Ордер это:

Ордер
I О́рдер (нем. Order, франц. ordre, от лат. ordo — ряд, порядок)
        письменный приказ, предписание, распоряжение. Например, приказ кассе о выплате денег, документ, дающий право на вселение в жилое помещение, предписание следственных органов на производство обыска, выемки (изъятия) различных бумаг, ценностей и др. предметов, имеющих значение вещественных доказательств, и т.д.
II О́рдер
        регламентированное по направлениям и дистанциям взаимное расположение военных кораблей на переходе морем и во время боя. Создаётся в целях обороны боевого или походного порядка кораблей от возможных атак самолётов, подводных лодок, торпедных катеров и др. надводных кораблей противника, а также для преодоления минных заграждений. Охраняющие корабли О. располагаются так, чтобы своевременно обнаружить противника и своим оружием сорвать его атаку. В зависимости от главной угрозы О. может быть противовоздушным, противолодочным, противокатерным, противоминным, противоатомным и т.д.
III О́рдер
        архитектурный, тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно-балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов. Различные О. применялись в зодчестве многих народов с древнейших времён (например, в Древнем Египте, древнем Иране). Большую роль в развитии европейской архитектуры сыграли т. н. классические О., сложившиеся в Древней Греции и затем претерпевшие некоторую эволюцию в Древнем Риме: дорический, ионический, коринфский. Распространённое в мировом архитектуроведении мнение, что древне-греческие О. возникли в результате постепенного (по традиции) переноса элементов деревянной конструкции в каменное строительство и достигли художественного совершенства в 5 в. до н. э., получив совершенные, «канонические» пропорции, не подтверждается данными археологии. Советские исследователи выдвинули предположение, что основные О. — Дорический ордер и Ионический ордер (ранний вариант без Фриза) — в качестве целостной композиционной системы появились уже в первых каменных храмах и др. общественных зданиях как сознательно обобщённое, полное художественных условностей отображение деревянных конструкций зодчества дорийцев (См. Дорийцы)и ионийцев (См. Ионийцы). Прототипом дорического О. были постройки с плоским перекрытием по балкам и двускатной крышей, крытой соломенной или камышовой (позднее — черепичной) кровлей, прототипом ионического — постройки с плоской крышей (земляная кровля поверх сплошного настила из брусьев или мелкого круглого леса). Строгий и торжественно-монументальный дорический О., появившийся в начале 6 в. до н. э., состоит из следующих частей: 1) трёхступенчатого основания — Стереобата; 2) каннелированной (см. Каннелюры) несущей колонны (См. Колонна) (обычно с Энтазисом), завершенной Капителью, состоящей из Абака (абаки) и Эхина; 3) несомой части — Антаблемента, включающего Архитрав, фриз с чередующимися Триглифами и метопами (См. Метопы) и Карниз; последний состоит из поддерживающих обломов (См. Обломы), выносной плиты, украшенной снизу Мутулами (они изображают концы стропильных ног с шляпками бронзовых гвоздей — гуттами — под ними), и венчающей симы (жёлоб с водосливами, нередко в виде львиных голов) или Антефиксов. Более изящный и украшенный, с большим количеством членений ионический О. появился около середины 6 в. до н. э.; колонна имеет круглую базу (См. База) сложного профиля, каннелюры, разделённые дорожками, капитель с Волютами, прикрывающими эхин, и тонким прямоугольным в плане абаком (абакой); антаблемент включает архитрав, разделённый на три полосы (фасции), и карниз с дентикулами (См. Дентикулы) под выносной плитой и высокой резной симой поверху. Аттический вариант ионического О., возникший ок. 525 до н. э. в сокровищницах, построенных ионийскими городами в Дельфах, и получивший развитие в 5 в. до н. э. в Афинах (храм Нике Аптерос, северный портик Эрехтейона), является сочетанием обоих основных О.: вместо дентикул в нём сплошная полоса фриза, нередко украшенная рельефом. С 4 в. до н. э. известны и др. варианты О., в которых отдельные элементы, восходившие к особенностям различных конструкций, потеряли смысловую связь с прототипами и применялись как декор (например, сочетания дентикул с непрерывным или триглифным фризом). Коринфский ордер отличается от ионического лишь колоколообразной капителью, покрытой стилизованными листьями аканта. Общепонятное образное членение О. на несущие и несомые части, связанные системой выразительных обломов, сделало ордерную систему к середине 5 в. до н. э. гибким художественным языком классической архитектуры. Вместо впечатляющей, но несколько монотонной суровой мощи монументальных храмов эпохи архаики сооружения приобрели большее разнообразие. При общей тенденции к большей стройности и облегчению О., наметившейся при переходе от архаики к классике и эллинизму, соотношения частей О. в Древней Греции всё же не получили застывшую «каноническую» форму, как это считали теоретики архитектуры с эпохи эллинизма до наших дней. На практике архитекторы постоянно пользовались тем, что малейшее изменение соотношений между частями О. позволяло придавать ему и сооружению в целом разнообразные Масштабность и характер, выражение могучей силы или лёгкого изящества и т.д. Эти свойства О., а также возможность различного, в том числе подчёркнуто условного, их применения для характеристики др. архитектонических систем (например, стены) объясняют неповторимую индивидуальность древне-греческих построек в эпоху классики, а также широкое применение О. в различные исторические эпохи для решения совершенно иных по сравнению с греческими идейных и художественных задач (в архитектуре Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма). В Древнем Риме возникли Тосканский ордер (упрощённый вариант дорического; колонна без каннелюр, но с базой, фриз — всегда гладкий) и композитный О., в котором коринфские капители сочетаются с ионическими волютами. Коринфский О. в архитектуре Древнего Рима отличался усложнённостью обломов, их богатым резным декором, сложностью Модульонов под карнизной плитой; колонны нередко ставились на квадратные в плане пьедесталы. В эпоху Древнего Рима и позже получили распространение многоярусные ордерные композиции, ордерное членение стены с использованием полуколонн и пилястр (См. Пилястра), известные ещё в Древней Греции; распространилось применение О. или отдельных его элементов в сочетании со сводчатыми и арочными конструкциями [напр., Колизей, древне-римские базилики и ротонды, арочные колоннады в эпоху Возрождения]; условность наложенных на стену ордерных членений подчёркивалась различными способами (например, Раскреповками антаблемента над опорами). Начиная с 15 в. О. стал одним из важнейших компонентов западно-европейской архитектуры (в русском зодчестве О. начал широко применяться с конца 17 в.).
         Теоретическое освоение классического О. (Витрувий, Альберти, Виньола, ряд авторов 16—18 вв.) в основном сводилось к описанию элементов и поискам канонических пропорций, в определении которых теоретики вступали в противоречие между собою и историческим опытом архитектуры. Догматическое понимание теории О. в европейских архитектурных академиях в условиях псевдоклассического эклектизма 19 в. способствовало укреплению взгляда на архитектуру как на искусство, подчинённое внеисторическим законам красоты; при этом стремились найти эквивалент абсолютно прекрасного в постоянных математических отношениях. В 20 в. использование (преимущественно декоративное) О. характерно для архитектуры, связанной с неоклассическими тенденциями.
         Лит.: Витрувий, Десять книг об архитектуре, пер. с [итал.], т. 1, М., 1936; Альберти Л. Б., Десять книг о зодчестве, т.1—2, М., [1935]—37; Виньола, Правило пяти ордеров архитектуры, пер. с [итал.], М., 1939; Михайловский И. Б., Теория классических архитектурных форм, 3 изд., М., 1944; Михайлов Б. П., Витрувий и Эллада, М., 1967; Маркузон В. Ф., Архитектурные ордера. Происхождение ордера, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 2, М., 1973, с. 33—52; Sommerson J., The classical language of architecture, L., 1963.
         В. Ф. Маркузон.
        Разновидности ордера в Древней Греции. А — деревянный прототип ионического ордера. В — эолийская капитель (от которой, возможно, произошла ионическая) и её прототип в дереве. Г — дорический ордер: 1 — сима; 2 — выносная плита; 3 — мутул; 4 — гутты, или капли; 5 — триглиф; 6 — метопа; 7 — тения; 8 — полочка, или регула, с каплями; 9 — абак (абака); 10 — эхин; 11 — ремешки; 12 — шейка капители, или гипотрахелион; 13 — каннелюры; 14 — стилобат (верхняя ступень стереобата). Д — ионический ордер (справа — более ранний, исходный малоазийский тип, слева — более поздний аттический тип): 1 — сима; 2 — выносная плита; 3 — фриз; 4 — зубчики, или дентикулы; 5 — тения; 6 — фасции архитрава; 7 — абак; 8 — волюта; 9 — эхин; 10 — каннелюры с дорожками между ними; 11 — полувал, или торус; 12 — скоция; 13 — плинт; 14 — стилобат.
        Разновидности ордера в Древней Греции. А — деревянный прототип ионического ордера. В — эолийская капитель (от которой, возможно, произошла ионическая) и её прототип в дереве. Г — дорический ордер: 1 — сима; 2 — выносная плита; 3 — мутул; 4 — гутты, или капли; 5 — триглиф; 6 — метопа; 7 — тения; 8 — полочка, или регула, с каплями; 9 — абак (абака); 10 — эхин; 11 — ремешки; 12 — шейка капители, или гипотрахелион; 13 — каннелюры; 14 — стилобат (верхняя ступень стереобата). Д — ионический ордер (справа — более ранний, исходный малоазийский тип, слева — более поздний аттический тип): 1 — сима; 2 — выносная плита; 3 — фриз; 4 — зубчики, или дентикулы; 5 — тения; 6 — фасции архитрава; 7 — абак; 8 — волюта; 9 — эхин; 10 — каннелюры с дорожками между ними; 11 — полувал, или торус; 12 — скоция; 13 — плинт; 14 — стилобат.
        Ордер в Древнем Риме: А — дорический; Б — тосканский; В — ионический; Г — коринфский; Д — композитный.
        Ордер в Древнем Риме: А — дорический; Б — тосканский; В — ионический; Г — коринфский; Д — композитный.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Синонимы:

Смотреть что такое "Ордер" в других словарях:

  • ОРДЕР — (фр.). Письменное предписание, приказ; назначение, на чье имя должен быть писан переводный вексель, которое делает ремитент трассенту. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ОРДЕР предписание, приказ.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ОРДЕР — архитектурный, определённое соотношение несущих (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомых (архитрав, фриз и карниз, вместе составляющие антаблемент) частей стоечно балочной конструкции, их структура и художественная обработка.… …   Современная энциклопедия

  • ОРДЕР — ОРДЕР, ордера, мн. ордера, муж. (от франц. ordre приказ). 1. Письменное предписание, распоряжение (офиц.). Ордер на производство ареста. Ордер на въезд в новый дом. || Платежное распоряжение (фин., бух.). Кассовый ордер. || Документ на выдачу… …   Толковый словарь Ушакова

  • ордер — См …   Словарь синонимов

  • ордер — 1. ОРДЕР, а; мн. ордера; м. [от франц. ordre приказ, порядок] Письменное предписание, распоряжение, документ на выдачу, получение чего л. Кассовый, расходный о. О. на арест. Получил о. на квартиру. ◁ Ордерный, ая, ое. О ая выдача товара. 2. ОРДЕР …   Энциклопедический словарь

  • ордер — В архитектуре определённая художественная система стоечно балочной конструкции, состоящая из колонн и антаблемента [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] ордер Письменный приказ, предписание (напр.,… …   Справочник технического переводчика

  • ОРДЕР — архитектурный определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОРДЕР — (Order) геометрическая схема расположения частей флота на походе. Обычно разрабатывается для типовых походных порядков. Глубиной ордера называется протяженность его по направлению движения, а шириной протяженность его в направлении,… …   Морской словарь

  • ОРДЕР — бухгалтерский документ, содержащий приказ на совершение опре деленной операции денежными средствами или товарно материальными ценностями; приказ (поручение) брокеру о покупке или продаже ценных бумаг, то варов, контрактов. Словарь финансовых… …   Финансовый словарь

  • Ордер — (Order, Warrant) — письменный приказ, предписание (напр., кассовый ордер) …   Экономико-математический словарь

  • Ордер — (от лат. ordo ряд, порядок; англ. order, warrant, voucher; фр. ordre; нем. Order) официальный письменный приказ, предписание; документ на выдачу, получение чего либо; правоустанавливающий документ. Напр., права пользования участками лесного фонда …   Энциклопедия права

Книги

  • Ордер. Книга 1, Разживин Лео. В трактате Витрувия «Десять книг об архитектуре» ордер - инструмент изучения подходов к градостроительству в контексте космологии, мифологии и основ возведения архитектурных единиц. Шесть… Подробнее  Купить за 392 руб
  • Ордер. Книга 1, Лео Разживин. В трактате Витрувия "Десять книг об архитектуре" ордер - инструмент изучения подходов к градостроительству в контексте космологии, мифологии и основ возведения архитектурных единиц. Шесть… Подробнее  Купить за 332 руб
  • Ордер на молодость, Георгий Гуревич. Издание 1990 года. Сохранность хорошая. В сборник вошли рассказы и повесть `Ордер на молодость`. Научно - фантастические и в то же время философские произведения Г. Гуревича помогают… Подробнее  Купить за 330 руб
Другие книги по запросу «Ордер» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»