболее значительных художников последней трети XIX нач. XX в. С его именем связывают кардинальные перемены в искусстве XX в. Детство и юность будущего… …   Энциклопедия культурологии

  • Сезанн — Поль (Cezanne, Paul) 1839, Экс ан Прованс 1906, Экс ан Прованс. Французский живописец, график. Творчество Сезанна относят обычно к периоду, называемому постимпрессионизм (от лат. post после). Происходил из семьи ремесленника по изготовлению шляп …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Сезанн — (Cezanne) Поль (1839, Экс ан Прованс – 1906, там же), французский живописец, представитель постимпрессионизма. Сын банкира. Учился в колледже Бурбон в Эксе вместе с писателем Э. Золя; одновременно проходил курс рисунка при городском музее. В… …   Художественная энциклопедия

  • Сезанн — прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються …   Орфографічний словник української мови

  • СЕЗАНН (Cezanne) Поль — (19 января 1839 Экс ан Прованс 22 октября 1906, там же), французский живописец. Юность. Годы ученияУчился в коллеже в Эксе вместе с Э. Золя, с которым впоследствии долго был дружен. После завершения учебы в 1858 работал в конторе своего отца… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Сезанн, Жан Поль — Сезанн, Поль Дата рождения: 19 января 1839 Место рождения: Экс ан Прованс, Франция Дата смерти …   Википедия

  • Сезанн П. — Сезанн, Поль Дата рождения: 19 января 1839 Место рождения: Экс ан Прованс, Франция Дата смерти …   Википедия

  • Сезанн Поль — Сезанн, Поль Дата рождения: 19 января 1839 Место рождения: Экс ан Прованс, Франция Дата смерти …   Википедия

  • Сезанн Поль —         (Cezanne) (1839 1906), французский живописец. Представитель постимпрессионизма. Посещал Академию Сюиса в Париже (1861 65). Благодаря Э. Золя и К. Писсарро сблизился с Э. Мане, К. Моне, О. Ренуаром и другими будущими представителями… …   Художественная энциклопедия

Книги

  • Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников, Поль Сезанн. Поль Сезанн (1839—1906) - французский живописец, один из основоположников постимпрессионизма. В натюрмортах, пейзажах, портретах стремился выявить с помощью градаций чистого цвета, устойчивых… Подробнее  Купить за 410 руб
  • Сезанн, Фоконье Б.. Полю Сезанну пришлось ждать признания дольше всех его коллег-художников, год за годом безуспешно посылать картины на официальный Салон, выносить удары критики, отстаивая право быть собой. Сын… Подробнее  Купить за 321 руб
  • Сезанн, Фоконье Бернар. Полю Сезанну пришлось ждать признания дольше всех его коллег-художников, год за годом безуспешно посылать картины на официальный Салон, выносить удары критики, отстаивая право быть собой. Сын… Подробнее  Купить за 320 руб
Другие книги по запросу «Сезанн» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»