Макиавелли это:

Макиавелли
        Макьявелли (Machiavelli) Никколо (3.5.1469, Флоренция, — 22.6.1527, там же), итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик. Из обедневшей знатной семьи. С 1498 был секретарём Совета десяти Флорентийской республики, выполнял важные дипломатические поручения. В 1512, после восстановления тирании Медичи, был отстранён от службы и сослан в своё поместье под Флоренцией. Наиболее значительные сочинения: «Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия» (1531, русский перевод 1869), «Государь» (1532, русский перевод 1869; «Князь» в Сочинения, т. 1, 1934), «История Флоренции» (1532, русский перевод 1973). М., страстный патриот, считавший, что бедствия Италии объясняются главным образом политической раздробленностью, создал теорию государства, способного, как он полагал, преодолеть эту раздробленность. Важным вкладом М. в историю политических идей Возрождения был его подход к проблеме государства со светских (а не с теологических) позиций: он пытался раскрыть законы общественного развития, основываясь на данных истории, на раскрытии человеческой психики, на учёте реальных фактов, реальной обстановки. К. Маркс относил М. к числу тех политических мыслителей, которые «... стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 1, с. 111). М. разделял веру большинства гуманистов в могучие творческие возможности человека. Согласно концепции М., сильная личность способна противостоять «фортуне», случайным стечениям обстоятельств (роль которых в истории велика), противопоставив им свою энергию и проницательность (в идее борьбы личной «доблести» — virtú и «фортуны» особенно ярко проявились черты, характерные для взглядов эпохи Возрождения); всестороннее рассмотрение обстоятельств и умение изменять политику в соответствии с ситуацией способны обеспечить успех правителям. Лучшей формой государства М. считал республику, однако был убеждён, что итальянская действительность (непрерывная вражда между собой итальянских государств, подвергающихся нападениям иноземцев) требует установления единовластия; только при сильном государе возможно создать независимое итальянское государство, свободное от чужеземного ига. Он полагал, что для упрочения государства допустимы любые средства — насилие, убийство, обман, предательство (впоследствии появился термин «макиавеллизм», обозначающий политику, пренебрегающую законами морали). М. резко осуждал политику феодальной знати и особенно папства, приводившую к постоянным раздорам, препятствовавшую складыванию единого итальянского государства; вместе с тем он опасался и «черни» (plebs), легко вовлекаемой в авантюры. Его симпатии — на стороне средних и высших слоев торгово-ремесленного населения итальянских городов («народа» — popolo). Как историк М. сделал важный шаг в развитии историографии. Он искал исторические закономерности, глубокую причинную связь событий. М., убеждённый в неизменности человеческой природы, рассматривал историю как столкновение «вечных» страстей и интересов, индивидов и сословий. Важнейшей движущей силой истории М. считал политическую борьбу, которая в его изложении часто выступала как борьба социальная, классовая.
         М. — автор карнавальных песен, сонетов, новелл и других литературных произведений. Наиболее выдающееся из них — комедия «Мандрагора» (русский перевод 1924), резко бичующая нравы тогдашней Флоренции. Особым нападкам подвергнута церковь с её лицемерием и растлением нравов. Отличительная черта комедии — целеустремлённость, воля, активность её персонажей. М. обогатил итальянскую литературу ясной, лаконичной, лишённой риторических украшений прозой.
         М. был «... первым достойным упоминания военным писателем нового времени» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 346). В трактате «О военном искусстве» (1521, русский перевод 1936) резко критиковал систему наёмных войск, состоящих, по его мнению, из подонков общества и занимающихся грабежом, и рекомендовал заменить наёмников постоянной армией милиционного типа, построенной на основе всеобщей воинской повинности и полностью подчинённой государю. «Жизненной основой всякого войска» М. считал пехоту; кавалерия, полагал М., должна быть немногочисленной, хорошо обученной и экипированной. М. отводил главную роль в бою холодному оружию и недооценивал огнестрельное оружие, поскольку оно в то время было несовершенным. М. требовал от армии высокой тактической выучки, слаженности, дисциплины, способности к быстрому маневру, придавал большое значение резервам. Стратегические взгляды М. были непоследовательны (он выдвигал в качестве главного средства достижения победы то решительное сражение, то измор противника). Многие положения М. заимствовал у Вегеция (См. Вегеций), нередко механически перенося опыт армии Древнего Рима в совершенно иную эпоху. В 1506—1510 создал во Флоренции пешее и конное ополчение (до 20 тысяч человек), имевшее единое обмундирование и проходившее систематическую боевую подготовку (однако в 1512 оно было разбито профессиональной испанской армией).
         Католическая церковь в 1559 внесла сочинения М. в «Индекс запрещенных книг» (См. Индекс запрещённых книг).
         Соч.: Opere, Mil. — Naples, 1954; в русском переводе — Сочинения, т. 1, М. — Л., 1934.
        
         Лит.: Виллари П., Н. Макиавелли и его время, перевод с итальянского, т. 1, М., 1914; Грамши А., Избранные произведения, перевод с итальянского, т. 3, М., 1959, с. 111—29, 159—61; Вайнштейн О. Л., Западно-европейская средневековая историография, М. — Л., 1964, с. 276—86; Де Санктис Ф., История итальянской литературы, перевод с итальянского, т. 2, М., 1964, с. 70—146; Строков А. А., История военного искусства, т. 1, М., 1955, с. 337—340; Рутенбург В. И., Жизнь и творчество Н. Макьявелли, в книге: Макьявелли Н., История Флоренции [перевод с итальянского], Л., 1973; Pulver J., Machiavelli..., L., 1937; Ridolfi R., Vita di N. Machiavelli, 2 ed., Roma, 1954; Malarczyk J., U zródeł włoskiego realizmu politycznego. Machiavelli i Guicciardini, Lublin, 1963; Chabod F., Scritti su Machiavelli, Torino, 1964; Sasso G., Studi su Machiavelli, [Napoli, 1967]; Whitfield J., Discourses on Machiavelli, Camb., 1969; Balaci A., Niccolo Machiavelli, [Bucureşti, 1969].
        Н. Макиавелли. Портрет работы художника Санти ди Тито. 2-я пол. 16 в. Палаццо Веккьо. Флоренция.
        Н. Макиавелли. Портрет работы художника Санти ди Тито. 2-я пол. 16 в. Палаццо Веккьо. Флоренция.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Синонимы:

Смотреть что такое "Макиавелли" в других словарях:

  • Макиавелли — Макиавелли, Никколо Никколо Макиавелли Niccolò Machiavelli философ, политик, писатель …   Википедия

  • МАКИАВЕЛЛИ — (Machiavelli) Никколо (1469 1527) ит. общественный деятель, политический мыслитель, историк, военный теоретик. Род. в патрицианской, но обедневшей флорентийской семье. Во время восстановления республики во Флоренции играл достаточно видную роль в …   Философская энциклопедия

  • МАКИАВЕЛЛИ — (Machiavelli) Никколо (03.05.1469, Флоренция 22.06.1527, там же). итальянский государственный деятель, писатель, историк, классик политической мысли Нового времени. Основные теоретические труды Государь , Рассуждение о первой декаде Тита Ливия ,… …   Энциклопедия социологии

  • макиавелли — талейран, хитрец Словарь русских синонимов. Макиавелли см. хитрец Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • МАКИАВЕЛЛИ — (Machiavelli) Никколо ди Бернардо (1469 1527) итальянский мыслитель, политический деятель, историк и военный теоретик. Секретарь Совета десяти Флоренции (1498 1512), отвечавший за дипломатические связи республики. Основные сочинения: ‘Государь’… …   История Философии: Энциклопедия

  • МАКИАВЕЛЛИ — (Макьявелли) (Machiavelli) Никколо (1469 1527), итальянский политический мыслитель. Считал главной причиной бедствий Италии ее политическую раздробленность, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть. Признавал ради упрочения …   Современная энциклопедия

  • МАКИАВЕЛЛИ — (Machiavelli) Никколо ди Бернардо (1469 1527) итальянский мыслитель, политический деятель, историк и военный теоретик. Секретарь Совета десяти Флоренции (1498 1512). Основные сочинения: «Государь» (1513, впервые опубликован в 1532), «Рассуждения… …   Новейший философский словарь

  • Макиавелли — ■ Не читая, утверждать, что он злодей …   Лексикон прописных истин

  • МАКИАВЕЛЛИ — (Machiavelli), Никколо ди Бернардо (3.V.1469 22.VI.1527) итал. политич. мыслитель и историк эпохи Возрождения. В 1498 1512 был секретарем Совета десяти Флорентийской республики, выполнял важные дипломатич. поручения. После возвращения к власти… …   Советская историческая энциклопедия

  • макиавелли — (иноск.) неразборчивый в средствах для достижения своих целей, тонкий, хитрый, коварный, вероломный Ср. Стрепетов слушал и, как всякий молодой человек, не испорченный жизнью, не умеющий еще понимать макиавелистических уверток, порывисто… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Книги

Другие книги по запросу «Макиавелли» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»