Мочалов это:

Мочалов
        Павел Степанович [3(15).11.1800, Москва, — 16(28).3.1848, там же], русский актёр. Готовился к сцене под руководством отца — видного актёра московской драматической труппы, в прошлом крепостного актёра — С. Ф. Мочалова. После дебюта в роли Полиника («Эдип в Афинах» Озерова) был принят в 1817 на московскую императорскую сцену (с 1824 — Малый театр). Начав деятельность в годы бурного подъёма национального самосознания и культуры, в период формирования эстетики декабристского романтизма, М. придал воспринятым им освободительным настроениям ярко демократический, стихийно бунтарский характер. Уже в начале деятельности, выступая в произведениях П. Корнеля (Гораций — «Гораций»), Вольтера (Танкред — «Танкред»), М. не только разрушал стилистику классицистской трагедии, но и вносил в трактовку своих ролей трагизм нового, романтического типа. Драмы В. А. Озерова (Фингал — «Фингал»; Димитрий Донской — «Димитрий Донской») были для М. переходным звеном к романтическому репертуару. Не проявляя особого внимания к соблюдению исторического колорита, поискам характерности или декоративной импозантности образа, М. захватывал зрителя страстной силой и глубиной чувств, богатством и контрастом их неожиданных переходов. Среди ролей М. в мелодраме и романтической драме: Юлий («Железная маска» Цшокке), Жермани («Тридцать лет, или Жизнь игрока» Дюканжа), Кин («Кин, или Гений и беспутство» Дюма-отца), Бидерман («Смерть или Честь» Полевого) и др. Художник огромной творческой активности, М. нередко в корне переосмысливал свои роли. Так, в его исполнении Мейнау (мелодрама «Ненависть к людям и раскаяние» Коцебу, 1826) вырастал в фигуру байроновского масштаба. Бунт человека свободных взглядов против общества, основанного на корыстолюбии и насилии, с особенной яркостью проявился у М. в таких ролях шиллеровского репертуара, как Карл Моор («Разбойники», 1828) и Фердинанд («Коварство и любовь», 1829). Важнейшее место в творчестве М. занимали роли в трагедиях Шекспира: Отелло («Отелло», 1837), Лир («Король Лир», 1839), Ричард III («Ричард III», 1839), Ромео («Ромео и Джульетта», 1841). Крупнейшим созданием М. был образ Гамлета («Гамлет» Шекспира, 1837). В обстановке реакции 1830-х гг. драма Гамлета была для М. драмой сильной и одинокой личности, гибнущей вследствие осознания огромного разрыва между гуманистическими требованиями и реальной действительностью. Выступление М. стало выдающимся художественным событием, вызвавшим появление известной статьи В. Г. Белинского «“Гамлет”, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» (1838). М. проявлял постоянный интерес к современной русской литературе, особенно к драме и лирике (он сам писал стихи). Обладая глубоким поэтическим чувством, особым мастерством произнесения стихотворного текста, М. исполнял роли Керим-Гирея и Алеко в инсценировках (А. А. Шаховского) поэм А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и «Цыгане». Он создал драматическую композицию по стихотворению Пушкина «Чёрная шаль» (с музыкой А. Н. Верстовского), с которой выступал в концертах. Одна из наиболее значительных ролей М. — Чацкий («Горе от ума» Грибоедова, 1831), в трактовке которой он отразил драму своего поколения, оживил образ вольнолюбивого героя декабристской поры. Вокруг творчества М. велась ожесточённая идейно-эстетическая борьба, связанная с демократизацией русской сцены и её национальным самоопределением. М. способствовал утверждению в театре непосредственности актёрского переживания, острого ощущения связи художника со своей эпохой, с её передовыми идеалами и драматическими противоречиями. Горячим поклонником и пропагандистом искусства М. был В. Г. Белинский, его талант высоко ценили Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский. А. И. Герцен писал: «Щепкин и Мочалов, без сомнения, два лучших артиста изо всех виденных мною в продолжении тридцати пяти лет и на протяжении всей Европы. Оба принадлежат к тем намекам на сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают незыблемой нашу веру в будущность России» (Собрание соч., т. 17, 1959, с. 268—69). К. С. Станиславский видел в М. одного из гениев мирового театра.
         Лит.: Соболев Ю. В., Павел Мочалов, М., 1937; Белинский В. Г., О драме и театре, М. — Л., 1948; Павел Степанович Мочалов. [Сборник], М., 1953; Дмитриев Ю., Мочалов — актёр-романтик, М., 1961.
         Т. М. Родина.
        П. С. Мочалов в роли Мейнау («Ненависть к людям и раскаяние» А. Коцебу). Художник В. Каракалпаков.
        П. С. Мочалов в роли Мейнау («Ненависть к людям и раскаяние» А. Коцебу). Художник В. Каракалпаков.
        П. С. Мочалов.
        П. С. Мочалов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Мочалов" в других словарях:

  • МОЧАЛОВ — Павел Степанович (1800 1848), актёр, представитель романтизма в русском театре. В 1817 на московской сцене (с 1824 в Малом театре). Отвлекаясь от бытовой и исторической конкретности (отсюда невнимание к костюму, гриму и пр.), Мочалов стремился в… …   Русская история

  • Мочалов — (Павел Степанович) знаменитый трагик. Родился в Москве 3ноября 1800 года; отец его был известным в свое время актером трагиком.М. не получил систематического образования. 17 ти лет он дебютировал суспехом в московском театре в роли Полиника в… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Мочалов — Мочалов  русская и чувашская (от чуваш. Мунчала) фамилия. Известные носители Мочалов, Алексей Владиленович (род. 1956)  российский оперный певец (бас) Мочалов, Владимир Георгиевич (1948)  художник карикатурист (Мульт личности,… …   Википедия

  • Мочалов, Лев Всеволодович — Род деятельности: искусствовед, поэт Дата рождения: 24 мая 1928(1928 05 24) (84 года) Место рождения …   Википедия

  • Мочалов, Сергей Павлович — Дата рождения: 12 марта 1955(1955 03 12) (57 лет) Место рождения: посёлок Темиртау, Таштагольский район, Кемеровская область, РСФСР Страна …   Википедия

  • Мочалов Павел Степанович — [3(15).11.1800, Москва, ≈ 16(28).3.1848, там же], русский актёр. Готовился к сцене под руководством отца ≈ видного актёра московской драматической труппы, в прошлом крепостного актёра ≈ С. Ф. Мочалова. После дебюта в роли Полиника («Эдип в… …   Большая советская энциклопедия

  • Мочалов Павел Степанович — Мочалов, Павел Степанович знаменитый трагик (1800 1848), сын известного московского актера, бывшего дворового человека помещика Демидова. Учился в пансионе братьев Терликовых, одно время состоял слушателем Московского университета. С детства… …   Биографический словарь

  • Мочалов Павел Степанович — (1800 48), рус. актер. Дебютировал в 1817 на моск. сцене (с 1824 в Малом театре). Прославился как «первый романтич. любовник» и «герой» драмы «Бури и натиска». Актер бурного темперамента, захватывающий зрителя силой чувства и страсти. А. И.… …   Лермонтовская энциклопедия

  • МОЧАЛОВ Павел Степанович — (1800 48) российский актер. Крупнейший представитель романтизма в русском театре. С 1817 на московской сцене (с 1824 в Малом театре). Прославился в трагедиях У. Шекспира (Гамлет Гамлет ), Ф. Шиллера (Карл Моор, Фердинанд Разбойники , Коварство и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мочалов, Павел Степанович — знаменитый трагик. Родился в Москве 3 ноября 1800 года; отец его был известным в свое время актером трагиком. М. не получил систематического образования. 17 ти лет он дебютировал с успехом в московском театре в роли Полиника, в трагедии Озерова… …   Большая биографическая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Мочалов» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»