Михайловский это:

Михайловский
I Михайло́вский
        Борис Васильевич [21.11(3.12).1899, Москва, — 23.2.1965, там же], советский литературовед, искусствовед, доктор филологических наук (1939). Профессор МГУ (1943—65). Заведующий сектором изучения М. Горького в институте мировой литературы АН СССР им. М. Горького (1946—60). Основные труды посвящены рус. литературе 20 в. и творчеству Горького.
        
         Соч.: Русская литература ХХ в. С 90-х годов XIX в. до 1917 г., М., 1939; Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XIV в. до начала XVIII в., М. — Л., 1941 (совм. с Б. Пуришевым); Драматургия М. Горького эпохи первой русской революции, 2 изд., М., 1955; Творчество М. Горького и мировая литература. 1892—1916, М., 1965; Творчество М. Горького, 3 изд., переработ., М., 1969 (совм. с Е. Тагером); Избранные статьи о литературе и искусстве, М., 1969.
II Михайло́вский
        Николай Георгиевич (1852—1906), русский писатель; см. Гарин (См. Гарин Н.) Н.
III Михайло́вский (псевдонимы — Гроньяр, Посторонний, Профан и др.)
        Николай Константинович [15(27).11. 1842, Мещовск, ныне Калужской обл., — 28.1(10.2).1904, Петербург], русский публицист, социолог, один из теоретиков народничества (См. Народничество), литературный критик. Из дворян. Учился в Петербургском институте горных инженеров. Литературную деятельность начал в 1860. С 1868 — в журнале «Отечественные записки», сначала сотрудник, затем один из редакторов. В 1879 сблизился с организацией народников «Народная воля», публиковал статьи в газете «Народная воля». После закрытия «Отечественных записок» (1884) сотрудничал в журнале «Северный вестник» и «Русская мысль», в газете «Русские ведомости». Высылался из Петербурга (в 1882, 1891) за связи с революционными организациями. С 1892 один из редакторов журнала «Русское богатство», органа либеральных народников.
         Талантливый публицист, М. пользовался большой популярностью в демократических и революционных кругах России конца 19 в. В работах «Литературные заметки», «Записки профана», «Письмо о правде и неправде», «Письма к учёным людям», «Письма постороннего в редакцию "Отечественных записок "» и др. звал русскую интеллигенцию к служению интересам народа, пробуждал чувство личной ответственности за судьбы страны, отстаивал демократические традиции, выступал против идейной реакции.
         М. считал себя хранителем и продолжателем традиции Н. Г. Чернышевского, однако в своём мировоззрении, особенно в философии, он «...сделал шаг назад от Чернышевского...» (Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 24, с. 335) к позитивизму. В социологии ему наравне с П. Л. Лавровым принадлежит разработка идеи о свободном выборе «идеала», которая философски обосновывала возможность изменить общественное развитие в избранном передовой интеллигенцией направлении. Наиболее полное выражение эта идея получила в т. н. субъективном методе социологии, объявлявшем отдельную личность («неделимое») исходным пунктом исторического исследования и высшим мерилом общественного прогресса («Что такое прогресс?», «Аналогический метод в общественной науке». «Теория Дарвина и общественная наука», «Что такое счастье?», «Борьба за индивидуальность» и др.). Ложная в теоретическом отношении, эта «формула прогресса» М. тем не менее отвечала настроениям передовой разночинной интеллигенции, т. к. выдвигала борьбу с существующим строем в качестве безоговорочного требования в деятельности развитой личности. Характер мировоззрения М. определил его двойственное отношение к К. Марксу. Защищая «Капитал» Маркса от нападок либерального публициста Ю. Г. Жуковского («Карл Маркс перед судом Ю. Жуковского»), М., однако, не понял сущности теории и метода основоположника научного социализма.
         Как политический мыслитель М. сформировался под воздействием революционного народнического движения 70-х гг. Пришёл к выводу о необходимости коренным образом изменить политический строй в стране. В 1879 написал знаменитые «Письма социалиста», развенчав в них идеологию аполитизма. После покушения 1 марта 1881 на Александра II редактировал письмо Исполнительного комитета «Народной воли», в котором были изложены требования к Александру III. Разгром «Народной воли» и последовавшая за ним политическая и общественная реакция привели М. к идейному кризису, который выразился в его теории «героев и толпы», объяснявшей механизм коллективного действия склонностью человека к подражанию [«Герои и толпа», «Научные письма (к вопросу о героях и толпе)», «Патологическая магия», «Ещё о толпе» и др.]. В 80-е гг. критиковал теорию «малых дел» (см. «Малых дел теория») и толстовство. В начале 90-х гг. выступал против русских марксистов, огульно обвиняя их в защите капитализма и отказе от «наследства 60—70-х гг.». В. И. Ленин, Г. В. Плеханов доказали несостоятельность доктрины крестьянского социализма, которую отстаивали М. и другие либеральные народники.
         М. — литературный критик продолжал традиции школы Чернышевского и Н. А. Добролюбова. Он рассматривал писателя как нравственного судью общества, а литературу как голос совести, подвергающий действительность разбору с точки зрения определённого идеала. Литературно-критические работы М. посвящены Л. Н. Толстому, Ф. М. Достоевскому, Г. И. Успенскому, В. М. Гаршину, М. Горькому и др. Значительный общественный резонанс получили статьи «Десница и шуйца Льва Толстого» и «Жестокий талант». М. выступал, с одной стороны, против «чистого искусства», с другой — против натурализма.
         В. И. Ленин, беспощадно критикуя политические ошибки М., показывая теоретическую несостоятельность его мировоззрения, тем не менее выделял М. из либерально-народнических публицистов, отмечая не только его слабости и заблуждения, но и исторические заслуги перед освободительным движением (см. там же, с. 336).
        
         Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—8, 10 (указат. лит.), СПБ, 1906—14; Последние сочинения, т. 1—2, СПБ, 1905; Литературно-критические статьи, М., 1957.
        
         Лит.: Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же; его же, От какого наследства мы отказываемся, там же, т. 2; его же, Народники о Н. К. Михайловском, там же, т. 24; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю, в его кн.: Избранные философские произведения, т. 1, М., 1956; Горев Б. И., Н. К. Михайловский, М., 1931; Бялый Г. А., Н. К. Михайловский, в кн.: История русской критики, т. 2, М. — Л., 1958; История русской экономической мысли, т. 2, ч. 2, М., 1960; Седов М. Г., К вопросу об общественно-политических взглядах Н. К. Михайловского, в сборнике: Общественное движение пореформенной России, М., 1965; Твардовская В. А., Н. К. Михайловский и «Народная воля», в сборнике: Исторические записки, в. 82, М., 1968; Хорос В. Г., Народническая идеология и марксизм (конец XIX в.), М., 1972.
         И. К. Пантин.
        Н. К. Михайловский.
        Н. К. Михайловский.
IV Михайло́вский (Михайловски)
        Стоян Николов (7.1.1856, Елена, — 3.8.1927, София), болгарский писатель. Родился в семье просветителя и педагога Н. Михайловского. Изучал юриспруденцию во Франции (1875—77). Известность приобрёл как баснописец, автор поэм и стихов, направленных против буржуазной реакции (сборник «Железные струны», 1890, «Сегодня молот — завтра наковальня», 1905). В аллегорической поэме «Книга о болгарском народе» (1897) и сатирической прозе М. («Восточные легенды», 1904) содержится острая критика монархического правления в стране. Призыв разрушить мир насилия звучит в цикле стихов «Пролог к книге рабов» (1900), поэме «Точильщик» (1902). В первое десятилетие 20 в. в творчестве М. обозначились религиозно-мистические тенденции; с реакционных позиций он выступал в публицистике.
        
         Соч.: Избрани произведения, т. 1—2, С., 1960; в рус. пер. — [Стихи], в кн.: Антология болгарской поэзии, М., 1956; [Стихи], в кн.: Болгарская поэзия, т. 1, М., 1970.
        
         Лит. : Очерки истории болгарской литературы XIX—ХХ вв., М., 1959, с. 123—27; Тодоров А., С. Михайловски. Баснописец и сатирик, С., 1956.
         В. И. Злыднев.
V Миха́йловский
        посёлок городского типа, центр Михайловского района Алтайского края РСФСР. Расположен в Кулундинской степи, в 5 км от ж.-д. станции Михайловка-Алтайская. Заводы: сухого молока и железобетонных изделий; зерноживотноводческий совхоз. Близ М. — добыча соды из озёр, в поселке Малиновое Озеро — крупный содовый комбинат.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Михайловский" в других словарях:

  • Михайловский — фамилия и топоним: Фамилии Михайловский, Анатолий Борисович (р. 1935)  физик, специалист в области плазменных неустойчивостей, член корреспондент РАН. Михайловский, Аркадий Петрович (р. 1925)  адмирал, Герой Советского Союза [1].… …   Википедия

  • МИХАЙЛОВСКИЙ — (псевдонимы Гроньяр, Посторонний, Профан и др.) Николай Константинович (1842 1904) рус. публицист, литературный критик, социолог. Учился в Петербургском ин те горных инженеров; с 1868 ведущий сотрудник, а затем соредактор жур. «Отечественные… …   Философская энциклопедия

  • Михайловский — Николай Константинович (1842 1904). Русский социолог, публицист и литературный критик народнического направления. В конце 70 х гг. близок к Народной воле . Большое влияние на молодое поколение Михайловский приобретает в 80 х г.г., сначала как… …   1000 биографий

  • Михайловский — (Николай Константинович) выдающийся публицист,социолог и критик. Род. 15 ноября 1842 г. в Мещовске, Калужской губ., вбедной дворянской семье. Учился в горном корпусе, где дошел доспециальных классов. Уже в 18 лет выступил на литературное поприще …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • МИХАЙЛОВСКИЙ — Николай Константинович (1842 1904), социолог, публицист, литературный критик, идеолог народничества. В 1870 80 х гг. один из редакторов журнала Отечественные записки , с начала 90 х гг. журнала Русское богатство . Сторонник субъективного метода в …   Современная энциклопедия

  • МИХАЙЛОВСКИЙ — Николай Константинович (1842 1904) русский социальный философ и социолог, литературный критик, теоретик народничества, основатель (наряду с Лавровым) субъективной социологии. Основные сочинения: «Теория Дарвина и общественная наука» (1870… …   Новейший философский словарь

  • Михайловский — см. Михаев (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) …   Русские фамилии

  • МИХАЙЛОВСКИЙ — Николай Константинович (15.XI.1842 28.I.1904) рус. публицист, лит. критик, социолог, один из идеологов народничества. Из дворян Калужской губ. В 1863 из за участия в студенч. волнениях вынужден был оставить Петерб. ин т горных инженеров. Лит.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Михайловский — автор драмы "Кровавая месть" (СПб., 1836). {Венгеров}  Михайловский шт. капит., сост. опис. полев. электроосвет. прожект. стан. сист. "Шуккерт" (СПб. 1908). {Венгеров}  Михайловский свящ., авт. книги о посте (СПб., 1873).… …   Большая биографическая энциклопедия

  • МИХАЙЛОВСКИЙ — 1. МИХАЙЛОВСКИЙ Н. Г., см. ГАРИН Н. 2. МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович (1842 1904), социолог, публицист, литературный критик, один из лидеров и идеологов т. н. легального народничества. Ведущий сотрудник и редактор журналов Отечественные… …   Русская история

Книги

Другие книги по запросу «Михайловский» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»