Ордер это:

Ордер
I О́рдер (нем. Order, франц. ordre, от лат. ordo — ряд, порядок)
        письменный приказ, предписание, распоряжение. Например, приказ кассе о выплате денег, документ, дающий право на вселение в жилое помещение, предписание следственных органов на производство обыска, выемки (изъятия) различных бумаг, ценностей и др. предметов, имеющих значение вещественных доказательств, и т.д.
II О́рдер
        регламентированное по направлениям и дистанциям взаимное расположение военных кораблей на переходе морем и во время боя. Создаётся в целях обороны боевого или походного порядка кораблей от возможных атак самолётов, подводных лодок, торпедных катеров и др. надводных кораблей противника, а также для преодоления минных заграждений. Охраняющие корабли О. располагаются так, чтобы своевременно обнаружить противника и своим оружием сорвать его атаку. В зависимости от главной угрозы О. может быть противовоздушным, противолодочным, противокатерным, противоминным, противоатомным и т.д.
III О́рдер
        архитектурный, тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно-балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов. Различные О. применялись в зодчестве многих народов с древнейших времён (например, в Древнем Египте, древнем Иране). Большую роль в развитии европейской архитектуры сыграли т. н. классические О., сложившиеся в Древней Греции и затем претерпевшие некоторую эволюцию в Древнем Риме: дорический, ионический, коринфский. Распространённое в мировом архитектуроведении мнение, что древне-греческие О. возникли в результате постепенного (по традиции) переноса элементов деревянной конструкции в каменное строительство и достигли художественного совершенства в 5 в. до н. э., получив совершенные, «канонические» пропорции, не подтверждается данными археологии. Советские исследователи выдвинули предположение, что основные О. — Дорический ордер и Ионический ордер (ранний вариант без Фриза) — в качестве целостной композиционной системы появились уже в первых каменных храмах и др. общественных зданиях как сознательно обобщённое, полное художественных условностей отображение деревянных конструкций зодчества дорийцев (См. Дорийцы)и ионийцев (См. Ионийцы). Прототипом дорического О. были постройки с плоским перекрытием по балкам и двускатной крышей, крытой соломенной или камышовой (позднее — черепичной) кровлей, прототипом ионического — постройки с плоской крышей (земляная кровля поверх сплошного настила из брусьев или мелкого круглого леса). Строгий и торжественно-монументальный дорический О., появившийся в начале 6 в. до н. э., состоит из следующих частей: 1) трёхступенчатого основания — Стереобата; 2) каннелированной (см. Каннелюры) несущей колонны (См. Колонна) (обычно с Энтазисом), завершенной Капителью, состоящей из Абака (абаки) и Эхина; 3) несомой части — Антаблемента, включающего Архитрав, фриз с чередующимися Триглифами и метопами (См. Метопы) и Карниз; последний состоит из поддерживающих обломов (См. Обломы), выносной плиты, украшенной снизу Мутулами (они изображают концы стропильных ног с шляпками бронзовых гвоздей — гуттами — под ними), и венчающей симы (жёлоб с водосливами, нередко в виде львиных голов) или Антефиксов. Более изящный и украшенный, с большим количеством членений ионический О. появился около середины 6 в. до н. э.; колонна имеет круглую базу (См. База) сложного профиля, каннелюры, разделённые дорожками, капитель с Волютами, прикрывающими эхин, и тонким прямоугольным в плане абаком (абакой); антаблемент включает архитрав, разделённый на три полосы (фасции), и карниз с дентикулами (См. Дентикулы) под выносной плитой и высокой резной симой поверху. Аттический вариант ионического О., возникший ок. 525 до н. э. в сокровищницах, построенных ионийскими городами в Дельфах, и получивший развитие в 5 в. до н. э. в Афинах (храм Нике Аптерос, северный портик Эрехтейона), является сочетанием обоих основных О.: вместо дентикул в нём сплошная полоса фриза, нередко украшенная рельефом. С 4 в. до н. э. известны и др. варианты О., в которых отдельные элементы, восходившие к особенностям различных конструкций, потеряли смысловую связь с прототипами и применялись как декор (например, сочетания дентикул с непрерывным или триглифным фризом). Коринфский ордер отличается от ионического лишь колоколообразной капителью, покрытой стилизованными листьями аканта. Общепонятное образное членение О. на несущие и несомые части, связанные системой выразительных обломов, сделало ордерную систему к середине 5 в. до н. э. гибким художественным языком классической архитектуры. Вместо впечатляющей, но несколько монотонной суровой мощи монументальных храмов эпохи архаики сооружения приобрели большее разнообразие. При общей тенденции к большей стройности и облегчению О., наметившейся при переходе от архаики к классике и эллинизму, соотношения частей О. в Древней Греции всё же не получили застывшую «каноническую» форму, как это считали теоретики архитектуры с эпохи эллинизма до наших дней. На практике архитекторы постоянно пользовались тем, что малейшее изменение соотношений между частями О. позволяло придавать ему и сооружению в целом разнообразные Масштабность и характер, выражение могучей силы или лёгкого изящества и т.д. Эти свойства О., а также возможность различного, в том числе подчёркнуто условного, их применения для характеристики др. архитектонических систем (например, стены) объясняют неповторимую индивидуальность древне-греческих построек в эпоху классики, а также широкое применение О. в различные исторические эпохи для решения совершенно иных по сравнению с греческими идейных и художественных задач (в архитектуре Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма). В Древнем Риме возникли Тосканский ордер (упрощённый вариант дорического; колонна без каннелюр, но с базой, фриз — всегда гладкий) и композитный О., в котором коринфские капители сочетаются с ионическими волютами. Коринфский О. в архитектуре Древнего Рима отличался усложнённостью обломов, их богатым резным декором, сложностью Модульонов под карнизной плитой; колонны нередко ставились на квадратные в плане пьедесталы. В эпоху Древнего Рима и позже получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр (См. Пилястра), известные ещё в Древней Греции; распространилось применение О. или отдельных его элементов в сочетании со сводчатыми и арочными конструкциями [напр., Колизей, древне-римские базилики и ротонды, арочные колоннады в эпоху Возрождения]; условность наложенных на стену ордерных членений подчёркивалась различными способами (например, Раскреповками антаблемента над опорами). Начиная с 15 в. О. стал одним из важнейших компонентов западно-европейской архитектуры (в русском зодчестве О. начал широко применяться с конца 17 в.).
         Теоретическое освоение классического О. (Витрувий, Альберти, Виньола, ряд авторов 16—18 вв.) в основном сводилось к описанию элементов и поискам канонических пропорций, в определении которых теоретики вступали в противоречие между собою и историческим опытом архитектуры. Догматическое понимание теории О. в европейских архитектурных академиях в условиях псевдоклассического эклектизма 19 в. способствовало укреплению взгляда на архитектуру как на искусство, подчинённое внеисторическим законам красоты; при этом стремились найти эквивалент абсолютно прекрасного в постоянных математических отношениях. В 20 в. использование (преимущественно декоративное) О. характерно для архитектуры, связанной с неоклассическими тенденциями.
         Лит.: Витрувий, Десять книг об архитектуре, пер. с [итал.], т. 1, М., 1936; Альберти Л. Б., Десять книг о зодчестве, т.1—2, М., [1935]—37; Виньола, Правило пяти ордеров архитектуры, пер. с [итал.], М., 1939; Михайловский И. Б., Теория классических архитектурных форм, 3 изд., М., 1944; Михайлов Б. П., Витрувий и Эллада, М., 1967; Маркузон В. Ф., Архитектурные ордера. Происхождение ордера, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 2, М., 1973, с. 33—52; Sommerson J., The classical language of architecture, L., 1963.
         В. Ф. Маркузон.
        Разновидности ордера в Древней Греции. А — деревянный прототип ионического ордера. В — эолийская капитель (от которой, возможно, произошла ионическая) и её прототип в дереве. Г — дорический ордер: 1 — сима; 2 — выносная плита; 3 — мутул; 4 — гутты, или капли; 5 — триглиф; 6 — метопа; 7 — тения; 8 — полочка, или регула, с каплями; 9 — абак (абака); 10 — эхин; 11 — ремешки; 12 — шейка капители, или гипотрахелион; 13 — каннелюры; 14 — стилобат (верхняя ступень стереобата). Д — ионический ордер (справа — более ранний, исходный малоазийский тип, слева — более поздний аттический тип): 1 — сима; 2 — выносная плита; 3 — фриз; 4 — зубчики, или дентикулы; 5 — тения; 6 — фасции архитрава; 7 — абак; 8 — волюта; 9 — эхин; 10 — каннелюры с дорожками между ними; 11 — полувал, или торус; 12 — скоция; 13 — плинт; 14 — стилобат.
        Разновидности ордера в Древней Греции. А — деревянный прототип ионического ордера. В — эолийская капитель (от которой, возможно, произошла ионическая) и её прототип в дереве. Г — дорический ордер: 1 — сима; 2 — выносная плита; 3 — мутул; 4 — гутты, или капли; 5 — триглиф; 6 — метопа; 7 — тения; 8 — полочка, или регула, с каплями; 9 — абак (абака); 10 — эхин; 11 — ремешки; 12 — шейка капители, или гипотрахелион; 13 — каннелюры; 14 — стилобат (верхняя ступень стереобата). Д — ионический ордер (справа — более ранний, исходный малоазийский тип, слева — более поздний аттический тип): 1 — сима; 2 — выносная плита; 3 — фриз; 4 — зубчики, или дентикулы; 5 — тения; 6 — фасции архитрава; 7 — абак; 8 — волюта; 9 — эхин; 10 — каннелюры с дорожками между ними; 11 — полувал, или торус; 12 — скоция; 13 — плинт; 14 — стилобат.
        Ордер в Древнем Риме: А — дорический; Б — тосканский; В — ионический; Г — коринфский; Д — композитный.
        Ордер в Древнем Риме: А — дорический; Б — тосканский; В — ионический; Г — коринфский; Д — композитный.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Синонимы:

Смотреть что такое "Ордер" в других словарях:

  • ОРДЕР — (фр.). Письменное предписание, приказ; назначение, на чье имя должен быть писан переводный вексель, которое делает ремитент трассенту. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРДЕР предписание, приказ.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ОРДЕР — архитектурный, определённое соотношение несущих (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомых (архитрав, фриз и карниз, вместе составляющие антаблемент) частей стоечно балочной конструкции, их структура и художественная обработка.… …   Современная энциклопедия

  • ОРДЕР — ОРДЕР, ордера, мн. ордера, муж. (от франц. ordre приказ). 1. Письменное предписание, распоряжение (офиц.). Ордер на производство ареста. Ордер на въезд в новый дом. || Платежное распоряжение (фин., бух.). Кассовый ордер. || Документ на выдачу… …   Толковый словарь Ушакова

  • ордер — См …   Словарь синонимов

  • ордер — 1. ОРДЕР, а; мн. ордера; м. [от франц. ordre приказ, порядок] Письменное предписание, распоряжение, документ на выдачу, получение чего л. Кассовый, расходный о. О. на арест. Получил о. на квартиру. ◁ Ордерный, ая, ое. О ая выдача товара. 2. ОРДЕР …   Энциклопедический словарь

  • ордер — В архитектуре определённая художественная система стоечно балочной конструкции, состоящая из колонн и антаблемента [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] ордер Письменный приказ, предписание (напр.,… …   Справочник технического переводчика

  • ОРДЕР — архитектурный определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОРДЕР — (Order) геометрическая схема расположения частей флота на походе. Обычно разрабатывается для типовых походных порядков. Глубиной ордера называется протяженность его по направлению движения, а шириной протяженность его в направлении,… …   Морской словарь

  • ОРДЕР — бухгалтерский документ, содержащий приказ на совершение опре деленной операции денежными средствами или товарно материальными ценностями; приказ (поручение) брокеру о покупке или продаже ценных бумаг, то варов, контрактов. Словарь финансовых… …   Финансовый словарь

  • Ордер — (Order, Warrant) — письменный приказ, предписание (напр., кассовый ордер) …   Экономико-математический словарь

  • Ордер — (от лат. ordo ряд, порядок; англ. order, warrant, voucher; фр. ordre; нем. Order) официальный письменный приказ, предписание; документ на выдачу, получение чего либо; правоустанавливающий документ. Напр., права пользования участками лесного фонда …   Энциклопедия права

Книги

  • Ордер. Книга 1, Разживин Лео. В трактате Витрувия «Десять книг об архитектуре» ордер - инструмент изучения подходов к градостроительству в контексте космологии, мифологии и основ возведения архитектурных единиц. Шесть… Подробнее  Купить за 461 руб
  • Ордер на молодость, Георгий Гуревич. Издание 1990 года. Сохранность хорошая. В сборник вошли рассказы и повесть `Ордер на молодость`. Научно - фантастические и в то же время философские произведения Г. Гуревича помогают… Подробнее  Купить за 330 руб
  • Ордер на любов (збірник), Валентин Чемерис. Що може бути цікавішим за її величність Історію? Тільки Історія, про яку розповідають цікаво, небайдуже та неупереджено. Саме так, як це робить Валентин Чемерис (нар. 1936) – відомий… Подробнее  Купить за 123.75 руб электронная книга
Другие книги по запросу «Ордер» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»