Манн

Манн
I (Mann)
        Генрих (27.3.1871, Любек, — 12. 3. 1950, Санта-Моника, Калифорния), немецкий писатель и общественный деятель. Брат Т. Манна. Родился в старинной бюргерской семье, учился в Берлинском университете. При Веймарской республике был членом (с 1926), затем председателем отделения литературы прусской Академии искусств. В 1933—40 в эмиграции во Франции. С 1936 председатель Комитета германского Народного фронта, созданного в Париже. С 1940 жил в США (Лос-Анджелес). Ранние произведения М. несут на себе следы разноречивых влияний классических традиций немецкой, французской литератур, модернистских течений конца века. Проблема искусства, художника рассматривается М. сквозь призму социальных контрастов и противоречий современного общества. В романе «Земля обетованная» (1900) собирательный образ буржуазного мира дан в тонах сатирического гротеска. Индивидуалистические, декадентские увлечения М. сказались в трилогии «Богини» (1903). В последующих романах М. реалистическое начало укрепляется. Роман «Учитель Гнус» (1905) — обличение прусской муштры, пронизавшей систему воспитания молодёжи и весь правопорядок вильгельмовской Германии. Роман «Маленький город» (1909) в духе весёлой иронии и трагикомической буффонады изображает демократическую общественность итальянского городка. С начала 10-х годов 20 века развёртывается публицистическая и литературно-критическая деятельность М. (статьи «Дух и действие», «Вольтер и Гёте», обе — 1910; памфлет «Рейхстаг», 1911; очерк «Золя», 1915). За месяц до начала 1-й мировой войны 1914—18 М. закончил одно из самых значительных своих произведений — роман «Верноподданный» (1914, русский перевод с рукописи 1915; первое издание в Германии 1918). В нём дано глубоко реалистическое и одновременно символически-гротескное изображение нравов кайзеровской империи. Герой Дидерих Геслинг — буржуазный делец, оголтелый шовинист — многими чертами предвосхищает тип гитлеровца. «Верноподданным» открывается трилогия «Империя», продолженная в романах «Бедные» (1917) и «Голова» (1925), в которой подводится итог целому историческому периоду в жизни различных слоев немецкого общества накануне войны. Эти и другие романы М., созданные до начала 30-х годов, по реалистической ясности и глубине уступают «Верноподданному», однако все они отмечены резкой критикой хищнической сущности капитализма. В этом же русле развивается публицистика М. 20 — начала 30-х годов. Разочарование М. в способности буржуазной республики изменить общественную жизнь в духе подлинной демократии постепенно приводит его к пониманию исторической роли социализма. В практике совместной антифашистской борьбы М. в эмиграции сближается с деятелями КПГ, утверждается на позициях воинствующего гуманизма, по-новому осознаёт историческую роль пролетариата (статья «Путь германских рабочих»); против гитлеризма направлены сборники статей М. «Ненависть» (1933), «Настанет день» (1936), «Мужество» (1939). Созданная в эти годы дилогия о Генрихе IV — «Юность Генриха IV» (1935) и «Зрелость Генриха IV» (1938) — вершина позднего художественного творчества М. Исторический фон дилогии — французское Возрождение; герой Генрих IV, «гуманист на коне, с мечом в руке», раскрывается как носитель исторического прогресса. В романе много прямых параллелей с современностью. Последние книги М. и романы «Лидице» (1943), «Дыхание» (1949),«Приём в свете» (опубликован 1956), «Печальная история Фридриха Великого» (фрагменты опубликованы в ГДР в 1958—1960) отмечены большой остротой социального критицизма и вместе с тем резкой усложнённостью литературной манеры. Итог публицистики М. — книга «Обзор века» (1946), сочетающая в себе жанры мемуарной литературы, политической хроники, автобиографии. В книге, дающей критическую оценку эпохи, доминирует мысль о решающем воздействии СССР на мировые события. В послевоенные годы М. поддерживал тесные связи с ГДР, был избран первым президентом Германской академии искусств в Берлине. Переезду М. в ГДР помешала его смерть. Национальная премия ГДР (1949).
         Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1—4, 6, 7, 10—12, 14—15, B. — Weimar, 1965—72; Empfang bei der Welt, В. — Weimar, 1967; Der Atem, В. — Weimar, 1970; Verteidigung der Kultur..., B. — Weimar, 1971; в русском переводе — Полное собрание сочинений, т. 1—9, М., 1909—12; Сочинения [Вступительная статья И. Миримского], т. 1—8, М., 1957—58.
         Лит.: Фриче В., Сатира на германский милитаризм, в книге: Германский империализм в литературе, М., 1916; Анисимов И., Генрих Манн, в его книге: Мастера культуры, 2 изд., М., 1971; Серебров Н. Н., Генрих Манн. Очерк творческого пути, М., 1964; Знаменская Г., Генрих Манн, М., 1971; Pieck W., Ein unermüdlicher Kämpfer für den Fortschritt, «Neues Deutschland», B., 1950, 15 März, № 63; Abusch A., Über Heinrich Mann, в его книге: Literatur im Zeitalter des Sozialismus, B. — Weimar, 1967; Heinrich Mann 1871—1950, Werk und Leben in Dokumenten und Bildern, B. — Weimar, 1971; Herden W., Geistund Macht. Heinrich Manns Weg an die Seite der Arbeiterklasse, В. Weimar, 1971; Zenker E., Heinrich Mann — Bibliographie. Werke, B. — Weimar, 1967.
         Н. Н. Серебров.
        Г. Манн. «Верноподданный» (Берлин, 1949). Илл. М. Хёниша.
        Г. Манн. «Верноподданный» (Берлин, 1949). Илл. М. Хёниша.
        Г. Манн.
        Г. Манн.
II (Mann)
        Том (15.4.1856, Фолсхилл, графство Уорикшир, — 13.3.1941, Грассингтон, графство Йоркшир), деятель рабочего движения Великобритании. В 1866—70 работал в шахтах, с 1870 рабочий-металлист. Активный деятель Социал-демократической федерации (основана в 1884). Один из организаторов стачки лондонских докеров (в 1889), в 1890—93 председатель союза докеров. В 1893 участвовал в создании Независимой рабочей партии, в 1894—97 был секретарём партии. В 1901—10 жил в Австралии и Новой Зеландии; активно содействовал созданию тред-юнионов и распространению социалистических идей в этих странах. В годы 1-й мировой войны 1914—18 занимал интернационалистские позиции. В 1916 вступил в Британскую социалистическую партию. В 1920 был одним из основателей компартии Великобритании. В 1924—32 почётный председатель «Движения меньшинства» (См. Движение меньшинства).
        
         Соч. в русском переводе: Воспоминания, М. — Л., 1924.
        Том Манн.
        Том Манн.
III (Mann)
        Томас (6.6. 1875, Любек, — 12.8.1955, Цюрих), немецкий писатель. Брат Г. Манна. Родился в старинной бюргерской семье. Известность принёс М. уже первый роман «Будденброки» (т. 1—2, 1901) — обширное повествование о судьбе четырёх поколений любекского патрицианского рода. Подзаголовок романа — «Упадок одной семьи» — осмысляется как проявление неких общих биологически-метафизических закономерностей, но получает и социальную характеристику: несовместимость духовно утончённых людей с грубой, агрессивной действительностью Германии, вступавшей в эпоху империализма. В более широком плане «Будденброки» говорят об общем закате буржуазного общества, пронизаны чувством исчерпанности прежних форм жизни. В «Будденброках» ярко проявилось своеобразие М.-художника: неторопливость и детализованность описаний, сочетание остро аналитического и иронического начала с эмоциональной теплотой. В романе заметно влияние немецких реалистов 19 века, скандинавских и французских писателей, а также значительное воздействие русской литературы (прежде всего Л. Н. Толстого). К лучшим произведениям М. относятся новеллы («Тристан», 1903, «Тонио Крегер», 1903, и другие), в которых с большой психологической глубиной нарисованы взаимоотношения людей искусства с миром буржуазной практики, в них сочетается ирония с проникновенной лиричностью. В 1924 вышел роман М. «Волшебная гора», в нём дана картина идейной жизни буржуазного общества в канун 1-й мировой войны 1914—18. Действие развёртывается в высокогорном швейцарском санатории, куда на 7 лет попадает молодой инженер Ганс Касторп. Соприкасаясь с обитателями санатория, воплощающими разные стороны современного буржуазного сознания, Ганс Касторп проходит ряд этапов внутреннего развития, приближаясь к углублённому гуманистическому постижению мира. В этом смысле «Волшебная гора» продолжает традиции немецкого воспитательного романа, являясь также одним из важнейших философских романов 20 века. Замедленное повествование проникнуто внутренним напряжением, в структуре фразы отражается самый процесс постижения действительности — поиски наиболее точного, исчерпывающего слова. Для романа характерна «симфоничность» — своеобразный ритм ведения и смены тем, возвращения к множеству намеченных мотивов. Роман завоевал мировое признание. В 1929 М. была присуждена Нобелевская премия.
         Во 2-й половине 20-х годов М. активно выступает как критик и публицист. Преодолев консервативные взгляды, выраженные в книге «Размышления аполитичного» (1918), он борется против возрастающей опасности гитлеризма (статьи «Немецкая речь. Обращение к разуму», 1930, и другие). Антифашистскими идеями проникнута новелла «Марио и волшебник» (1930), а также историческая тетралогия на библейскую тему — «Иосиф и его братья» (1933—43, русский перевод, т. 1—2, 1968). Гуманизируя миф и показывая его конкретные социально-исторические истоки, М. выступил здесь против характерных для фашизма попыток возвеличить миф и вообще интуитивный иррационализм за счёт рационального человеческого мышления.
         Переход к широкому изображению исторической и современной действительности и выдвижение масштабных, репрезентативных героев позволили М. более непосредственно и полно выразить существенную проблематику эпохи.
         С 1933, после прихода к власти нацистов, М. жил в эмиграции в Швейцарии, с 1938 в США. Гуманистические заветы классической немецкой литературы, противопоставленные фашистскому варварству, утверждаются в романе об И. В. Гёте «Лотта в Веймаре» (1939) — итоге многолетних раздумий М. над творчеством Гёте. В романе глубоко трактуется соотношение между искусством и действительностью, между гениальным художником и окружающей его средой.
         В 1943 М. начал работу над романом «Доктор Фаустус» (1947) — самым значительным произведением последнего периода. Это роман о духовных истоках всего отсталого и реакционного, что привело к возникновению германского фашизма, — вообще о глубоком кризисе капиталистического мира и его культуры. В романе ощущается сильное влияние Ф. М. Достоевского. Последние годы жизни М. провёл в Швейцарии, в Цюрихе. В 1955, во время шиллеровских юбилейных торжеств, М. выступал с речами в ГДР и ФРГ. 80-летие писателя в июне 1955 отмечалось во всём мире.
         Художественное наследие М. остаётся в центре мировой литературной жизни. Он классик романа 20 века, сумевший раздвинуть рамки жанра и насытить его новым социально-философским содержанием. Используя традиционные формы романа, М. углублял и преображал их. М. придал повествованию особую гармоническую многослойность, синтезируя авторскую речь и речь персонажей, современность и прошлое, различные пласты действительности, различные формы её восприятия, наконец, конкретность изображения и философскую глубину проблематики. В России М. становится широко известен с 1910, когда на русском языке начали издавать его первое собрание сочинений.
         Соч.: Gesammelte Werke (in Einzelausgaben), Bd 1—14, B. — W., 1922—37; Stockholmer Gesamtausgabe der Werke, Bd 1—15, Stockh. — Arnst. — W. — Fr./M., 1938—58; Gesammelte Werke, Bd 1—12, В., 1955; Briefe, 1889—1936, Fr./M., 1961; Briefe, 1937—1947, R.-Weimar, 1965; Briefe, 1948—1955, Fr./M., 1965; Autobiographisches. — Das letzte Jahr. Bericht uber meinen Vater. Von Erika Mann, Fr./M., 1968; в русском переводе — Собрание сочинений, вступительная статья Б. Л. Сучкова, т. 1—10, М., 1959—61.
         Лит.: Адмони В. Г., Сильман Т. И., Томас Манн. Очерк творчества, Л., 1960; Днепров В., Черты романа XX века, М. — Л., 1965; Вильмонт Н., Великие спутники, М., 1966; Сучков Б., Лики времени, М., 1969; Русакова А. В., Томас Манн в поисках нового гуманизма, Л., 1969; Апт С., Томас Манн, М., 1972; Языковый стиль Томаса Манна, Сборник, под редакцией Т. И. Сильман. ч. 1—2, Л., 1973; Мотылева Т., Достояние современного реализма, М., 1973; Томас Манн. Библиографический указатель, М., 1956; Havenstein М., Thomas Mann, der Dichterund Schriftsteller, B., 1927; Lukacs G., Thomas Mann, B., 1949; Mann E., Das letzte Jahr, Fr./M., 1956; Diersen I., Untersuchungen zu Thomas Mann, [3 Aufl.], B., 1960; Hilscher E., Th. Mann, Leben und Werk, B., 1965; Das Th. Mann-Buch, Fr./M. — Hamb.,1965; Bürgin H. und Mayer H. O., Th. Mann. Eine Chronik seines Lebens, Fr./M., 1965; Berendsohn W. A., Thomas Mann — Künstler und Kämpfer in bewegter Zeit, Lübeck, 1965; Hermsdorf K., Thomas Manns Schelme, B., [1968]; Matter H., Literatur über Thomas Mann, B. — Weimar, 1972.
         Т. И. Сильман, В. Г. Адмони.
        Т. Манн. «Маленький господин Фридеман» (1898). Обложка.
        Т. Манн. «Маленький господин Фридеман» (1898). Обложка.
        Т. Манн. «Фамарь». Илл. Г. Бэмера (1956).
        Т. Манн. «Фамарь». Илл. Г. Бэмера (1956).
        Томас Манн.
        Томас Манн.
IV (Mann)
        Хорас (4.5.1796, Франклин, штат Массачусетс, — 2.8.1859, Иеллоу-Спрингс, штат Огайо), американский педагог и общественный деятель. В 1823—1837 занимался адвокатской практикой. В 1837—48 возглавлял созданное по его инициативе Бюро по делам образования штата Массачусетс, в 1848—53 был членом конгресса США от этого штата. М. отстаивал право человека на свободу и всестороннее развитие независимо от расы, национальности, религиозной принадлежности и имущественного положения. В 1838 организовал журнал «Common School Journal» (выходил в Бостоне до 1852). Широко известны 12 годовых отчётов М. о состоянии народного образования в штате Массачусетс, каждый из которых посвящен группе каких-либо конкретных педагогических проблем (7-й содержит характеристики европейских школ). М. многое сделал для улучшения подготовки учителей в так называемых нормальных школах.
         Лит.: Пискунов А. И., Деятельность и педагогические взгляды Гораса Манна, «Советская педагогика», 1955, № 8; Morgan J. E., Horace Mann, his ideas and ideals, Wash., 1936; McCluskey N. G., Public schools and moral education. The influence of Horace Mann, William Torrey Harris and John Dewey, N. Y., 1958; The Republic and the School. Horace Mann on the education of Free Men. Ed. by Lawrence A. Cremin. Fifth Printing, N. Y., 1960.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Манн" в других словарях:

  • Манн — (нем. Mann)  немецкая фамилия. Манн, Александер: Манн, Александер (бобслеист) (р. 1980) немецкий бобслеист, чемпион мира. Манн, Александер (художник) (1853 1908) шотландский художник, постимпрессионист. Манн, Генрих  немецкий… …   Википедия

  • Манн К. — Манн, Клаус (18 ноября 1906, Мюнхен  21 мая 1949, Канны)  немецкий писатель, старший сын Томаса Манна (1875 1955). Клаус Манн в форме сержанта американской армии. Италия, 1944 Содержание 1 Жизнь …   Википедия

  • Манн Г. — Манн Г. МАНН Генрих (1871 ) современный немецкий писатель, сын богатого купца, сенатора, из старинной любекской патрицианской семьи. Представитель сходящей со сцены при господстве монополистического капитализма старой торговой буржуазии, в своем… …   Литературная энциклопедия

  • Манн — 1. (Mann) Генрих (1871, Любек – 1950, Санта Моника, штат Калифорния), немецкий писатель. Г. Манн   Старший сын сенатора вольного города Любека. Был учеником книготорговца в Дрездене, стажёром в издательстве, посещал лекции в Берлинском ун те.… …   Литературная энциклопедия

  • Маннё — Координаты:  …   Википедия

  • МАНН —         (Mann) Томас (1875 1955) нем. писатель и мыслитель, автор многочисл. эссе по философии и истории культуры. Путь М. как мыслителя, начавшийся под сильным влиянием Шопенгауэра, Ницше, Вагнера и общей культурной ситуации нем. “конца века”,… …   Энциклопедия культурологии

  • Манн Т. — Манн Т. МАНН Томас (1875 ) немецк. писатель, сын богатого купца, сенатора, из старинной любекской патрицианской семьи. Брат Генриха Манна (см.). Если буржуазная критика с недоброжелательством относилась к некоторому радикализму последнего, то Т.… …   Литературная энциклопедия

  • МАНН —         (Mann) Томас (6.6.1875, Любек, 12;8.1955, Цюрих), нем. писатель и мыслитель.         Путь М. как мыслителя, начавшийся в 1890 х гг. под сильным влиянием Шопенгауэра; Ницше, Р. Ваг нера и общей культурной ситуации нем. «конца века», весь… …   Философская энциклопедия

  • МАНН — (Mann) Генрих (1871 1950), немецкий писатель. Брат Т. Манна. С 1933 в антифашистской эмиграции, с 1940 в США. Социально нравственные романы о Германии бюргерской эпохи, в том числе Учитель Гнус (1905) и Верноподданный (1914), с… …   Современная энциклопедия

  • МАНН — в германской мифологии первый человек, родоначальник трех племен германцев ингевонов, истевонов и герминонов, упоминаемых римским историком Тацитом …   Большой Энциклопедический словарь

  • МАНН — в германской мифологии первый человек, сын Туисто, отец родоначальников трёх племенных групп германцев ингевонов, истевонов и герминонов (упоминаемых Тацитом). E. М. (Источник: «Мифы народов мира».) …   Энциклопедия мифологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»