Рёрих это:

Рёрих
I
        Рерих Николай Константинович [27.9(9.10).1874, Петербург, — 13.12.1947, Нагар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия], русский живописец, археолог, путешественник, общественный деятель. Учился в Петербурге в АХ (1893—97) у А. И. Куинджи и одновременно на юридическом факультете в университете (окончил в 1898), прослушал курс историко-филологического факультета. Совершенствовался в живописи в студии Ф. Кормона в Париже (1900—01). Секретарь общества поощрения художеств (с 1901) и директор Рисовальной школы при нём (1906—18). Действительный член петербургской АХ (с 1909). Член объединения «Мир искусства» (председатель в 1910—19). С конца 1890-х гг. характер творчества Р. во многом определяли его занятия археологией и интерес к языческой славянской и скандинавской старине. Истоки художественного метода Р. — постижение истории в неразрывной связи с вечной природой — ощутимы уже в его ранней работе «Гонец» («Восста род на род»; 1897, Третьяковская галерея), открывающей цикл «Начало Руси. Славяне». В дальнейшем сюжетная конкретность ранних произведений («Заморские гости», 1901; «Город строят», 1902; оба в Третьяковской галерее) сменяется стремлением Р. осмыслить прошлое в его символическом созвучии с современностью, представить основные вехи в истории человечества как цепь многократных мировых катаклизмов, как эпизоды некой единой «космической» эволюции («Небесный бой», см. илл.; «Знамение», 1915, Одесский художественный музей). Зрелой (с середины 1910-х гг.) манере Р., впитавшей влияние позднего Куинджи (преобладание пейзажных мотивов, световые эффекты), воздействие «Модерна» (плоскостная орнаментальность, декоративная стилизация), а также византийского и древнерусского искусства (застылость форм, иератичность стаффажных фигур), присущи усиление черт Символизма, напряжённая эмоциональность образов, лапидарность выразительных средств — чёткость, контурность рисунка, контрастность локальных ярких тонов (с 1906 Р. писал темперой; с 20-х гг. — преимущественно синтетическими красками). К 1910-м гг. также относятся работы Р. в области театрально-декорационной живописи (оформление балета «Весна священная» И. Ф. Стравинского, 1913, оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина, 1914, — в Русских сезонах (См. Русские сезоны) С. П. Дягилева) и монументального искусства (эскизы для церковных росписей и мозаик, например в церкви святого Духа в Талашкине (См. Талашкино), 1914, а также для майоликовых фризов и живописных панно в частных особняках).
         С 1918 Р. жил за рубежом (в начале 20-х гг. в основном — в США; с 1923 с перерывами, а с 1936 постоянно — в Индии). Совершил 2 большие экспедиции (1924—28 и 1934—35) по Центральной и Восточной Азии. Особенно ценна по собранным археологическим и этнографическим материалам была 1-я экспедиция (совместно с женой Е. И. Рёрих и сыном Ю. Н. Рёрихом), дважды пересекшая Центральную Азию из Индии в Сибирь (через Сикким, Кашмир, Гималаи, Каракорум, Таримскую впадину, Джунгарию к озерам Зайсан и Омску) и из Монголии в Индию (через Цайдам, Тибет и Гималаи). Во время пребывания в СССР (1926) посетил Москву, а также Алтай. Центром изучения археологических и этнографических материалов в 1929—42 являлся институт гималайских исследований («Урусвати»), основанный Р. в Нагаре совместно с сыном Ю. Н. Рёрихом. Для живописи Р. 20—40-х гг. (монгольская, тибетская, гималайская серии горных пейзажей, символические композиции) характерны эпическое звучание, величественность и романтическая приподнятость образов, впечатляющая острота и вместе с тем ясность форм, особое богатство цветовых эффектов («Гуга Чохан», 1931, Третьяковская галерея; «Знаки Гэсера», 1940, «Гималаи. Нанда-Деви», 1941, «Тибет. Монастырь», 1942, «Помни», 1945, все 4 произведения — в Русском музее). Некоторым работам Р. этого периода присущ усложнённый, нередко претенциозный аллегоризм замысла (что обязано своеобразному мировоззрению Р. с его близостью к буддийской философии, его утопическим надеждам на глобально-мессианскую роль искусства).
         С 20-х гг. Р. вёл обширную просветительскую деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры (на основе выдвинутого им так называемого Пакта Р. в 1954 в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, ратифицированный многими странами, в том числе и СССР). Известны патриотические выступления Р. во время Великой Отечественной войны 1941—45. Значителен вклад Р. в культурное сближение советского и индийского народов. Болезнь не дала Р. возможности вернуться на Родину. Более 400 произведений, исполненных им в Индии, было передано в музеи СССР.
        
         Соч.: Письмена, М., 1974; Из литературного наследия, М., 1974; Алтай — Гималаи, М., 1974.
        
         Лит.: Рерих, П., 1916; Князева В. П., Н. К. Рерих, 1874—1947, Л. — М., 1963; её же, Н. Рерих, М., 1968; Беликов П., Князева В., Рерих, М., 1972; Полякова Е., Н. Рерих, [М.], 1973.
         В. А. Марков.
        Н. К. Рёрих. «Небесный бой». Темпера. 1912. Русский музей. Ленинград.
        Н. К. Рёрих. «Небесный бой». Темпера. 1912. Русский музей. Ленинград.
        Н. К. Рёрих. «Помни!». 1945. Русский музей. Ленинград.
        Н. К. Рёрих. «Помни!». 1945. Русский музей. Ленинград.
        Н. К. Рёрих. «Заморские гости». 1901. Третьяковская галерея. Москва.
        Н. К. Рёрих. «Заморские гости». 1901. Третьяковская галерея. Москва.
II
        Рерих Святослав Николаевич [р. 23.10(5.11.)1904, Петербург], живописец, русский по национальности. Работает в Индии. Сын Н. К. Рёриха. Учился архитектуре: с 1919 в Королевской академии искусств в Лондоне, затем в Колумбийском и Гарвардском университетах в США. В 1923 впервые посетил Индию, с 1936 живёт там постоянно (Бенгалуру, штат Майсур). Продолжая традиции позднего творчества отца, пишет портреты, символические и жанровые композиции и особенно много — пейзажи («Гималаи. Закат солнца», портрет отца, оба произведения — 1937, Третьяковская галерея; «Вечная жизнь», 1954; «Утёсы», 1969; «Мой дом», 1971; «Моя страна прекрасна», 1974, все произведения — собственность автора). Посетил СССР в 1960 и в 1974—75 (в связи с юбилейной выставкой отца).
        
         Лит.: Святослав Рерих. [Каталог выставки], М., 1974.
III
        Рерих Юрий Николаевич [3(16).8.1902, Окуловка, ныне Новгородской области, — 21.5.1960, Москва], советский учёный-востоковед, доктор филологических наук (1957), профессор. Сын Н. К. Рёриха. Получил разностороннюю филологическую подготовку в крупнейших востоковедческих центрах мира. В 1923— 1957 жил и работал в Индии. В 1930—42 директор института гималайских исследований в Нагаре. Вместе с отцом участвовал в научных экспедициях в Китае (Тибет, Синьцзян), МНР и др. После приезда в 1957 в СССР заведовал сектором истории религии и философии института народов Азии АН СССР. Основные труды по истории Тибета и тибето-монгольских отношений, этнографии, материальной культуре народов Центральной Азии, тибетской историографии и языкознанию, иконографии, эпосу о Гэсэр-хане «Гэсэриаде» (См. Гэсэриада), буддийской философии и религии. Перевёл крупнейшее тибетское историческое сочинение 15 в. «Синий тэптхэр» (ч. 1—2, 1949—53). Член Королевского азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, американского археологического и этнографического обществ и др.
        
         Лит.: Ю. Н. Рерих, «Народы Азии и Африки», 1962, № 4 (лит.).
         В. А. Богословский.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Рёрих" в других словарях:

  • Рёрих — Паспорт Н. К. Рериха Паспорт Е. И. Рерих Рерих …   Википедия

  • Рёрих Николай Константинович — Рерих (1874 1947), живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель. Член «Мира искусства». С 20 х гг. жил за рубежом. Композиции, навеянные историей Древней Руси («Гонец», 1897), индийской и тибетской природой и мифологией… …   Энциклопедический словарь

  • Рёрих Николай Константинович — Рёрих, Рерих Николай Константинович [27.9(9.10).1874, Петербург, ‒ 13.12.1947, Нагар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия], русский живописец, археолог, путешественник, общественный деятель. Учился в Петербурге в АХ (1893‒97) у А. И. Куинджи и… …   Большая советская энциклопедия

  • Рёрих (Рерих) Николай Константинович — (1874—1947), живописец и театральный художник, археолог, путешественник, писатель. Член «Мира искусства». С 20 х гг. жил за рубежом. Композиции, навеянные историей Древней Руси («Гонец», 1897), индийской и тибетской природой и мифологией… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Рёрих Николай Константинович — (Рерих) (1874—1947), живописец, писатель, учёный, археолог, мыслитель, общественный деятель. Учился в АХ (1893—97), академик с 1909. Член объединения «Мир искусства», секретарь ОПХ (1901—06). Директор Рисовальной школы ОПХ… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Рёрих Елена Ивановна — Рерих (1879 1955), религиозный философ. Жена Н. К. Рёриха, участвовала в его Трансгималайской и Центрально Азиатской экспедициях. С 1924 в Индии, разработала «агни йогу», или учение «живой этики», на основе индийской духовной традиции. * * *… …   Энциклопедический словарь

  • Рёрих Святослав Николаевич — Рерих (1904 1993), живописец, почётный член АХ СССР (1978). Сын Н. К. Рёриха. Жил в Индии. Писал портреты, пейзажи («Гималаи. Закат солнца», 1937), символической композиции, стилистически близкие поздним произведениям отца. * * * РЕРИХ Святослав… …   Энциклопедический словарь

  • Рёрих Юрий Николаевич — Рерих (1902 1960), востоковед. Сын Н. К. Рёриха. Свыше 30 лет прожил в Индии. В 1957 возвратился в СССР. Труды по тибетологии, буддистской философии и религии. * * * РЕРИХ Юрий Николаевич РЕРИХ Юрий Николаевич (1902 60), российский востоковед.… …   Энциклопедический словарь

  • Рёрих Николай Константинович —       (1874 1947), живописец, писатель, учёный, археолог, мыслитель, общественный деятель. Учился в АХ (1893 97), академик с 1909. Член объединения «Мир искусства», секретарь ОПХ (1901 06). Директор Рисовальной школы ОПХ (1906 18). Пейзажист,… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Рёрих Святослав Николаевич — Рёрих, Рерих Святослав Николаевич [р. 23.10(5.11.)1904, Петербург], живописец, русский по национальности. Работает в Индии. Сын Н. К. Рёриха. Учился архитектуре: с 1919 в Королевской академии искусств в Лондоне, затем в Колумбийском и Гарвардском …   Большая советская энциклопедия

Книги

  • Рерих, Елена Ивановна, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Ел?на Ив?новна Р?рих (урождённая Шапошникова) (31 января… Подробнее  Купить за 1764 руб
  • Крила кольору хмар, Дара Корній. День і ніч, світло і темрява, життя і смерть… Мабуть, світ взагалі існує завдяки тонкій рівновазі між двома боками – темним і світлим. Та в зламні моменти цей балансможе порушитися, і тоді… Подробнее  Купить за 96 руб электронная книга
  • Крила кольору хмар, Дара Корній, Тала Владмирова. День і ніч, світло і темрява, життя і смерть… Мабуть, світ взагалі існує завдяки тонкій рівновазі між двома боками – темним і світлим. Та в зламні моменти цей балансможе порушитися, і тоді… Подробнее  Купить за электронная книга


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»