Мицкевич это:

Мицкевич
I Мицке́вич (Mickiewicz)
        Адам (24.12.1798, Заосье близ Новогрудка, ныне БССР, — 26.11.1855, Константинополь), польский поэт, деятель национально-освободительного движения. Сын обедневшего шляхтича, адвоката. Учился на историко-филологическом факультете Виленского университета (1815—19). Учительствовал в Ковно (ныне Каунас; 1819—23). Ранние произведения М. (первое стихотворение опубликовано в 1818) свидетельствуют об увлечении вольнодумными традициями Просвещения (пер. отрывка из «Орлеанской девственницы» Вольтера; поэмы «Мешко, князь Новогрудка», 1817, «Картофель», 1819, — обе опубликованы полностью в 1948). С 1817 участвовал в создании и деятельности патриотических молодёжных кружков «филоматов» (См. Филоматы) и «филаретов» («любящих добродетель»), написал для них ряд программных стихотворений, в том числе «Оду к юности» (1820), проникнутую романтическим энтузиазмом молодёжи, мечтавшей о борьбе за свободу. Первый стихотворный сборник М. («Поэзия», т. 1, 1822) стал манифестом романтического направления в польской литературе. Во 2-й том «Поэзии» (1823) вошла романтическая лироэпическая поэма «Гражина», положившая начало жанру т. н. польской «поэтической повести»; написанная на сюжет из истории Литвы, она утверждала подвиг и самопожертвование героической личности. В этот том включена также драматическая поэма «Дзяды» (ч. 2, 4), где поиски нового содержания и формы на основе народности, понятой в духе романтизма (изображение простонародного обряда поминовения умерших), соединялись с художественной трактовкой личной темы: герой, страдающий от мук несчастливой любви и обличающий общество, поправшее «права сердца».
         Арестованный (1823) по делу филоматско-филаретских организаций, М. был в 1824 выслан из Литвы и до 1829 пробыл в России (Петербург, Одесса, Москва, снова Петербург), где сблизился с участниками декабристского движения (К. Ф. Рылеев, А. А. Бестужев) и видными писателями (А. С. Пушкин и др.), высоко оценившими его талант. Эти дружеские связи способствовали созреванию у М. идеи революционного союза народов России и Польши. В России вышла книга М. «Сонеты» (1826) — с циклом «Крымские сонеты», поразившим читателя великолепием пейзажных картин, проникновенным лиризмом, образом героя-«пилигрима», тоскующего о покинутой родине, и новыми для польской поэзии восточными мотивами. В 1828 была опубликована поэма «Конрад Валленрод» (о борьбе литовцев с тевтонской агрессией), изображавшая трагического героя — одинокого борца, который жертвует личным счастьем ради спасения народа; поэма оказала революционизирующее воздействие на современников. В книге «Поэзия» (т. 1—2, 1829) М. включил новые интимно-лирические стихи, поэму «Фарис», баллады.
         В 1829 М. выехал из России, посетил Германию, Швейцарию, Италию. После неудавшейся попытки присоединиться к Польскому восстанию 1830 поэт навсегда остался в эмиграции (жил преимущественно в Париже), продолжая литературную и революционную деятельность. В 3-й части «Дзядов» (1832) М. призвал соотечественников продолжать борьбу. Эгоизму и соглашательству «верхов» общества он противопоставил героизм и стойкость патриотической молодёжи (эпизоды следствия по делу «филаретов»), надежду на внутренние силы нации, создал титанический образ поэта Конрада; сочувствуя страданиям народа, герой вызывает на поединок бога, как виновника царящего в мире зла. Драма имела свободное, фрагментарное построение, два плана действия: фантастический и реальный. К ней примыкал эпический «Отрывок» — картины самодержавной России, гневный памфлет на царизм. Здесь же поэт выразил солидарность с передовыми людьми России (стихотворения «Памятник Петру Великому», «Русским друзьям»). Вместе с тем в 3-й части «Дзядов» (как и в художественно-публицистическом соч. «Книги польского народа и польского пилигримства», 1832) М. излагает доктрину т. н. «польского мессианизма», согласно которой страдания Польши связаны с особым историческим призванием народа-мученика — «Христа народов». Поэт призывает польскую эмиграцию к участию во «всеобщей войне за вольность народов», в европейской революции (эти же мысли содержатся в статьях М. в газете «Пельгжим польски» — «Pielgrzym Polski», 1832—33).
         В 1834 опубликовал последнее крупное произведение М. — поэма «Пан Тадеуш». Эта польская национальная эпопея, в которой отчётливо проявились реалистические тенденции, стала энциклопедией старопольского быта, шедевром словесной живописи, типизации и индивидуализации персонажей; с юмором и грустью рисует М. мир шляхетской старины, не затушёвывая его пороков, понимая его историческую обречённость и в то же время любуясь его красочностью. В последующие годы М. почти не писал (последний взлёт его вдохновения — несколько лирических стихов, 1838—39). Он вёл активную общественную и культурную деятельность: в 1839—40 читал курс римской литературы в Лозанне, затем (до 1844) занимал кафедру славянских литератур в парижском Коллеж де Франс. В 1841 обозначился кризис в мировоззрении поэта: он вступил в секту мистика А. Товяньского. В 1848 М. возобновил революционную деятельность: создал польский легион, сражавшийся за свободу Италии, в Париже сотрудничал в газете «Трибюн де пёпль» («La Tribune des peuples», 1849), выступал со статьями революционно-демократического характера, проявляя интерес к утопическому социализму, призывая к революционному союзу народов. Во время Крымской войны 1853—56 (См. Крымская война 1853-56) М. отправился с политической миссией в Константинополь, где умер от холеры (его прах, захороненный в Париже, был перенесён в Краков в 1890).
         Поэзия М. имела огромное значение для польского национально-освободительного движения, для развития демократической мысли, обновления польской литературы; она обогатила литературный язык, стихосложение, поэтические жанры. Существенна роль М. в развитии польского театра (постановки его «Дзядов», многочисленные высказывания по вопросам драматургии). В России М. приобрёл популярность ещё при жизни. Его стихи переводили А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, К. Ф. Рылеев, И. И. Козлов, Н. П. Огарев, А. Н. Майков, М. Л. Михайлов, А. А. Фет, В. Я. Брюсов, И. А. Бунин и др.
        
         Соч.: Dzieła. Wydanie narodowe, t. 1—16, Warsz., 1949—55; Dzieła. AVydanie jubileuszowe, t. 1—16; Warsz., 1955; Dzieła wszystkie, t. 1, 4, Warsz., 1969—72; в рус. пер. — Собр. соч., т. 1—5, М., 1948—54; Избр. произв. [Со ст. А. В. Луначарского «Мицкевич и Россия»], М. — Л., 1929; Стихотворения. Поэмы, М., 1968.
        
         Лит.: Горский И. К., А. Мицкевич, М., 1955; Живов М. С., А. Мицкевич, М., 1956; Рыльский М. Ф., Поэзия А. Мицкевича, М., 1956; А. Мицкевич в русской печати. 1825—1955, М. — Л., 1957; Яструн М., Мицкевич, [пер. с польск.], М., 1963; Kleiner J., Mickiewicz, t. 1—2, Lublin. 1948; Adam Mickiewicz, Zarys bibliograficzny, Warsz., 1957; Kronika zycia i twórczości Mickiewicza, Warsz., 1966; Słownik języka Adama Mickiewicza, t. 1—7, Wr. — Warsz. — Kr., 1962—71.
         Б. Ф. Стахеев.
        А. Мицкевич. «Пан Тадеуш». Илл. М. Э. Андриолли. 1880-е гг.
        А. Мицкевич. «Пан Тадеуш». Илл. М. Э. Андриолли. 1880-е гг.
        А. Мицкевич и А. С. Пушкин, Горельеф М. Мильбергера. Установлен на доме, в котором встречались А. С. Пушкин и А. Мицкевич (ныне по ул. Немировича-Данченко в Москве).
        А. Мицкевич и А. С. Пушкин, Горельеф М. Мильбергера. Установлен на доме, в котором встречались А. С. Пушкин и А. Мицкевич (ныне по ул. Немировича-Данченко в Москве).
        А. Мицкевич.
        А. Мицкевич.
II Мицке́вич
        Сергей Иванович [6(18).8.1869, Яранск, ныне Кировской обл., — 12.9.1944, Москва], советский врач, партийный и государственный деятель, один из первых организаторов советского здравоохранения. Член Коммунистической партии с 1893. В 1893 окончил медицинский факультет Московского университета. Со студенческих лет участвовал в революционном движении. Cовместно с А. Н. Винокуровым организовал (1893) первую в Москве марксистскую группу, ставшую ядром московского «Рабочего союза». В 1894 арестован, с 1897 — в ссылке (Якутия), где работал окружным врачом; организовал в Среднеколымске больницу и лепрозорий, изучал специфические заболевания местного населения (см. Одержимость). С 1903 врач в Москве, с 1906 в Нижнем Новгороде, с 1914 в Саратове. После Октябрьской революции 1917 член медицинской коллегии Наркомата внутренних дел, член Совета врачебных коллегий. В 1918 заместитель заведующего Московским отделом народного образования. С 1919 помощник начальника санчасти Южного и Юго-Западного фронтов, затем работал в органах народного образования. Один из организаторов (1922) и директор (1924—34) Музея Революции. В 1922—24 член коллегии Истпарта при ЦК РКП(б). Делегат 9-го съезда РКП(б). В последние годы жизни занимался литературной деятельностью.
        
         Соч.: Мэнэрик и эмпряченье. Формы истерии в Колымском крае, Л., 1929; На грани двух эпох. От народничества к марксизму, М., 1937; Революционная Москва. 1888—1905, М., 1940; Записки врача-общественника, 2 изд., М., 1969.
        
         Лит.: Мицкевич Е., Одной лишь думы власть, [M.], 1971.
         Б. Д. Петров.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Мицкевич" в других словарях:

  • Мицкевич — Мицкевич, Адам Запрос «Мицкевич» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Адам Мицкевич Adam Mickiewicz Литография (1827) …   Википедия

  • Мицкевич — По происхождению польская или белорусская. Основа имя Митя от Дмитрия (см. Митяев), а в этих языках происходит замена ц т Миткевич и стал Мицкевич. (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) …   Русские фамилии

  • МИЦКЕВИЧ — (Mickiewicz) Адам (1798 1855), польский поэт, деятель национально освободительного движения. Основоположник польского романтизма (статья О романтической поэзии , 1822; сборник Поэзия , том 1, 1822; поэмы Дзяды , части 2, 4, 1823, Гражина , 1823) …   Современная энциклопедия

  • МИЦКЕВИЧ — Евгений Петрович (1893 1959), разведчик, полковник. В органах госбезопасности СССР с 1924. В 1925 33 работал в странах Западной Европы, в 1934 37 на Дальнем Востоке и в США. В Великую Отечественную войну в центральном аппарате советской разведки …   Русская история

  • МИЦКЕВИЧ — Сергей Иванович (род. 1869), врач, старый большевик. Род. в г. Яранске, б. Вятской губ. Окончил в 1893 г. мед. фак т Московского ун та. Еще студентом принимал активное участие в студенческом движении, в кружках, в землячествах, в политических… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Мицкевич — (Mickie wicz) Адам (1798, Заосье, близ Новогрудка, ныне Белоруссия – 1855, Константинополь), польский писатель. Сын обедневшего шляхтича. Учился на историко филологическом ф те Виленского ун та (1815–19), ещё студентом начал писать стихи (1817),… …   Литературная энциклопедия

  • МИЦКЕВИЧ — 1 . (Mickiewicz), Адам (24.XII.1798 26.XI.1855) польск. поэт и деятель освободит. движения. Род. близ Новогрудка в семье обедневшего шляхтича. В 1815 19 учился в Виленском ун те, в 1819 23 преподаватель в Ковно. Выслан из Литвы (1824) в глубь… …   Советская историческая энциклопедия

  • МИЦКЕВИЧ — (Mickiewicz), Адам (24 дек. 1798 – 26 ноября 1855) – польский поэт, деятель польского освободит. движения. Учился в Виленском ун те (1815–19). Высланный за пределы Литвы (1824–29) за участие в патриотич. организациях филоматов и филоретов и живя… …   Философская энциклопедия

  • МИЦКЕВИЧ — (Адам М. (1798 1855) польский поэт) Земля в каждом каменном выеме, Трава перед всеми дверьми. Где с гордою лирой Мицкевича Таинственно слился язык Грузинских цариц и царевичей Из девичьих и базилик. П956 (II,94) …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Мицкевич А. — Мицкевич А. МИЦКЕВИЧ Адам (1798 1855) величайший польский поэт. Происходил из мелкопоместной шляхты, в которой во времена М. шел усиленный процесс расслоения. В ту пору русское самодержавие, стремясь сделать Польшу поставщиком промышленной… …   Литературная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Мицкевич» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»