Салтыков это:

Салтыков
I Салтыко́в
        Алексей Александрович (р. 13.5.1934, Москва), советский кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР (1964). В 1959 окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Первые фильмы — «Ребята с нашего двора» (1959), «Друг мой, Колька!» (1961, совместно с А. Н. Миттой) и «Бей, барабан!» (1962). Затем С. обращается к судьбам людей и к жизненным ситуациям, отмеченным повышенным драматизмом и открытым проявлением социальных страстей. Крупнейшая работа — фильм «Председатель» (1965); в центре картины образ современного положительного героя, коммуниста, председателя колхоза. О русской деревне в годы фашистской оккупации и послевоенного восстановления рассказывают картины «Бабье царство» (1968) и «Возврата нет» (1974). Эти фильмы, так же как фильм «Сибирячка» (1972, о секретаре райкома партии), отличают интересно раскрытые женские характеры. В 1970 поставил фильм «Директор», в котором воссоздана подлинная биография одного из строителей советской промышленности, в 1971 — «И был вечер, и было утро...» — о революционных моряках Балтийского флота.
II Салтыко́в («Кривой»)
        Михаил Глебович (ум. до 1621), политический и государственный деятель России конца 16 — начала 17 вв., боярин с 1601. В 1600—01 участвовал в переговорах с польским посольством канцлера Л. Сапеги, в 1601—02 руководил ответным русским посольством в Польшу. Активный участник заговора против Лжедмитрия I (См. Лжедмитрий I), но после воцарения В. И. Шуйского (см. Шуйские) был удалён из Москвы, получив назначение воеводой в Ивангород, затем в Орешек. В 1609 бежал в Тушино, где стал во главе наиболее пропольской группы русских феодалов. Возглавил посольство русской знати к Сигизмунду III под Смоленск, которое заключило договор об избрании Владислава IV Ваза русским царём (февраль 1610). С осени 1610 С. — помощник польского коменданта в Москве А. Гонсевского. Добивался от патриарха Гермогена осуждения первого ополчения. В октябре 1611 руководил (вместе с князем Ю. Н. Трубецким) русским посольством в Польшу с требованием присылки новых польских войск и отпуска Владислава в Москву. В Россию после этого С. уже не вернулся. От Сигизмунда III С. получил в Смоленском воеводстве крупные земельные владения.
         Лит.: Платонов С. Ф., Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI—XVII вв., М., 1937.
III Салтыко́в
        Михаил Евграфович, Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия — Салтыков; псевдоним Н. Щедрин) [15(27).1.1826, с. Спас-Угол, ныне Калязинский район Калининской области, — 28.4 (10.5).1889, Петербург], русский писатель. Отец — из старинного дворянского рода, мать — из семьи богатого московского купца. Детские годы С. прошли в усадьбе отца, в обстановке крепостнического быта, описанного им впоследствии в «Пошехонской старине». Воспитывался в московском Дворянском институте (1836—38) и Александровском (бывшем Царскосельском) лицее (1838—44). Здесь начал писать и печатать стихи. По окончании лицея служил в канцелярии Военного министерства (1844—48). В 40-х гг. сблизился с передовым кружком петербургской молодёжи — петрашевцами (См. Петрашевцы), пережил увлечение утопическим социализмом Ш. Фурье и Сен-Симона.
         Первые повести С. «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848), исполненные острой социальной проблематики и написанные в духе «натуральной школы» (См. Натуральная школа), вызвали недовольство властей: в апреле 1848 С. был арестован, а затем выслан на службу в Вятку за «... вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу и ниспровергших власти и общественное спокойствие» (слова Николая I о повестях С. — цитата по книге: Макашин С., Салтыков-Щедрин. Биография, т. 1, 1951, с. 293). В Вятке С. был назначен старшим чиновником особых поручений при губернаторе, с 1850 — советником губернского правления. Из многочисленных служебных разъездов по Вятской и смежным губерниям С. вынес богатый запас наблюдений над крестьянской жизнью и провинциальным чиновным миром. Смерть Николая I и новый правительственный курс после поражения в Крымской войне 1853—56 принесли С. в конце 1855 свободу. Вернувшись в Петербург в обстановке наступившего общественного подъёма, он сразу же возобновляет литературную работу, прерванную почти восьмилетним «вятским пленом». В программной статье «Стихотворения Кольцова» (1856) С. декларирует требования к писателям: возвышать общественно-практическую роль литературы, заниматься «исследованием» современности, социальных вопросов и прежде всего коренных нужд народной жизни. Статья была запрещена цензурой, но заявленную в ней программу С. художественно воплощает в «Губернских очерках» (1856—57), изданных от имени «надворного советника Н. Щедрина» (псевдоним, почти заменивший в сознании современников подлинное имя автора). Русская жизнь последних лет крепостного строя отразилась в первой книге С. необычайно широко и остроконтрастно: резко отрицательно по отношению к крепостничеству, чиновной администрации; скептически — к «талантливым натурам» («лишним людям») из дворянско-помещичьей интеллигенции; с любовью и надеждой — к народному крестьянскому миру. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов высоко оценили «дух правды» этого произведения, сильного в изображении социальной среды и социальной психологии. Очерки имели огромный успех и сразу создали автору громкое писательское имя.
         Однако в это время С. ещё не решался оставить государственную службу. К тому же он полагал тогда, что само правительство, заявившее о новом либеральном курсе, способно осуществить далеко идущие прогрессивные преобразования, и хотел участвовать в них непосредственно. В 1856—58 он служит чиновником особых поручений в министерстве внутренних дел, участвует в подготовке крестьянской реформы. В 1858—62 С. — вице-губернатор в Рязани, затем в Твери. Как администратор (крепостники прозвали его «Вице-Робеспьером») С. возбудил десятки судебных преследований против помещиков-преступников, удалил со службы многих взяточников и воров. В начале 1862, вероятно, по негласному предложению властей, С. вышел «по болезни» в отставку. Жизнь и служба в провинции дали ему много материала для творчества. Вместе с тем нахождение на высоких постах губернской администрации развеяло либерально-просветительские иллюзии С., веру в возможность прогрессивного «общественного служения» на поприще государственной службы.
         В годы вице-губернаторства С. продолжал печатать (с 1860 преимущественно в «Современнике») рассказы, очерки, пьесы, сцены. Некоторые из них примыкали к «Губернским очеркам», образуя вместе с ними «крутогорский цикл», другие предназначались для начатых, но распавшихся циклов — об «умирающих» и «глуповцах». Оба цикла объединялись мыслью об исторической обречённости самодержавно-крепостнического строя. Большинство этих очерков и сцен вошло в книги «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе» (обе — 1863). Уйдя со службы, С. предпринял попытку издания своего журнала «Русская правда», задуманного для объединения «всех сил прогресса», но правительство не разрешило этого. После ареста Чернышевского и 8-месячной приостановки «Современника» С. вошёл (по приглашению Н. А. Некрасова) в редакцию этого журнала, где вёл большую писательскую и редакторскую работу. Его ежемесячные обозрения «Наша общественная жизнь» остались выдающимся памятником русской публицистики и литературной критики 60-х гг. В 1864 в ходе полемики с журналом «Русское слово» и «почвенническими» журналами братьев Достоевских «Время» и «Эпоха» С. оказался в известной изоляции внутри руководства «Современника» и вышел из его редакции (не прекращая тем не менее принципиально авторского сотрудничества) и возвратился на государственную службу. Однако традиции «Современника», традиции Чернышевского и Добролюбова С. чтил до конца своих дней.
         В 1865—68 С. возглавил Казённые палаты в Пензе, Туле, Рязани. Наблюдения, вынесенные из этой последней службы, легли в основу «Писем из провинции» и отчасти «Признаков времени» (оба — 1869) — широких художественно-публицистических картин первого десятилетия пореформенной России.
         В 1868 повелением царя С. был уволен в окончательную отставку с запрещением занимать какую-либо должность на государственной службе. Тогда же он принял приглашение Некрасова стать участником обновленного журнала «Отечественные записки», призванного заменить закрытый в 1866 «Современник». Шестнадцать лет работы С. в «Отечественных записках», ставших главной литературной трибуной русской демократии 70—80-х гг., образуют центральную главу в биографии писателя. После смерти Некрасова С. возглавил редакцию журнала.
         70—80-е гг. — время высших творческих достижений С. Он пишет «Историю одного города» (1869—70) — горькую и гневную книгу, раскрывшую национальному самосознанию «трагическую истину русской жизни», книгу, подготовленную циклами очерков о «Глупове» и «глуповцах» (1861—62) и «Помпадурами и помпадуршами» (1863—74). Затем следуют «Господа ташкентцы» (1869—72) и «Дневник провинциала в Петербурге» (1872), воссоздающие «господство хищничества» периода российского грюндерства; «Благонамеренные речи» (1872—76) и «Убежище Монрепо» (1878—79) — классические картины рождения капиталистической России, прихода Колупаевых и Разуваевых; «Господа Головлёвы» (1875—80) — одна из величайших, но и самых мрачных книг русской литературы; цикл «В среде умеренности и аккуратности» («Господа Молчалины», 1874—80), где дана глубокая трактовка в новых исторических условиях «молчалинства», как одной из социально-психологических язв русского быта.
         В 1875—76 С. лечился за границей. Впоследствии он ездил туда в 1880, 1881, 1883 и 1885. Реакционно-буржуазную Европу он изобразил в книге «За рубежом» (1880—1881). В 80-е гг. сила сугубо критического искусства С. достигла вершины в обличении политической реакции. Борьбе с ней посвящена неистовая в своём сарказме «Современная идиллия» (1877—81), «Письма к тётеньке» (1881—82), «Пошехонские рассказы» (1883—84). В 1884 правительство запретило издание «Отечественных записок». Закрытие журнала С. пережил тяжело. Он вынужден был печататься в чуждых ему по направлению органах либералов — в журнале «Вестник Европы» и газете «Русские ведомости». Несмотря на свирепую реакцию и тяжёлую болезнь, С. создал в последние годы такие шедевры, как «Сказки» (1882—86), в которых сжато отражены почти все главные темы его творчества; исполненные глубокого философского историзма «Мелочи жизни» (1886—87) и, наконец, широкое эпическое полотно крепостной России — «Пошехонскую старину» (1887—1889).
         Творчество С., проникнутое духом освободительных и социалистических идей, демократизма и открытой борьбы с самодержавно-крепостническим помещичье-буржуазным строем, имело важное значение для русского общества, способствовало воспитанию политического сознания и гражданского протеста, обогатило русскую литературу произведениями высокой художественной и публицистической ценности. Связанное преемственно-исторически с традициями передовой русской литературы (А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь, А. И. Герцен), а также с традициями великих сатириков Возрождения и Просвещения (Ф. Рабле, М. Сервантес, Дж. Свифт), творчество С. вместе с тем стало новым, глубоко оригинальным явлением искусства русского критического Реализма. Главные особенности творческого метода С. — художественное «исследование» не индивидуально-личной, но общественной сферы человека, сращённость эстетической системы писателя с прямыми суждениями и оценками, исполненными демократического протеста и открытой пропаганды новых отношений человека к миру — отношений социальной правды и справедливости. К особенностям сатирической поэтики С. принадлежат: эзоповский язык, т. е. совокупность семантических, синтаксических и других приёмов, придающих художественным элементам двузначность, когда за прямым смыслом таится второй план; искусство гротеска и интегрированные или собирательные образы как средство типизации («иванушки», «глуповцы», «пёстрые люди» и др.). Вместе с тем художник-реалист в полной мере обладал методом психологического анализа, искусством создавать правдивые образы, мир живых людей («Иудушка», «Дерунов», галерея рабов в «Пошехонской старине» и др.). К щедринским образам часто обращался в своей публицистике В. И. Ленин. Традиции С. нашли продолжение в творчестве А. П. Чехова (темы «пёстрых людей» и «мелочей жизни») и М. Горького (ранние фельетоны, «Сказки», «Жизнь Клима Самгина»). Некоторые произведения С. инсценированы для театра и поставлены в кино (фильм «Иудушка Головлёв», 1934).
         В г. Кирове открыт мемориальный музей (1968) в доме, где писатель жил в годы вятской ссылки.
         Соч.: Полное собр. соч. и писем, т. 1—20, М. — Л., 1933—41; Собр. соч. и писем в 20 тт., т. 1—17—, М., 1965—75 (издание продолжается).
         Лит.: Денисюк Н., Критическая литература о произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина, в. 1—5, М., 1905; М. Е. Салтыков-Щедрин в русской критике. [Вступ. ст. и прим. М. С. Горячкиной], М., 1959; М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. [Предисл. и коммент. С. А. Макашина], М., 1957; Эльсберг Я. Е., Стиль Щедрина, М,, 1940; Макашин С. А., Салтыков-Щедрин. Биография, т. 1, 2 изд., М., 1951; его же, Салтыков-Щедрин на рубеже 1850—1860 годов, М., 1972; Кирпотин В. Я., Философские и эстетические взгляды Салтыкова-Щедрина, М., 1957; Покусаев Е. И., Революционная сатира Салтыкова-Щедрина, М., 1963; Яковлев Н. В., «Пошехонская старина» М. Е. Салтыкова-Щедрина, М., 1958; Жук А., Сатирический роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия», Саратов, 1958; Бушмин А. С., Сатира Салтыкова-Щедрина, М. — Л., 1959; его же, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л., 1970; Прозоров В., О художественном мышлении писателя-сатирика, Саратов, 1965; Турков А., Салтыков-Щедрин, 2 изд., М., 1965; Мысляков В., Искусство сатирического повествования, Саратов, 1966; Николаев Д. Н., «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, в кн.: Три шедевра русской классики, М., 1971; Добровольский Л. М., Лавров В. М., М. Е. Салтыков-Щедрин в печати, Л., 1949; Добровольский Л. М., Библиография литературы о М. Е. Салтыкове-Щедрине. 1848—1917, М. — Л., 1961; Библиография литературы о М. Е. Салтыкове-Щедрине. 1918—1965. Сост. В. Н. Баскаков, М. — Л., 1966.
         С. А. Макашин.
        М. Е. Салтыков.
        М. Е. Салтыков.
        «Сказки для детей изрядного возраста». Литографированное нелегальное издание 1884.
        «Сказки для детей изрядного возраста». Литографированное нелегальное издание 1884.
        Органчик («История одного города»). Илл. Кукрыниксов. 1937.
        Органчик («История одного города»). Илл. Кукрыниксов. 1937.
IV Салтыко́в
        Николай Иванович [31.10 (11.11).1736 — 16(28).5.1816, Петербург], русский генерал-фельдмаршал (1796), граф (1790), князь (1814). С 1748 служил в гвардии, участвовал в Семилетней войне 1756—63, с 1758 обер-квартирмейстер действующей армии. В 1763—68 командовал отрядом в Польше, в 1769—70 участвовал в русско-турецкой войне 1768—74. Будучи опытным, хладнокровным и ловким царедворцем, С. в 1773 был назначен попечителем наследника престола Павла вместо Н. И. Панина (см. Панины) и одновременно вице-президентом Военной коллегии; с 1783 был воспитателем великих князей Александра и Константина Павловичей. С 1788 исполняющий обязанности президента, а в 1796—1802 президент Военной коллегии. С марта 1812 по май 1816 председатель Государственного совета и председатель Кабинета министров.
V Салтыко́в
        Петр Семенович [1698 — 26.12.1772 (6.1.1773), Марфино, ныне Мытищинского района Московской области], русский полководец, генерал-фельдмаршал (1759), граф (1733). Сын генерала С. А. Салтыкова, родственника императрицы Анны Ивановны по матери. В 1714 поступил солдатом в гвардию и был отправлен для обучения морскому делу во Францию, где пробыл до начала 30-х гг. В 1734 участвовал в походе в Польшу против Станислава Лещинского (См. Лещинский). В 1740 генерал-адъютант. Участвовал в русско-шведской войне 1741—43, затем командовал украинской ландмилицией. Во время Семилетней войны 1756—63 был главнокомандующим русской армией в 1759—60 и 1762 и одержал блестящие победы над прусской армией при Пальциге и в Кунерсдорфском сражении 1759 (См. Кунерсдорфское сражение 1759). Смещен с должности главнокомандующего в 1760 из-за разногласий с австрийским командованием и Высшим военным советом в Петербурге. В 1764—71 главноначальствующий и генерал-губернатор Москвы. Был обвинён в нераспорядительности во время чумной эпидемии в Москве в 1770—71 и уволен в отставку.
VI Салтыко́в
        Федор Степанович [ум. 2(13).8.1715], русский государственный деятель. В 1697—1700 обучался морскому делу в Голландии и Англии. По возвращении руководил строительством военных судов. В 1711 послан за границу для покупки кораблей. Из Англии С. направил Петру I (в 1713 и 1714) 2 записки с проектами разносторонних реформ: развития в кратчайшие сроки образования (в том числе женского), книгопечатания, библиотек, строительства мануфактур и расширения торговли, поиска северного морского пути в Индию и Китай, освоения Средней Азии и Сибири и др. («Пропозиции» 1891).
         Лит.: Павлов-Сильванский Н., Проекты реформ в записках современников Петра Великого, СПБ, 1897.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Салтыков" в других словарях:

  • САЛТЫКОВ — Петр Семенович (1698 1772/73), полководец, генерал фельдмаршал (1759), граф (1733). В Семилетнюю войну 1756 63 главнокомандующий российской армией (1759 60 и с 1762), одержал победы при Пальциге и в Кунерсдорфском сражении (1759). В 1764 71… …   Современная энциклопедия

  • Салтыков — САЛТЫРЕВ САЛТЫЧЕВ САЛТЫЧКОВ По мнению известного этимолога профессора Фасмера, от татарского слова салтык хромой. (Ф) Салтык лад, склад, образец. Очень приятная фамилия, ак и Салтырев, Салтычев, Салтчов. (Э)Фамилия Салтыковых происходит от… …   Русские фамилии

  • Салтыков — Салтыков, Фёдор Степанович …   Морской биографический словарь

  • Салтыков — Род Салтыковых на Викискладе? Салтыков  …   Википедия

  • Салтыков — • Салтыков (Салтыков Щедрин) Михаил Евграфович (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Н. Щедрин; 1826, с. Спас Угол Калязинского у. Тверской губ. – 1889, Санкт Петербург), русский прозаик, публицист, критик. «Решительное влечение к литературе»… …   Литературная энциклопедия

  • САЛТЫКОВ — 1. САЛТЫКОВ Алексей Александрович (1934 94), кинорежиссер, народный артист РСФСР (1980). Фильмы: Друг мой, Колька! (с А. Н. Миттой, 1961), Бей, барабан! (1962), Председатель (1964), Бабье царство (1968), Директор (1970), Возврата нет (1974),… …   Русская история

  • САЛТЫКОВ — 1 . ( Кривой ), Михаил Глебович (ум. до 1621) политич. и гос. деятель России кон. 16 нач. 17 вв., боярин с 1601. Участник Земского собора, выбравшего царем Бориса Годунова (1598). В 1600 01 участвовал в переговорах с польским посольством канцлера …   Советская историческая энциклопедия

  • САЛТЫКОВ — (Михаил Евграфович С. (Салтыков Щедрин) (1826 1889) рус. писатель) Для подхода / для такого / мало, / што ли, / жизнь дрянна? / Для такого / Салтыкова / Салтыкова Щедрина? Ирон. М929 (361); Темнеет жесткий и прямой Литейный, Еще не опозоренный… …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Салтыков — …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Салтыков — Петр Семенович (1696 1772/73), рус. ген. фельдм. (1759), граф. Команд. армией (1759 60) в Семилетней войне, одержал победу в битве при Кунерсдорфе (1759). Ген. губернатор Москвы (1764 71) …   Словарь полководцев

Книги

Другие книги по запросу «Салтыков» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»