Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.


Петров-Водкин

Петров-Водкин
        Кузьма Сергеевич [24.10(5.11).1878, Хвалынск, ныне Саратовской области — 15.2.1939, Ленинград], советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897—1905) у В. А. Серова, в студии А. Ажбе в Мюнхене (1901) и в частных академиях Парижа (1905—08). Посетил Италию (1905) и Северную Африку (1907). Член объединений «Мир искусства» (с 1911) и «Четыре искусства» (с 1924). Испытав в 1900-е гг. сильное влияние немецких и французских мастеров Символизма и «Модерна» (Ф. фон Штука, П. Пюви де Шаванна, М. Дени и др.), а также В. Э. Борисова-Мусатова, П.-В. стал одним из выразителей символистических тенденций в русской живописи. С начала 10-х гг. элегическая созерцательность, невнятный лиризм, разорванный, вялый ритм и сумрачный колорит ранних работ («Берег», 1908, «Сон», 1910) сменяются в творчестве П.-В. эмоциональной напряжённостью и пластической ясностью образов, остроритмизованной компактной композицией, контрастами открытых ярких цветов («Играющие мальчики», 1911; все три — в Русском музее, Ленинград). Картина «Купание красного коня» (1912, Третьяковская галерея), воспринятая в духовной атмосфере тех лет как предчувствие новой исторической эпохи, знаменует окончательный переход художника от туманных аллегорий к актуально звучащей и вместе с тем всеобъемлющей символике, от неорганичного соединения плоскостного и объёмного начал к единому монументально-декоративному целому. Ощутимый в этом произведении П.-В. интерес к итальянской живописи раннего Возрождения и русской иконописи во многом определяет гармоническую просветлённость и отточенную пластику его работ 10-х гг.; одновременно намечается отход П.-В. от классической перспективы в пользу так называемой сферической, достигаемой использованием нескольких точек зрения, наклоном вертикальных композиционных осей, разворотом плоскостей к зрителю и позволяющей совместить разновременные эпизоды, подчеркнуть момент движения, охватить обширное пространство («Полдень», 1917, «Утренний натюрморт», 1918, см. илл.; оба произведения — в Русском музее). В 20-е гг. П.-В. продолжает разрабатывать проблемы перспективы и композиции (добиваясь панорамного эффекта картины), решать колористические задачи (объединяя все формы и планы с помощью трёх основных цветов — красного, жёлтого и синего). В советское время П.-В. стремится к постижению сути исторического перелома в судьбе страны во взаимосвязи с «космическим», «планетарным» осмыслением реальности, к чувственно-конкретной передаче трагических и героических жизненных коллизий, открытию в малом всего многообразия природных связей. Он создаёт пронизанные суровым пафосом революционной борьбы, идеей жертвенности во имя будущего тематической композиции («1918 год в Петрограде», 1920, Третьяковская галерея; «После боя», 1923, Центальный музей Советской Армии, Москва; «Смерть комиссара», 1928, см. илл.), пишет аналитически-строгие портреты (портрет А. А. Ахматовой, 1922), поэтические, раскрывающие чувство полноты бытия портретно-жанровые композиции («Девушка в сарафане», 1928), обостренно передающие конструктивность предметного мира натюрморты («Черёмуха в стакане», 1932; все три произведения — в Русском музее). В 20—30-е гг. П.-В. много работает как график и театральный художник. Среди его литературных произведений (рассказы, повести, пьесы, очерки, теоретические статьи) выделяется автобиографическая «Моя повесть» (1-я часть, «Хлыновск», 1930; 2-я часть, «Пространство Эвклида», 1932; вместе с очерками «Самаркандия» переиздана, Л., 1970). С первых лет Советской власти П.-В. был одним из реорганизаторов системы художественного образования [в 1918—1933 преподавал в Государственных свободных художественных учебных мастерских — институте живописи, скульптуры и архитектуры в Петрограде (Ленинграде)].
        
         Лит.: Костин В. И., К. С. Петров-Водкин, [М., 1966]; К. С. Петров-Водкин. 1878—1939. Каталог выставки, М.— Л., 1966; К. С. Петров-Водкин. [Альбом. Вступ. ст. Л. Мочалова], Л., [1971].
         Т. И. Алабина.
        К. С. Петров-Водкин. «Утренний натюрморт». 1918. Русский музей. Ленинград.
        К. С. Петров-Водкин. «Утренний натюрморт». 1918. Русский музей. Ленинград.
        К. С. Петров-Водкин. «Играющие мальчики». 1911. Русский музей. Ленинград.
        К. С. Петров-Водкин. «Играющие мальчики». 1911. Русский музей. Ленинград.
        К. С. Петров-Водкин. «Мать». 1913. Третьяковская галерея. Москва.
        К. С. Петров-Водкин. «Мать». 1913. Третьяковская галерея. Москва.
        К. С. Петров-Водкин. «После боя». 1923. Центральный музей Советской Армии. Москва.
        К. С. Петров-Водкин. «После боя». 1923. Центральный музей Советской Армии. Москва.
        К. С. Петров-Водкин. «За самоваром». 1926. Третьяковская галерея. Москва.
        К. С. Петров-Водкин. «За самоваром». 1926. Третьяковская галерея. Москва.
        К. С. Петров-Водкин. «1919 год. Тревога». 1934. Русский музей. Ленинград.
        К. С. Петров-Водкин. «1919 год. Тревога». 1934. Русский музей. Ленинград.
        К. С. Петров-Водкин. Портрет А. А. Ахматовой. 1922. Русский музей. Ленинград.
        К. С. Петров-Водкин. Портрет А. А. Ахматовой. 1922. Русский музей. Ленинград.
        К. С. Петров-Водкин. «Селёдка». 1918. Русский музей. Ленинград.
        К. С. Петров-Водкин. «Селёдка». 1918. Русский музей. Ленинград.
        К. С. Петров-Водкин. Портрет Андрея Белого. Этюд. 1932. Картинная галерея Армянской ССР. Ереван.
        К. С. Петров-Водкин. Портрет Андрея Белого. Этюд. 1932. Картинная галерея Армянской ССР. Ереван.
        К. С. Петров-Водкин. «Купание красного коня». 1912. Третьяковская галерея. Москва.
        К. С. Петров-Водкин. «Купание красного коня». 1912. Третьяковская галерея. Москва.
        К. С. Петров-Водкин. Автопортрет. 1918. Русский музей. Ленинград.
        К. С. Петров-Водкин. Автопортрет. 1918. Русский музей. Ленинград.
        К. С. Петров-Водкин. «Смерть комиссара». 1928. Русский музей. Ленинград.
        К. С. Петров-Водкин. «Смерть комиссара». 1928. Русский музей. Ленинград.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

См. также в других словарях:

  • Петров-Водкин — Петров Водкин, Кузьма Сергеевич Кузьма Сергеевич Петров Водкин Дата рождения …   Википедия

  • ПЕТРОВ-ВОДКИН — Кузьма Сергеевич (1878 1939), российский живописец. С начала 1910 х гг. перешел от аллегорических к целостным монументально декоративным произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых и ярких цветов ( Играющие… …   Современная энциклопедия

  • ПЕТРОВ-ВОДКИН — Кузьма Сергеевич (1878 1939), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930), писатель. С начала 1910 х гг. перешёл от аллегорических к целостным монументально декоративным произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами …   Русская история

  • Петров-Водкин — Кузьма Сергеевич (1878, Хвалынск – 1939, Ленинград), русский живописец, педагог, теоретик искусства. Учился в Центральном училище технического рисования барона А. Штиглица в Санкт Петербурге (1895 97), в 1897–1904 гг. – в Московском училище… …   Художественная энциклопедия

  • Петров-Водкин Кузьма Сергеевич —         (1878 1939), советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в МУЖВЗ у В. А. Серова (1897 1905), в Мюнхене (1901) и Париже (1905 08). Член объединений Мир искусства (с 1911), Четыре искусства (с 1924). Преподавал в… …   Художественная энциклопедия

  • Петров-Водкин Кузьма Сергеевич — [24.10(5.11).1878, Хвалынск, ныне Саратовской области ‒ 15.2.1939, Ленинград], советский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897‒1905) у В. А. Серова, в студии А. Ажбе в …   Большая советская энциклопедия

  • ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич — (1878 1939) российский живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). С нач. 1910 х гг. перешел от аллегорических к целостным монументально декоративным произведениям с ритмизированной компактной композицией, контрастами открытых и ярких… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Петров-Водкин Кузьма Сергеевич —       (1878 1939), живописец, заслуженный деятель искусств РСФСР (1930). Учился в ЦУТРе (1895 97), МУЖВЗ (1897 1905), в Мюнхене (1901) и Париже (1905 08). С 1909 жил в Петербурге (Ленинграде). Член объединения «Мир искусства» (1911 24) и «Четыре… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Петров-Водкин Кузьма Сергеевич — (1878 1939), рус. сов. художник. Ему принадлежит картина на тему поэмы «Демон» (масло; место хранения не установлено). Работал над илл. к поэме «Преступник» (выполнено неск. подготовит. рисунков; графит; одна илл. и виньетка были на Лермонт.… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич — Кузьма Сергеевич Петров Водкин …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Петров-Водкин» >>