Пуссен это:

Пуссен
(Poussin)
        Никола́ (1594, июнь, Лез-Андели, Нормандия, — 19.11.1665, Рим), французский живописец. Крупнейший и наиболее последовательный представитель Классицизма в искусстве 17 в. Изучал античное искусство, а также произведения Рафаэля (См. Рафаэль), Тициана, художников Маньеризма школы Фонтенбло, мастеров болонской школы (См. Болонская школа), занимался перспективой, а также анатомией и математикой. В 1612 приехал в Париж. Из ранних работ П. достоверны лишь рисунки на сюжеты из Овидия, Вергилия и Тита Ливия, исполненные по заказу Дж. Марина (бистр, перо, около 1622—24, Королевская библиотека, Виндзор). В конце 1623 П. — в Венеции, а с весны 1624 поселился в Риме. Стараясь найти для каждого сюжета свой композиционный и колористический строй, П. создаёт произведения, предвосхищающие суровую гражданственность позднего классицизма («Смерть Германика», около 1628, институт искусств, Миннеаполис), полотна в духе Барокко («Мученичество свыше Эразма», около 1628—29, Ватиканская пинакотека), просветленно-поэтичные картины на мифологические и литературные темы, отмеченные особой активностью цветового строя, близкого традициям венецианской школы (См. Венецианская школа). («Спящая Венера», Картинная галерея, Дрезден; «Нарцисс и Эхо», Лувр, Париж; «Ринальдо и Армида», Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва; все три — около 1625—27; «Царство Флоры», около 1631—1632, Картинная галерея, Дрезден; «Танкред и Эрминия»). Более четко классицистические принципы П. выявляются в полотнах 2-й половины 30-х гг. («Похищение сабинянок», 2-й вариант, около 1635; «Израильтяне, собирающие манну», около 1637—39; обе — в Лувре, Париж). Царящий в этих произведениях чеканный композиционный ритм воспринимается как непосредственное отражение разумного начала, умеряющего низменные порывы и придающего величие благородным поступкам человека. В 1640—1642 П. работает в Париже при дворе Людовика XIII («Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора», около 1641—42, Художественный музей, Лилль). Интриги придворных художников во главе с С. Вуэ побуждают П. вернуться в Рим. Этико-философский пафос его творчества усиливается в работах 2-го римского периода («Моисей, иссекающий воду из скалы», Эрмитаж, Ленинград; «Элиазар и Ревекка», Лувр, Париж; обе — около 1648; «Аркадские пастухи» или «Et in Arcadia ego», 2-й вариант, около 1650, Лувр, Париж; «Отдых на пути в Египет», около 1658, Эрмитаж, Ленинград). Обращаясь к античным сюжетам или уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, П. строго отбирает художественные средства для убедительного выявления морального смысла той или иной ситуации. Стоическим спокойствием, верой в высокое достоинство труда художника проникнут римский автопортрет П. (1650, Лувр, Париж). С 1640-х гг. П. всё чаще увлекают образы природы. Развивая принципы идеального пейзажа, П. представляет природу воплощением совершенства и целесообразности; он вводит в пейзаж мифологические персонажи, как бы олицетворяющие различные стихии («Пейзаж с Полифемом», около 1649, Эрмитаж, Ленинград; «Орион», около 1650—55, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), использует библейские и евангельские сказания, выражая (в духе Стоицизма) мысль о высшей необходимости или судьбе как начале, регулирующем взаимоотношения человека и окружающего мира [«Св. Иоанн на Патмосе» (около 1644—45, институт искусств, Чикаго); серия из 4 картин на тему времён года (около 1660—65, Лувр, Париж); в завершающем эту серию полотне «Зима, или Потоп» размышление о бренности жизни поднято на высоту общечеловеческой трагедии]. Классицистическое кредо П. выражено и в его мыслях об искусстве (например, в связанном с музыкальной эстетикой 16 в. учении о «Модусах», определяющих структуру и эмоциональную направленность художественных произведений).
         Соч.: Correspondance, P., 1911; в рус. пер. — Письма, М. — Л., 1939.
         Лит.: Вольская В. Н., Пуссен, М., 1946; Grautoff О., Nicolas Poussin, sein Werk und sein Leben, Bd 1—2, Münch. — Lpz., 1914; Friedländer W., Blunt A. (ed), The drawings of Nicolas Poussin. [Catalogue], v. 1—4, L., 1939—63; Nicolas Poussin, v. 1—2, P., 1960; Blunt A., Nicolas Poussin, [v. 1—2, N. Y., 1967]; Badt К., Die Kunst des Nicolas Poussin, Bd 1—2, [Köln], 1969.
        Илл. к произведениям Горация. Резцовая гравюра по рис. Н. Пуссена. Париж. 1642.
        Илл. к произведениям Горация. Резцовая гравюра по рис. Н. Пуссена. Париж. 1642.
        Пуссен Н. «Вдохновение поэта». Около 1627—29. Фрагмент. Лувр. Париж.
        Пуссен Н. «Вдохновение поэта». Около 1627—29. Фрагмент. Лувр. Париж.
        Пуссен Н. «Св. Иоан на Патмосе». Около 1644—45. Институт искусств Чикаго.
        Пуссен Н. «Св. Иоан на Патмосе». Около 1644—45. Институт искусств Чикаго.
        Пуссен Н. «Лес». Карандаш, бистр. Альбартина. Вена.
        Пуссен Н. «Лес». Карандаш, бистр. Альбартина. Вена.
        Пуссен Н. «Царство Флоры». Около 1630—32. Картинная галлерея. Дрезден.
        Пуссен Н. «Царство Флоры». Около 1630—32. Картинная галлерея. Дрезден.
        Пуссен Н. «Отдых на пути в Египет». Около 1658. Эрмитаж. Ленинград.
        Пуссен Н. «Отдых на пути в Египет». Около 1658. Эрмитаж. Ленинград.
        Пуссен Н. «Селена и Эндимион». 1653. Фрагмент. Институт искусств. Детройт.
        Пуссен Н. «Селена и Эндимион». 1653. Фрагмент. Институт искусств. Детройт.
        Пуссен Н. «Спящая Венера». Около 1630. Фрагмент. Картинная галлерея. Дрезден.
        Пуссен Н. «Спящая Венера». Около 1630. Фрагмент. Картинная галлерея. Дрезден.
        Пуссен Н. «Аркадские пастухи» (1-й вариант). Около 1629—1630. Чатсуорт (Великобритания).
        Пуссен Н. «Аркадские пастухи» (1-й вариант). Около 1629—1630. Чатсуорт (Великобритания).
        Н. Пуссен. Автопортрет. 1650. Лувр. Париж.
        Н. Пуссен. Автопортрет. 1650. Лувр. Париж.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Пуссен" в других словарях:

  • Пуссен — Пуссен, Никола Пуссен, Никола Автопортрет, 1649 год (Картинная галерея, Берлин) Дата ро …   Википедия

  • ПУССЕН — (Poussin) Никола (1594 1665), французский живописец. Представитель классицизма. Возвышенные по образному строю, глубокие по философскому замыслу, ясные по композиции и рисунку картины на исторические, мифологические, религиозные темы,… …   Современная энциклопедия

  • Пуссен — (Никола Poussin, 1594 1665) знаменитый французскийисторический живописец и пейзажист, родился в Нормандии, первоначальноехудожественное образование получил на своей родине, а потом учился вПариже, под руководством Кентена Варена и Ж. Лаллемана. В …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Пуссен — Никола (Poussin, Nicolas) 1594, Лез Андели 1665, Рим. Французский живописец. Согласно традиционной терминологии, считается одним из основоположников европейского классицизма направления в искусстве, опирающегося на античное и ренессансное… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Пуссен — (poussin) Никола (1594, Лез Андели, Нормандия – 1665, Рим), французский живописец, основоположник и крупнейший представитель классицизма. Сын крестьянина. В 1612 г. приехал в Париж, где поступил в мастерскую Ж. Лаллемана, а затем Ф. Элле Старшего …   Художественная энциклопедия

  • Пуссен —         Никола (1594–1665), франц. живописец, с 1624 в Риме. Занимаясь измерением статуй, зарисовкой мозаик, произведений живописи (копия «Свадьбы» Альдобрандини) и рельефов, П. глубоко проник в сущность античного искусства. Изучение греч.… …   Словарь античности

  • Пуссен — прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються …   Орфографічний словник української мови

  • Пуссен Н. — Пуссен, Никола Николя Пуссен. Автопортрет. 1649. Картинная галерея. Берлин Николя Пуссен (фр. Nicolas Poussin, 1594, Лез Андели, Нормандия 19 ноября 1665, Рим) основатель французского классицизма, знаменитый французский исторический живописец и …   Википедия

  • Пуссен Никола — Пуссен, Никола Николя Пуссен. Автопортрет. 1649. Картинная галерея. Берлин Николя Пуссен (фр. Nicolas Poussin, 1594, Лез Андели, Нормандия 19 ноября 1665, Рим) основатель французского классицизма, знаменитый французский исторический живописец и …   Википедия

  • Пуссен Никола —         (Poussin) (1594 1665), французский живописец и рисовальщик. Наиболее последовательный представитель классицизма в искусстве XVII в. Учился у К. Варена и др. Испытал влияние А. Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана; зарисовывал и обмерял… …   Художественная энциклопедия

Книги

  • Пуссен, Ю. Золотов. Претворение жизни в искусстве Пуссена есть постижение ее скрытых закономерностей, логики людских побуждений и действий. Согласованность частей, выверенность пропорций, размеренность ритмов -… Подробнее  Купить за 1250 руб
  • Пуссен, Ю. Золотов. Композиция данной книги основана на хронологическом принципе. Творческий путь Пуссена документирован хотя и неполно, но достаточно, чтобы уверенно судить о его основных вехах. Еще важнее… Подробнее  Купить за 931 руб
  • Пуссен, . Если проследить, как менялось со временем отношение к творчеству"Никола Пуссена"основателя французского классицизма, становится ясно, что оно сильно разнилось от века к веку и от страны к… Подробнее  Купить за 705 руб
Другие книги по запросу «Пуссен» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»