Рембрандт это:

Рембрандт
        Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (15.7.1606, Лейден, — 4.10.1669, Амстердам), голландский живописец, рисовальщик и офортист. Искусство Р. отличается необычайной жизненностью и глубокой человечностью образов. Сочетая проникновенность характеристик с исключительным мастерством живописи (в которой особо важное значение имеют тончайшие эффекты светотени), Р. писал преимущественно портреты, библейские и мифологические сцены, превращавшиеся под его кистью в полный огромной психологической выразительности рассказ о человеческих чувствах и отношениях, обогащенный наблюдениями мастера над современной ему народной жизнью. Как график Р. являлся неутомимым и оригинальнейшим рисовальщиком и непревзойдённым мастером офорта [технику офорта Р. часто соединял с применением сухой иглы и достигал, кроме того, живописных эффектов приёмами печати (т. н. затяжка)].
         Р. родился в семье мельника. После кратковременного пребывания в Лейденском университете (1620) Р. всецело посвятил себя искусству. Он учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620—23), затем в Амстердаме у П. Ластмана (1623); около 1625—31 Р. самостоятельно работал в Лейдене. Ранние картины («Принесение во храм», около 1628—29, Кунстхалле, Гамбург) несколько пестры и мелочны по исполнению, но в них уже есть богатство фантазии, стремление к выразительной передаче эмоций. В 1632 Р. переселился в Амстердам. Большую роль в дальнейшей жизни и деятельности Р. сыграло его супружество с Саскией ван Эйленбюрх (1634—42) и Хендрикье Стоффелс (около 1649—63). 1630-е — начальник 1640-х гг. — период наибольшего успеха и личного благополучия мастера. Снискав известность групповым портретом «Урок анатомии доктора Тюлпа» (1632, Маурицхёйс, Гаага), Р. получал обильные заказы; у него обучались многочисленные ученики. Заказные портреты этих лет отличаются детальной передачей черт лица, одежды, драгоценностей («Проповедник Ансло с женой», 1641, Картинная галерея, Берлин-Далем); в автопортретах и портретах своих близких Р. писал шире и искал театрализованных эффектов («Автопортрет с Саскией», около 1635, Картинная галерея, Дрезден; см. илл.). В картинах этих лет Р. нередко отдавал известную дань внешней патетике и динамичности Барокко («Ослепление Самсона», 1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне), но создавал и произведения, проникнутые подлинным драматизмом и демократизмом образов («Снятие со креста», 1634, Эрмитаж, Ленинград), непосредственностью реалистической трактовки («Даная», 1636, там же). К 1630-м гг. относятся его первые пейзажи («Пейзаж с каменным мостом», около 1638, Рейксмюсеум, Амстердам), а также первые капитальные гравюры («Возвращение блудного сына», 1636; автопортрет в берете, 1639). Прибегая к различным техническим приёмам, мастер создал в ранний период многие из своих лучших карандашных рисунков, но чаще всего он обращался к рисунку пером и кистью.
         Конфликт, назревавший между искусством Р. и требованиями голландского буржуазного общества, утрачивавшего свои демократические традиции, проявился в 1642, когда картина «Ночной дозор» (Рейксмюсеум) вызвала протесты заказчиков. Вместо ожидавшегося обычного группового портрета Р. создал полную героического пафоса сцену выступления гильдии стрелков, по сути дела — историческую композицию, пробуждающую воспоминания об освободительной борьбе голландского народа. С этого момента приток заказов почти прекращается, в мастерской Р. остаются лишь единичные ученики. На протяжении 1640-х гг. творчество Р. утрачивает присущие ему ранее черты мажорности, мастер пишет преимущественно спокойные, проникнутые большой теплотой чувства библейские сцены, раскрывая тончайшие оттенки человеческих переживаний («Давид и Ионафан», 1642, «Свыше семейство», 1645, — обе Эрмитаж; «Христос с учениками в Эммаусе», 1648, Лувр, Париж), продолжает работать над портретами («Старик в шлеме», около 1650, Картинная галерея, Берлин-Далем) и пейзажами («Зимний пейзаж», 1646, Картинная галерея, Кассель). Для живописи Р. этого периода характерны богатство светотени, теплота колорита, в котором преобладают сочетания красных и золотисто-коричневых тонов. Эмоциональной насыщенностью образного строя, тончайшей светотеневой игрой отмечена графика 1640-х гг. (гравюры: «Христос, исцеляющий больных», или т. н. «Лист в сто гульденов», около 1642—46; «Три дерева», 1643, см. илл.).
         В композициях 1650-х гг. («Иаков, благословляющий сыновей Иосифа», 1656, Картинная галерея, Кассель) Р. всё чаще обращается к крупнофигурным сценам, сообщая образам особую ясность и монументальность. В эти годы Р. создаёт многие из своих наиболее значительных портретов [портреты: Яна Сикса, 1654, см. илл.; сына Титуса за чтением, около 1657, Художественно-исторический музей, Вена; автопортреты (1660, Лувр, Париж, и др.)], в том числе портреты стариков, где воплощены внутренняя красота и мудрость людей, проведших долгую жизнь, полную горестей и лишений (т. н. портрет жены брата Р., 1654, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; портрет старика в красном, около 1652—54, Эрмитаж). Графика Р. 1650-х гг. сходна в основных чертах с современной ей живописью мастера (гравюры: «Слепой Товий», 1651; «Фауст», около 1652; «Три креста», 1653; см. илл.).
         В 1656 Р. был объявлен несостоятельным должником; в 1657—58 всё его имущество было продано с аукциона. Р. перебирается в еврейский квартал Амстердама и там, в стеснённых обстоятельствах, проводит остаток жизни. В последнее десятилетие творчество Р. достигает наибольших высот и представляет собой как бы синтез всех исканий мастера. В 1661 Р. была заказана большая историческая картина для амстердамской ратуши на тему из далёкого прошлого Голландии («Заговор Юлия Цивилиса», сохранился лишь фрагмент, 1661, Национальный музей, Стокгольм; см. илл.). Это произведение, отличающееся монументальностью и героической мощью замысла, не было принято заказчиками из-за его сурового реализма. К позднему периоду относится также ряд наиболее глубоких и сложных по психологической структуре религиозных композиций Р. («Ассур, Аман и Эсфирь», 1660, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; «Возвращение блудного сына», около 1668—69), замечательные своим лаконизмом и силой характеристик портреты («Старейшины суконного цеха, или т. н. синдики», 1662, Рейксмюсеум; «Поэт И. Деккер», 1666, Эрмитаж). В поздних произведениях широкая, свободная живопись Р. приобретает особую пространственную глубину, а светотень выступает в качестве мощного средства композиционного построения и раскрытия психологических коллизий. Поздним рисункам Р. (исполненным преимущественно тростниковым пером) присущи предельная меткость наблюдений, выделение основных, наиболее характерных особенностей натуры. Хотя из непосредственных учеников Р. лишь немногие (например, К. Фабрициус и А. де Гелдер) сумели органически воспринять его творческие принципы, реалистическое новаторство произведений Р. сделало его одним из влиятельнейших художников в истории мирового искусства.
        
         Лит.: Ровинский Д., Полное собрание гравюр Рембрандта..., т. 1—[4], СПБ, 1890; Гаман Р., Рембрандт. Гравюры, пер. с нем., [М.], 1924; О Рембрандте. [Сб.], М. — Л., 1936; [Линник И.], Рембрандт ван Рейн. 1606—1669. [Альбом], М., 1956; Ротенберг Е., Рембрандт Гарменс ван Рейн, [М., 1956]; Рембрандт. Художественная культура Западной Европы XVII в., [Сб.], М., 1970: Рембрандт Гарменс ван Рейн, Картины художника в музеях Советского Союза. [Альбом. Авт. текста К. С. Егорова], Л., 1971; её же, Портрет в творчестве Рембрандта, М., 1975; Лазарев В. Н., Рембрандт портретист, в его кн.: Старые европейские мастера, М., 1974, с. 157—201; Bode W., Hofsted е de Groot С., L’oevre complète de Rembrandt, v. 1—8, P., 1897—1906; Hind A. М,, Rembrandt's etchings, v. 1—2, L., 1923; Neumann K., Rembrandt, Bd 1—2, 4 Aufl., Münch., 1924; Weisbach W., Rembrandt, B. — .Lpz., 1926: Benesch О. [ed.]. The drawings of Rembrandt. Catalogue, v. 1—6, L., [1954—57]; его же, Rembrandt, [Gen., 1957]; Rosenberg J., Rembrandt, v. 1—2, L., [1964]; Bredius A., Gerson H., Rembrandt's paintings, L., 1969; White C., Rembrandt as an etcher, v. 1—2, L. — University Park, [1969].
         М. В. Доброклонский.
        Рембрандт. «Три дерева». Офорт. 1643.
        Рембрандт. «Три дерева». Офорт. 1643.
        Рембрандт. «Фаус». Офорт. Ок. 1652.
        Рембрандт. «Фаус». Офорт. Ок. 1652.
        Рембрант. «Заговор Юлия Цивилиса». 1661. Национальный музей. Стокгольм.
        Рембрант. «Заговор Юлия Цивилиса». 1661. Национальный музей. Стокгольм.
        Рембрандт. «Слепой Товий». 1651.
        Рембрандт. «Слепой Товий». 1651.
        Рембрандт. «Автопортрет с Саскией». Около 1635. Дрезденская картинная галерея.
        Рембрандт. «Автопортрет с Саскией». Около 1635. Дрезденская картинная галерея.
        Рембрант. Автопортрет. 1660. Лувр. Париж.
        Рембрант. Автопортрет. 1660. Лувр. Париж.
        Рембрандт. Автопортрет. 1665—67. Музей Вальраф-Рихарц. Кёльн.
        Рембрандт. Автопортрет. 1665—67. Музей Вальраф-Рихарц. Кёльн.
        Рембрандт. «Флора». 1634. Эрмитаж, Ленинград.
        Рембрандт. «Флора». 1634. Эрмитаж, Ленинград.
        Рембрандт. «Еврейская невеста». Около 1666. Фрагмент. Рейксмюсеум, Амстердам.
        Рембрандт. «Еврейская невеста». Около 1666. Фрагмент. Рейксмюсеум, Амстердам.
        Рембрандт. «Святое семейство». 1654. Эрмитаж, Ленинград.
        Рембрандт. «Святое семейство». 1654. Эрмитаж, Ленинград.
        Рембрандт. Автопортрет. 1658. Собрание Фрик. Нью-Йорк.
        Рембрандт. Автопортрет. 1658. Собрание Фрик. Нью-Йорк.
        Рембрандт. «Три креста». Офорт. 1653.
        Рембрандт. «Три креста». Офорт. 1653.
        Рембрандт. «Ночной дозор». 1642. Рейксмюсеум, Амстердам.
        Рембрандт. «Ночной дозор». 1642. Рейксмюсеум, Амстердам.
        Рембрандт. «Кухня». Рисунок. Перо. Кисть. Около 1650. Фрагмент. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
        Рембрандт. «Кухня». Рисунок. Перо. Кисть. Около 1650. Фрагмент. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.
        Рембрандт. «Даная». 1636. Эрмитаж. Ленинград.
        Рембрандт. «Даная». 1636. Эрмитаж. Ленинград.
        «Синдики». 1662. Рейксмюсеум, Амстердам.
        «Синдики». 1662. Рейксмюсеум, Амстердам.
        Рембрадт. Портрет Яна Сикса. 1654. Собрание Сикса. Амстердам.
        Рембрадт. Портрет Яна Сикса. 1654. Собрание Сикса. Амстердам.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Рембрандт" в других словарях:

  • Рембрандт — Рембрандт …   Википедия

  • РЕМБРАНДТ — (полн. Рембрандт Харменс ван Рейн, Rembrandt Harmensz van Rijn) (15 июля 1606, Лейден 4 октября 1669, Амстердам), голландский живописец, рисовальщик, офортист. Новаторское искусство Рембрандта отличается демократизмом, жизненностью образов.… …   Энциклопедический словарь

  • рембрандт — Rembrandt Harmensz van Rijn (1606 1669), гол. живописец, рисовальщик, офортист. Шляпа в стиле Рембрандта. Цилиндры, шляпы обыкновенные и совершенно необыкновенные, своей циркуляцией, производят головокружащую рябь большого муравейника. Все это… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • РЕМБРАНДТ — Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606 69), голландский живописец, график. Сочетая глубокую психологическую характеристику с исключительным мастерством живописи, основанной на эффектах светотени, писал портреты, в том числе… …   Современная энциклопедия

  • Рембрандт — ван Рейн (Rembrandt van Rijn) Великий голландскийживописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтерван Рейн, род. 15 июля 1606 г. в Лейдене. Во время появления Р. на светдела его отца находились в цветущем положении, что… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Рембрандт — Харменс ван Рейн (rembrandt harmensz van Rijn) (1606, Лейден – 1669, Амстердам), выдающийся голландский живописец, рисовальщик, гравёр. Сын зажиточного лейденского мельника. Закончил латинскую школу, некоторое время учился в Лейденском… …   Художественная энциклопедия

  • Рембрандт — Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) 1606, Лейден 1669, Амстердам. Голландский живописец, рисовальщик, офортист. Родился в семье зажиточного владельца мельницы. После окончания латинской школы и недолгого пребывания в Лейденском… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • РЕМБРАНДТ — (Харменс ван Рейн Р. (1606 1669) голландский художник) Бурная кружка с трехгорным Рембрандтом! Спертость предгрозья тебя не испортила. Ночью быть буре. Виденья, обратно! Память, труби отступленье к портерной! П922 (I,219); Уже светает. Шумят сады …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • РЕМБРАНДТ — (Rembrandt), собств. в а н Р е й н, Харменс Рембрандт (1606–69), голл. живописец и график, значит. часть творчества к–рого была посвящена библ. тематике. Род. в Лейдене, в семье владельца мельницы. Учился в местном ун–те, а также у лейденских и… …   Библиологический словарь

  • Рембрандт — (2 м) …   Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Рембрандт, Гледис Шмитт. Перед вами биографическая повесть о жизни и творчестве художника, великого голландского мастера, Рембрандта ван Рейна. Послесловие И. В. Линник. Перевод с английского П. В. Мелковой. Содержит… Подробнее  Купить за 320 руб
  • Рембрандт, Н. В. Геташвили. Рембрандт Харменс ван Рейн - великий голландский живописец, рисовальщик, график и офортист, создавший непревзойденные произведения практически во всех жанрах: портреты, натюрморты, пейзажи,… Подробнее  Купить за 250 руб
  • Рембрандт, . Рембрандт - имя, ставшее почти легендой. Сын мельника, в восемнадцать лет начавший самостоятельный путь художника. Еще совсем молодым человеком ставший известным богачом, любимым, окруженным… Подробнее  Купить за 180 руб
Другие книги по запросу «Рембрандт» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»