Ренуар это:

Ренуар
I Ренуа́р (Renoir)
        Жан (р. 15.9.1894, Париж), французский кинорежиссёр. Сын художника П. О. Ренуара. С 1924 работает в кино. Первые фильмы: «Дочь вод» (1924), «Нана» (1926, по Э. Золя), «Маленькая продавщица спичек» (1928, по Х. К. Андерсену). Звуковые фильмы Р. — «Сука» (1931), «Будю, спасённый из воды» (1931), «Тони» (1934), «Преступление господина Ланжа» (1935) и др. отражали подъём солидарности трудящихся, давали реалистическую картину жизни французского общества. Р. примыкал к движению Народного фронта (1935—38), руководил постановкой короткометражного фильма «Жизнь принадлежит нам» (1936), сделанного по заказу французской компартии. Идеи Народного фронта нашли отражение в лучшем фильме Р. «Великая иллюзия» (1937), действие которого происходит во время 1-й мировой войны 1914—18. Поставил «Марсельезу» (1938), где воспроизведён эпизод Великой французской революции, «На дне» (1936, по М. Горькому), «Человек-зверь» (1938, по Золя), запрещенную в начале 2-й мировой войны 1939—45 комедию «Правила игры» (1939). После капитуляции Франции жил в США. В 1952 вернулся на родину. Фильмы 50-х гг. отличаются театральной зрелищностью, обращением к историческому прошлому («Золотая карета», 1952, по пьесе «Карета святых даров» Мериме, «Французский канкан», 1956, «Завтрак на траве», 1959, «Завещание доктора Корделье», 1960, и др.). Творчество Р. 30-х гг. оказало известное влияние на итальянский Неореализм. В фильмах Р. участвовали его брат — Пьер Р. (актёр) и племянник — Клод Р. (оператор).
         Лит.: Лепроон П., Современные французские кинорежиссёры, пер. с франц., М., 1960; Жан Ренуар. Статьи. Интервью. Воспоминания. Сценарий, [пер. с франц.], Сборник, М., 1972.
         В. И. Божович.
II Ренуа́р (Renoir)
        Пьер Огюст (25.2.1841, Лимож, — 17.12.1919, Кань-сюр-Мер, близ Ниццы), французский живописец, график и скульптор, один из основателей Импрессионизма. С 1845 жил в Париже. С 1854 расписывал изделия из фарфора, шторы и веера. В 1862—64 учился в Школе изящных искусств и в мастерской Ш. Глейра, где сблизился с К. Моне, А. Сислеем (См. Сислей) и Ф. Базилем. В ранних работах Р. с их плотным письмом и чёткой очерченностью форм заметно влияние Г. Курбе и Э. Мане (портрет четы Сислей, 1868, Музей Вальраф-Рихарц, Кельн). На рубеже 1860—70-х гг. Р. переходит к живописи на пленэре, естественно и органично включая человеческую фигуру в изменчивую свето-воздушную среду («Купание на Сене», 1869, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Его палитра светлеет, письмо становится прозрачным, мазок — вибрирующим, колорит насыщается тонкими рефлексами, смягчёнными контрастами тёплых по тону теней и богатых серебристо-жемчужными оттенками освещенных зон («Ложа», 1874, Институт Курто, Лондон). В отличие от большинства импрессионистов, Р. (как и Э. Дега) интересует прежде всего индивидуальность человека — в его единстве с природой, в живом общении с другими людьми, в случайных жизненных ситуациях. Он фиксирует тончайшие нюансы настроения модели (портрет В. Шоке, 1876, частное собрание, США), выявляет эмоциональность артистической натуры (этюд к портрету актрисы Ж. Самари, 1877, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва) и непосредственность юного характера («Мадмуазель Гримпель с голубой лентой», 1880, частное собрание, Париж). И в портретах и в жанровых композициях Р. стремится подчеркнуть ощущение полноты бытия. Его привлекает праздничная сторона городской жизни — балы, танцы, прогулки с их динамикой и пестротой персонажей («Мулен де ла Галет», 1876, Музей импрессионизма, Париж), сцены безмятежного отдыха («После обеда», 1879, см. илл.). Однако эпизоды, кажущиеся выхваченными Р. из потока жизни, фрагментарными, по сути лишены эффекта мимолётного события, как бы замедлены, продлены во времени, всегда композиционно уравновешены. Особым обаянием проникнуты женские образы Р.; различные по внутренней характеристике, они сходны между собой внешне (миндалевидный разрез глаз, округлость лиц, плавность силуэтов), словно отмечены общей печатью среды и эпохи («Зонтики», 1879, Национальная галерея, Лондон; «Девушки в чёрном», 1883. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Современный тип женской красоты Р. утверждает и в изображении обнажённой натуры, достигая редкой изысканности карнации (См. Карнация) (построенной на сочетании основного золотистого тона и зеленовато-голубых рефлексов), мягкой и гибкой пластичности в трактовке нагого тела («Нагая женщина, сидящая на кушетке», 1876, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). С 1880-х гг. Р. всё более тяготеет к классической ясности образов (в 1881—82 он посещает Италию), в его живописи нарастают черты декоративизма, формы ограничиваются контуром, моделировка объёмов становится жёсткой, в колорите преобладают оранжево-розовые тона.
         Лаконизмом и лёгкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Р. Скульптурные работы Р. (главным образом начала 1900-х гг.) стилистически сближаются с произведениями А. Майоля (См. Майоль) («Венера», бронза, 1914—16, Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн). Жизнерадостное, глубоко гуманистическое творчество Р. оказало значительное воздействие на развитие реалистического искусства 20 в.
         Лит.: Воллар А., Ренуар, [пер. с франц., вступ. ст. А. В. Луначарского], Л., 1934; О. Ренуар. [Альбом. Вступ. ст. М. Прокофьевой, М., 1966]; Вельчинская И., Ренуар. [Альбом], М., [1970]; Rivière G., Renoir et ses amis, P., 1921; Renoir J., Renoir, P., 1962 (рус. пер. — М., 1970).
         В. А. Калмыков.
        О. Ренуар. «После обеда». 1879. Штеделевский художественный институт. Франкфурт-на-Майне.
        О. Ренуар. «После обеда». 1879. Штеделевский художественный институт. Франкфурт-на-Майне.
        О. Ренуар. Автопортрет. Автолитография. 1915.
        О. Ренуар. Автопортрет. Автолитография. 1915.
        О. Ренуар. «Нагая женщина, сидящая на кушетке». 1876. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
        О. Ренуар. «Нагая женщина, сидящая на кушетке». 1876. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Ренуар" в других словарях:

  • РЕНУАР — (Renoir) Жан (1894 1979), французский кинорежиссер. Сын О. Ренуара. Пройдя в 20 х гг. через увлечение авангардизмом, обратился в 30 х гг. к реалистическому изображению социальных конфликтов: фильмы Тони (1935), Великая иллюзия (1937), Правила… …   Современная энциклопедия

  • Ренуар — (renoir) Пьер Огюст (1841, Лимож – 1919, Кань сюр Мер, близ Ниццы), французский живописец, один из лидеров импрессионизма. Сын портного из провинции, переехавшего в Париж, он уже в 13 лет был вынужден сам зарабатывать на жизнь, расписывая фарфор …   Художественная энциклопедия

  • Ренуар — Пьер Огюст (Renoir, Pierre Auguste) 1841, Лимож 1919, Кань сюр Мер, Приморские Альпы. Французский живописец, график, скульптор. Играл важную роль в деятельности группы импрессионистов. Художественная одаренность Ренуара проявилась с раннего… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Ренуар — Ренуар  французская фамилия Известные носители Ренуар, Пьер Огюст  выдающийся французский художник импрессионист Ренуар, Жан  выдающийся французский кинорежиссёр, сын Огюста Ренуара Ренуар, Пьер  французский актёр, сын Огюста… …   Википедия

  • Ренуар — прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються …   Орфографічний словник української мови

  • Ренуар (персонаж) — Ренуар Rainouart Ренуар (фр. Rainouart) персонаж французского эпоса, рыцарь великан, крещёный сарацин. Один из основных героев поэм «Песнь о Гильоме» и «Алисканс» (дублирующих друг друга по сюжету), главный герой ещё двух поэм. Содержание …   Википедия

  • Ренуар де Вилайе — Ренуар де Вилайе, Жан Жак Жан Жак Ренуар де Вилайе фр. Jean Jacques Renouard de Villayer …   Википедия

  • РЕНУАР Огюст — РЕНУАР, ПЬЕР ОГЮСТ (Renoir, Pierre Auguste) (1841 1919), французский живописец, график и скульптор; представитель импрессионизма. Родился в Лиможе 25 февраля 1841. Вскоре его семья переехала в Париж, где в 1862 он поступил в мастерскую Шарля… …   Энциклопедия Кольера

  • Ренуар Пьер Огюст —         (Renoir) (1841 1919), французский живописец, график и скульптор. Представитель импрессионизма. В 50 х гг. расписывал изделия из фарфора, веера. В 1862 64 учился в школе изящных искусств, где сблизился с К. Моне, А. Сислеем и Ф. Базилем. В …   Художественная энциклопедия

  • Ренуар Пьер Огюст — Ренуар (Renoir) Пьер Огюст (25.2.1841, Лимож, ‒ 17.12.1919, Кань сюр Мер, близ Ниццы), французский живописец, график и скульптор, один из основателей импрессионизма. С 1845 жил в Париже. С 1854 расписывал изделия из фарфора, шторы и веера. В… …   Большая советская энциклопедия

Книги

  • Ренуар, Жан Ренуар. В жанре свободного и непринужденного повествования автор книги - Жан Ренуар, известный французский кинорежиссер, - воссоздает облик своего отца - художника Огюста Ренуара, чье имя неразрывно… Подробнее  Купить за 680 руб
  • Ренуар, Торопыгина М. Ю.. Пьер Огюст Ренуар - великий французский живописец, график, скульптор, один из основоположников импрессионизма. Кисти художника принадлежат великолепные пейзажи инатюрморты, очаровательные… Подробнее  Купить за 500 руб
  • Жан Ренуар. Статьи, интервью, воспоминания, сценарий, Жан Ренуар. Кинорежиссер Жан Ренуар является виднейшим мастером французского и мирового киноискусства. Сын знаменитого живописца Огюста Ренуара, богато одаренный от природы, Жан Ренуар поставил несколько… Подробнее  Купить за 420 руб
Другие книги по запросу «Ренуар» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»