Роден

Роден
(Rodin)
        Рене Франсуа Огюст (12.11.1840, Париж, — 17.11.1917, Мёдон, близ Парижа), французский скульптор. Сын мелкого чиновника. Учился в Париже в Школе рисования и математики (в 1854—57) и у А. Л. Бари в Музее естественной истории (1864). В 1864—71 работал в мастерской А. Карье-Беллёза. Выполнял модели мелкой декоративной пластики (в том числе для фарфора Севрской национальной мануфактуры). В 1871—77 оформил монументально-декоративной скульптурой ряд зданий Брюсселя. В 1875 посетил Италию, где увлекся искусством Микеланджело, Донателло и Л. Гиберти. С 1877 изучал памятники французской готики. Зрелым мастерством отмечены уже ранние работы Р. (например, голова «Человека со сломанным носом», 1864). Статуе «Бронзовый век» (1877), олицетворяющей пробуждение человечества, его смятение перед грядущим, и проникнутой пафосом пророчества статуе «Проповедующий Иоанн-Креститель» (1879) в полной мере присущи характерные для Р. в дальнейшем смелость образных и пластических исканий, философская глубина замысла, острая жизненность в передаче сложного движения и энергичная моделировка объёмов. В 1884—88 Р. создал для г. Кале группу «Граждане Кале» (бронза, установлена в 1895), изображающую жителей Кале, которые жертвуют собой ради спасения родного города (во время его осады английским королём в середине 14в.). Драматическое звучание всей сцены в целом, её противоречивая эмоциональная атмосфера, ощущение духовной напряжённости героев, лаконичная и в то же время глубокая характеристика каждого из них рождаются благодаря беспокойному дробному ритму композиции, резким контрастам статичных фигур и фигур, полных динамики, противопоставлению весомости масс экспрессии поз и жестов. С 1880 и до конца жизни Р. работал над большой горельефной композицией «Врата ада», навеянной «Божественной комедией» Данте, мотивами античной мифологии, библейских легенд, поэзии Ф. Вийона и современной Р. поэзии и символически воплощавшей мир человеческих страстей.
         Отдельные темы этой композиции Р. разрабатывал в виде самостоятельных произведений; таковы остро гротескная фигура «Та, которая была прекрасной Ольмьер» (1885), пронизанная тонкой поэзией группа «Поцелуй» (1886), исполненная внутренней мощи и духовного величия статуя «Мыслитель» (1888). С середины 1880-х гг. в творчестве Р. всё более нарастает тяготение к усложнённым символическим образам, к выявлению полярных, крайних человеческих эмоций — от ясной гармонии с миром, от мягкого лиризма до полного отчаяния и мрачной сосредоточенности. Постепенно меняется и манера Р.: его произведения приобретают нарочито эскизный, как бы незаконченный характер, всё контрастнее становится игра света и тени, а моделировка форм, иногда текучих,— подчёркнуто живописной. Это позволяет Р., одному из основоположников Импрессионизма в скульптуре, передать впечатление медленного, порой мучительного рождения форм из стихийной, аморфной материи силой «духовного порыва». В отличие от импрессионистов-живописцев Р. всегда склонялся к такому «метафизическому» пониманию художественного творчества, к вневременным, общечеловеческим сюжетам; вместе с тем он всегда сохранял известную определённость форм и придавал особенное значение их фактурной осязаемости как важному средству заострения образа. Всё же утрата чувства монументальности отличает такие работы Р., как памятники В. Гюго (мрамор, 1886—1900) и О. Бальзаку (бронза, 1893—97; установлен в 1939) в Париже, проект «Башни труда» (гипсовая модель, 1899). В то же время Р. продолжал создавать портретные бюсты, отличающиеся остротой и цельностью передачи характера человека, его внутреннего мира (бюсты: Ж. Далу, 1883, А. Рошфора, 1897). Особую художественную ценность представляют динамичные и лёгкие по исполнению рисунки и офорты Р. Варианты всех названных скульптурных произведений Р. (в гипсе, бронзе, мраморе) находятся в Музее Р. в Париже, а также во многих других музеях мира.
         Творчество Р. составило эпоху в истории скульптуры; сохраняя верность романтической традиции, безусловно принадлежа реализму (особенно психологически проникновенными портретами), соотносясь с импрессионизмом и символизмом, оно дало импульсы творческим исканиям различных по направленности мастеров скульптуры 20 в., учеников Р. Среди них: А. Бурдель, А. Майель, Ш. Деспьо, А. С. Голубкина.
         Лит.: Терновец Б., Роден, Л., 1936; Роден. Сб. ст. о творчестве, пер. с нем. и франц., М., 1960; Вейс Д., Огюст Роден, М., 1969; Goldscheider С., Rodin, v. [1—2], P., [1964].
        О. Роден.
        О. Роден.
        О. Роден. «Мыслитель». 1880—1900. Бронза. Музей О. Родена, Париж.
        О. Роден. «Мыслитель». 1880—1900. Бронза. Музей О. Родена, Париж.
        О. Роден. «Уголино». 1882. Бронза. Музей О. Родена, Париж.
        О. Роден. «Уголино». 1882. Бронза. Музей О. Родена, Париж.
        О. Роден. «Вечная весна». 1897. Мрамор. Эрмитаж. Ленинград.
        О. Роден. «Вечная весна». 1897. Мрамор. Эрмитаж. Ленинград.
        О. Роден. Этюд для группы «Граждане Кале». 1884. Бронза. Музей О. Родена, Париж.
        О. Роден. Этюд для группы «Граждане Кале». 1884. Бронза. Музей О. Родена, Париж.
        О. Роден. Портрет П. Ж. Эймара. 1863. Бронза. Музей О. Родена, Париж.
        О. Роден. Портрет П. Ж. Эймара. 1863. Бронза. Музей О. Родена, Париж.
        О. Роден. Статуя О. де Бальзака. 1897. Гипс. Музей О. Родена, Париж.
        О. Роден. Статуя О. де Бальзака. 1897. Гипс. Музей О. Родена, Париж.
        О. Роден. «Три тени» (из композиции «Врата ада»). Бронза. Музей О. Родена, Париж.
        О. Роден. «Три тени» (из композиции «Врата ада»). Бронза. Музей О. Родена, Париж.
        О. Роден. «Бронзовый век». 1876. Бронза. Музей О. Родена, Париж.
        О. Роден. «Бронзовый век». 1876. Бронза. Музей О. Родена, Париж.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Роден" в других словарях:

  • Роден — Роден, Карел Карел Роден Karel Roden Карел Роден на 43 м Кинофестевале в Карловых Варах, 2008 год. Дата рождения …   Википедия

  • Роден — Роден, Огюст (1870 1917) знаменитый французский скульптор. Творчество Родена, по его собственному признанию, колебалось между гармонией античной скульптуры со спокойным совершенством ее форм и суровым величием Микель Анджело, исполненным… …   1000 биографий

  • Роден — Рене Франсуа Огюст (Rodin Auguste) 1840, Париж 1917, Медон, близ Парижа. Французский скульптор, график. Происходил из простой малообеспеченной семьи, далекой от искусства. Художественные способности проявились в раннем детстве: Сколько себя помню …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Роден — (rodin) Огюст (1840, Париж – 1917, Медон, Франция), французский скульптор. Работал в 1857 58 гг. каменотёсом у А. Каррье Беллеза, затем начал заниматься скульптурой. Первое значительное произведение Родена «Человек со сломанным носом» (1864),… …   Художественная энциклопедия

  • РОДЕН — (Рене Франсуа Огюст Р. (1840 1917) франц. скульптор) Он плотен, он шатен, Он смертен, и, однако, Таким, как он, Роден Изобразил Бальзака. (о Т. Табидзе) П936 (II,20) …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Роден Рене Франсуа Огюст —         (Rodin) (1840 1917), французский скульптор. Учился в Париже в Школе декоративных искусств. Пользовался советами Ж. Б. Карло и А. Л. Бари. Испытал влияние Донателло, Микеланджело, готической скульптуры. Посетил Бельгию (1871 77), Италию… …   Художественная энциклопедия

  • Роден Рене Франсуа Огюст — Роден (Rodin) Рене Франсуа Огюст (12.11.1840, Париж, ‒ 17.11.1917, Мёдон, близ Парижа), французский скульптор. Сын мелкого чиновника. Учился в Париже в Школе рисования и математики (в 1854‒57) и у А. Л. Бари в Музее естественной истории (1864). В …   Большая советская энциклопедия

  • Роден Огюст — (Rodin) Роден (Rodin) Рене Франсуа Огюст (1840 1917) Французский скульптор. Учился в Париже в Школе декоративных искусств. Афоризмы, цитаты • Когда я смотрю на два обнявшиеся тела, мне интересны не мужчина и женщина сами по себе, а та новая,… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • РОДЕН (Rodin) Огюст — (1840 1917) французский скульптор. Смелость реалистических исканий, жизненность образов, энергичную живописную лепку, текучесть формы (роднящие творчество Родена с импрессионизмом) сочетал с драматизмом замысла, стремлением к философским… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Роден, Огюст — Запрос «Роден» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Франсуа Огюст Рене Роден François Auguste René Rodin …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»